Культура и цивилизация. Типологические особенности культур и цивилизаций.
Термин "цивилизация" происходит от латинского стИз (гражданский, государственный, политический). В литературе этот термин отождествляется с понятием "культура" (человек культурный и цивилизованный - характеристики однопорядковые), и как нечто ей противостоящее, например как бездушное, вещное "тело" общества в противоположность культуре как началу духовному; является уровнем, этапом в эволюции человеческого общества, пришедшего на смену варварству; трактуется как то, что дает удобство (комфорт), предоставляемое в наше распоряжение техникой и др. Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смысле как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни. По О.Шпенглеру, цивилизация - это этап упадка культуры, ее старения.
Современные представления о цивилизации рассматриваются мыслителями как нечто Единое, находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с идеей целостности, единство мира. Категория цивилизации охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты деятельности человечества по созданию "второй природы", внедрение элементов ноосферного характера в наличное бытие современного человечества. Итак, главная мысль в содержании категории "цивилизация" сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.
Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу (в девственной природе существование цивилизации невозможно) и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Но цивилизация - понятие более глобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе, вышедшем из первобытного состояния, - это различия внутри цивилизации.
Таким образом, цивилизация представляет собой социокулътурное образование. Если понятие "культура" характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие "цивилизация" характеризует социальное бытие самой культуры. Антагонистические общественные отношения накладывают отпечаток на характер цивилизации, порождают глубокие противоречия в развитии культуры.
Известно, что вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант, чем существенно прояснил эту проблему. Ранее под культурой в отличие от природы понимали все созданное человеком. Именно Кант разрешил данный вопрос, причем гениально просто. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.
Во временном измерении культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.
В истории человечества принято выделять следующие основные типы цивилизаций: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия и др.); 2)античная; 3) средневековая; 4) индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская.
Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации современной эпохи.
Словарь.
Анаксагор материалист
Анаксимен натурфилософ материалист
Аристотель материалист (?), дуалист
Авенариус Р. эмпириокритицизм (позитивизм)
Бакунин гегельянец
Бекон Роджер
Белинский гегельянец
Бергсон иррационализм
Беркин материалистический эмпиризм
Беркли Д. субъективный идеалист, сенсуалист
Брайтмен Э. персонализм
Бэкон Фрэнсис материалист
Вебер субъективный идеалист
Дандейн А. неотомизм
Даниелу Ж. неотомизм
Декарт Рене дуалист, рационалист
Демокрит материалист
Дидро материалист, сенсуалист
Дильтей иррационализм
Добролюбов антропологический материализм
Гегель объективный идеализм
Гераклит натурфилософ материалист
Герцен гегельянец
Гоббс материалист
Гольбах материалист
Жильсон Э. неотомизм
Зенон идеалист
Камю экзистенциализм
Кант Иммануил нем. классический идеализм, агностицизм
Конт О. позитивный сциентист
Лакруа Ж. персонализм
Лавров позитивист
Лейбниц Г. объективный идеалист, рационалист
Левкипп материалист
Ломоносов естественнонаучный материализм
Мах Э. эмпириокритицизм (позитивизм)
Маритен Ж. неотомизм
Мерсье Д. неотомизм
Михайловский позитивизм
Мунье Э. персонализм
Недонсель Ж. персонализм
Ницше Фридрих иррационализм
Огарев гегельянец
Оккам Вильям умеренный номинализм
Парменид идеалист
Писарев естественнонаучный материализм
Платон объективный идеализм (основатель)
Протагор
Пьер Абеляр умеренный номинализм
Рассел Б. позитивист (approx.)
Росцелин номинализм (основатель)
Сартр экзистенциализм
Скотт умеренный номинализм
Сократ идеалист
Спиноза Б. материалистический монизм, рационализм
Страсс Леви структурализм
Ткачев экономический материализм
Фалес натурфилософ материалист
Фарбо К. неотомизм
Фейербах метафизический материализм
Фихте субъективный идеалист
Флюэллинг Р. персонализм
Фома Аквинский томизм (основатель), умеренный реалист
Фриз Й. де неотомизм
Хайдеггер экзистенциализм
Хрисипп идеалист
Чернышевский антропологический материализм
Эмпидокл натурфилософ
Эпикур материалист
Юм материалистический эмпиризм, сенсуалист
Ясперс экзистенциализм
АГНОСТИЦИЗМ - философское учение, согласно которому не может быть
окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека
действительности.
БЫТИЕ - философское понятие, обозначающее существующий независимо от
сознания объективный мир, материю.
ГИЛОЗОИЗМ ( от греч. hule - иатерия,вещество и zoe - жизнь ) - философское
воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого, и прежде
всего чувствительность, способность к ощющению, восриятию.
ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы
познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются
всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и
истинности.
ДВИЖЕНИЕ - изменение вообще, способ существования материи, всякое
взаимодействие и смена их состояний.
ДЕИЗМ ( от лат. deus - бог ) - философское воззрение, согласно которому
бог является источником начальной энергии мира ( первотолчок ), но впоследствии
уже не вмешивается в течение земных событий.
ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии
бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово "ДИАЛЕКТИКА"
впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог (
греч. dialegomai - беседую ). Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей,
постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. Она там,
где столкновение противоположностей , борьба идей; перенесенная в последствии в
объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и
разрешение, борение, развитие, движение вперед.
ДУАЛИЗМ - философское учение, исходящее из признания равноправными, не
свободимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и
материального.
ИДЕАЛИЗМ - 1.метод, считающий, что существует какая-то объективная
реальность, " мировая душа ", " мировой разум ", являющаяся первоначалом всего.
2.общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление,
психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое
вторично, производно, зависимо, обусловленно.
ИНДИВИД - 1.единичный представитель человеческого рода, родовая
биологическая характеристика человека. 2.обозначение единичного в отличии от
совокупости, массы.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимый способ жизни, индивидуальная форма
общественного существования.
КАТЕГОРИИ ( от греч. kategoria - высказывание, свидетельство ) - формы
осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру, отражающие
наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.
ЛИЧНОСТЬ - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных качеств,
формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных
отношений. 2.динамическая и целостная система интеллектуальных
социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его
сознании и деятельности.
МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных философских направлений, которое решает
основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия,
физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое,
субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему
за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т.п.
МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая по своим законам,
независимо от сознания.
МЕТАФИЗИКА - от греч. meta ta physika - 1.то, что идет после
физики,трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории философии
термин "МЕТАФИЗИКА" нередко употребляется как синоним философии. В философии
марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2.метод, который
рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние
противоречия как источник развития, базируется на абсолютизации определенных
сторон, моментов в процессе познания. 3.наука о сверхчувственных принципах и
началах бытия.
МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения
теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 1.совокупность принципов, взглядов и убеждений,
определяющих направление деятельности и отношение к действительпости
определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом.
2.система представлений о мире и о месте в нем человека,об отношении человека к
окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими
представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения,
идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
МОНИЗМ ( от греч. monos - один-единственный ) - философское воззрение,
согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции
- материи либо духа.
ОБЩЕСТВО - 1.целостный механизм, открытая динамическая развивающаяся
система. 2.совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.
ОБъЕКТ - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и
познавательной деятельности.
ОБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма ; в
отличии от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее
сверхиндивидуальное духовное начало.
ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий
фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ – вопрос об отношении сознания к бытию, мышления
к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является
первичным - дух или природа, материя или сознание - и, вовторых, как относится
знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию,
способно ли оно верно отражать мир.
ПАНТЕИЗМ ( от греч. pan - все, theos - бог ) - отождествление мира и бога:
все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение
зародилось еще в древности, прошло через средние века и получило развитие в
новое время.
ПОКОЙ - состояние двихения, которое обеспечивает стабильность предмета,
сохранение его качеств.
В отличии от КАТОЛИЦИЗМА, признававшего роль человеческого разума в деле
толкования священного писания, ПРАВОСЛАВНАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ отказалась от
использования рациональной логики и не согласилась расширить догматы веры за
счет выведенных из священных текстов логических умозаключений.
ПРАКТИКА - философская категория, обозначающая материальную сторону
общественно-исторической предметной деятельности людей : преобразования природы
и общества.
РАЗВИТИЕ - закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение
материальных объектов и систем, имеющих определенную направленнсоть.
РАЦИОНАЛИЗМ ( от лат. ratio - разум ) - философское воззрение, признающее
разум ( мышление ) источником познания и критерием его истинности.
СЕНСУАЛИЗМ ( от лат. sensus - чувство,ощющение ) - философское воззрение,
выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к
сумме элементов чувственного познания. СЕНСУАЛИСТЫ полагают, что мышление
принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.
СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной
действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в
осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.
СУБСТАНЦИЯ - единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи,
внутренняя сущность вещей активно самопорoждающее и саморазвивающееся начало.
СУБСТРАТ ( от лат. sub - под и stratum - кладка, постройка, сооружение ) -
основа единства, однородности различных предметов и различных свойств
отдельного, единичного предмета, вещи и их совокупности.
СУБъЕКТ - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид
или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
СУБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма ; в
отличии от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне
сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его
активностью.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - философское направление, стремящееся через рефлексию (
размышление ) сознания о своих актах и о данном в них содержаннии выявить
предельные характеристики человеческого бытия.
ФИЛОСОФИЯ ( от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость ) - наука о
всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие ( т. е. природа и
общество ), так и мышление человека, процесс познания.
ЭСТЕТИКА ( от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный ) - раздел
философии, изучающий "теорию чувственного познания".