Специфика философии Возрождения: антропологизм и гуманизм. Философия реформации.
1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:
-совершенствование орудий труда и производственных отношений;
-кризис феодализма;
развитие ремесла и торговли;
усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные,военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
появление первых парламентов;
отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
повышение уровня образованности в Европе в целом;
великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы,Магеллана);
научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа,телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины иастрономии, иные научно-технические достижения).
2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
гуманистическое (XIV — XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) — в центре внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
неоплатоническое (сер. XV — XVI вв.), представители которого — Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. — развивали учение Платона, пытались познатьприроду, Космос и человека с точки зрения идеализма;
натурфилософское (XVI — нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
реформационное (XVI — XVT1 вв.), представители которого —Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усен-лиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
политическое (XV — XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) — искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);
перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскостиЗемли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
торжество индивидуализма;
широкое распространение идеи социального равенства.
Гуманизм
как философское направление получил распространение в Европе в XTV - середине XV вв. Его центром была Италия.
К основным чертам гуманизма относились:
антицерковная и антисхоластическая направленность;
стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать само-. ценность человека;
антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспеваниеего силы, величия, возможностей;
жизнеутверждающий характер и оптимизм.
По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.
Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время61
комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:
воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;
восхваляет человека;
отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;
признает за человеком наличие как божественного, так иприродного начала, которые гармонируют друг с другом;
верит в счастливое будущее человека, его изначально добруюприроду.
Тем же духом пронизаны иные произведения Данте ("Новая жизнь" и т. д.).
Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книга песен", трактата "О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.
Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:
человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;
человеку принадлежит свобода выбора и право выражатьсебя в соответствии с этим;
человек может добиться счастья, опираясь только на себя исвои силы, имеет для этого достаточный потенциал;
загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
внешний облик и внутренний мир человека прекрасны. Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении
как об истинном благе":
ниспровергал церковные авторитеты;
критиковал схоластику за искусственность, надуманность инеистинность;
в центр мироздания ставил человека;
верил в возможности человека и его разум;
отвергал аскетизм и самоотрешение;
призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;
был сторонником равенства мужчины и женщины;
высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.
Реформация (Лютер, Кальвин, Мюнцер) повлекла за собой переворот во всей духовной культуре. Слишком светское отношение к миру высших представителей церкви (епископат) и их чрезмерные требования власти, недостаточная образованность низшего слоя священников и всеобщий упадок нравов требовали обновления церкви. Догматический период развития христианства в средневековье породил такую ситуацию, когда Священное Писание стало противоречить созданной католической церковью системе догматики, которая была недоступна большинству верующих и низшему слою духовенства. В рамках религии усиливается рационалистическая тенденция с элементами античного восприятия мира и ролью в нем человека.
Проявляется тенденция возврата к новозаветному учению, строящемуся на простых и понятных принципах и близкому к мирской жизни каждого человека. Следствием Реформации стали глубокие изменения в духовно-религиозной области, политическом ландшафте Европы и в экономико-социальных структурах. Возникший протестантизм в социальной сфере приводит к становлению новой этики, которая оправдывает труд в любой его форме, предпринимательство, которое становится нравственно обязательным и отражает стремление человека работать.