Специфика философии Возрождения: антропологизм и гуманизм. Философия реформации.

1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев­ропе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеут­верждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

-совершенствование орудий труда и производственных отношений;

-кризис феодализма;

развитие ремесла и торговли;

усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные,военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

появление первых парламентов;

отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

повышение уровня образованности в Европе в целом;

великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы,Магеллана);

научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа,телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины иастрономии, иные научно-технические достижения).

2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

гуманистическое (XIV — XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) — в центре внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

неоплатоническое (сер. XV — XVI вв.), представители которо­го — Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. — развивали учение Платона, пытались познатьприроду, Космос и человека с точки зрения идеализма;

натурфилософское (XVI — нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мирозда­ния, опираясь на астрономические и научные открытия;

реформационное (XVI — XVT1 вв.), представители которого —Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усен-лиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше­ние между верующими и Церковью;

политическое (XV — XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) — искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеоб­щем уравнении, тотальном регулировании со стороны госу­дарственной власти.

3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к чело­веку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделав­шей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);

перемещение основного интереса от формы идеи к ее со­держанию;

принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскостиЗемли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бес­конечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

большой интерес к социальным проблемам, обществу и го­сударству;

торжество индивидуализма;

широкое распространение идеи социального равенства.

Гуманизм

как философское направление получил распростра­нение в Европе в XTV - середине XV вв. Его центром была Италия.

К основным чертам гуманизма относились:

антицерковная и антисхоластическая направленность;

стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать само-. ценность человека;

антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспеваниеего силы, величия, возможностей;

жизнеутверждающий характер и оптимизм.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время61

комедиями именовались литературные произведения с благопо­лучным концом). В своем произведении Данте:

воспевает христианство, но одновременно между строк вы­смеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;

восхваляет человека;

отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;

признает за человеком наличие как божественного, так иприродного начала, которые гармонируют друг с другом;

верит в счастливое будущее человека, его изначально добруюприроду.

Тем же духом пронизаны иные произведения Данте ("Новая жизнь" и т. д.).

Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книга песен", трак­тата "О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.

Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуж­дые схоластике идеи:

человеческая жизнь дается один раз и уникальна;

человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

человеческая личность должна быть свободной — как физи­чески, так и духовно;

человеку принадлежит свобода выбора и право выражатьсебя в соответствии с этим;

человек может добиться счастья, опираясь только на себя исвои силы, имеет для этого достаточный потенциал;

загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;

человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;

внешний облик и внутренний мир человека прекрасны. Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении

как об истинном благе":

ниспровергал церковные авторитеты;

критиковал схоластику за искусственность, надуманность инеистинность;

в центр мироздания ставил человека;

верил в возможности человека и его разум;

отвергал аскетизм и самоотрешение;

призывал к активному действию, борьбе, смелости в изме­нении мира;

был сторонником равенства мужчины и женщины;

высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

Реформация (Лютер, Кальвин, Мюнцер) повлекла за собой переворот во всей духовной культуре. Слишком светское отношение к миру высших представителей церкви (епископат) и их чрезмерные требования власти, недостаточная образованность низшего слоя священников и всеобщий упадок нравов требовали обновления церкви. Догматический период развития христианства в средневековье породил такую ситуацию, когда Священное Писание стало противоречить созданной католической церковью системе догматики, которая была недоступна большинству верующих и низшему слою духовенства. В рамках религии усиливается рационалистическая тенденция с элементами античного восприятия мира и ролью в нем человека.

Проявляется тенденция возврата к новозаветному учению, строящемуся на простых и понятных принципах и близкому к мирской жизни каждого человека. Следствием Реформации стали глубокие изменения в духовно-религиозной области, политическом ландшафте Европы и в экономико-социальных структурах. Возникший протестантизм в социальной сфере приводит к становлению новой этики, которая оправдывает труд в любой его форме, предпринимательство, которое становится нравственно обязательным и отражает стремление человека работать.

Наши рекомендации