Предмет философии. Структура ф-и. Основные черты философского мышления.

Античная философия.

Античная философия сформировалась в Др. Греции и Др. Риме. Античная философия прошла несколько этапов.

1 — зарождение и формирование.

2— зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой философии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.

3— закат гр. ф. в эпоху эллинизма и латинской ф. периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой ф.

По содержанию философской мысли также выделяют:

Раннюю классику (натуралисты, досократики) Главные проблемы — «Космос», его строение.

Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема - сущность человека.

Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов и др.

Эллинизм (Эпикур, стоики, Сенека, и др.) Главные проблемы – мораль и свобода человека, познание и т.п.

Античная философия характеризуется обобщенностью зачатков научного знания, наблюдений за явлениями природы, а также достижений научной мысли и культуры народов древнего Востока. Для данного конкретно-исторического типа философского мировоззрения характерен космоцентризм. Макрокосмос - это природа и основные природные стихии. Человек - своеобразное повторение окружающего мира – микрокосмос. Поиск первоначала мира - характерная черта античной, в особенности ранней античной ф. Проблемы бытия, небытия, материи и ее форм, ее главных элементов, стихий космоса, структурности бытия, его текучести и противоречивости волновали представителей милетской школы. Их называют натурфилософами. Так, Фалеспервоначалом всего, первовеществом считал воду, как некую стихию, дающую жизнь всему существующему.

Стихийный материализм и диалектика получили развитие в творчестве мыслителей эфесской школы, ярким представителем которой являлся Гераклит (ок. 520 - ок. 460 до н.э.), вошел как «отец диалектики». Согласно его философии, мир един, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Природа и мир представляют собой вечный процесс движения и изменения огня.

Гераклитовская философия резко критиковалась представителями школы элеатов - мыслителями из города Элеи. Основателем школы считают Ксенофана (ок.570-480 гг. до н.э.). В последующем главой школы стал Парменид (ок.540 – 480 до н.э.), а его легендарным учеником Зенон Элейский (ок.490-430 до н.э.).

Второй этап развития античной ф. (средняя классика) связан с философским учением софистов. (Софизм – философское направление, основывающееся на признании двусмысленности понятий, умышленно ложном построении умозаключений, формально кажущихся правильными, выхватывании отдельных сторон явления). Софистов называли мудрецами, а сами себя они называли учителями. Их целью было – дать знания (причем, как правило, это делалось за деньги) во всех возможных областях и выработать в учениках способность к различного рода деятельности. Их размышления о практическом значении философии представляли практический интерес для последующих поколений мыслителей. Софистами были Протагор, Горгий, Продик, Гиппий. К софистам греческие мыслители относились отрицательно.

Высокая классика античной философии связана с величайшими мыслителями Древней Греции Платоном (427–347 гг.до н.э.) и Аристотелем (384-322 гг.до н.э.). Платон выражал свои мысли в творениях. Аристотель тяготел к энциклопедизму. Ядром учения Платона стала теория идей. Объективная, безотносительная, независимая от времени и пространства, бестелесная, вечная, недоступная чувственным восприятиям идея постигается только разумом. Идеи составляют особое царство идеальных сущностей, где наивысшей идеей является – Благо.

Платон развил теорию познания. Он считал, что истинное познание – это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различались чувственное и интеллектуальное знание. Платоном рассмотрены многие другие философские проблемы, среди которых заслуживают внимания учение «об идеальном государстве», теория космоса, этическое учение.

Аристотель основал свою философскую школу. Во-первых, Аристотель значительно шире, чем кто-либо из его предшественников, осуществил интеллектуальный охват всех форм современного ему знания и культуры в целом. Его интересовали вопросы естествознания, философии, логики, истории, политики, этики, культуры, и т.д. Во-вторых, он сформулировал понятие философии. В качестве «первой философии» он рассматривает «метафизику» и «второй философии» - физику. «Метафизика» – наиболее возвышенная из наук, потому что не преследует эмпирические или практические цели. В учении о материи и форме Аристотель рассматривает два начала каждой вещи (вещь = материя + форма). Впервые он вводит понятие материи. Каждая вещь становится сама собой благодаря форме (эйдосу).

Эллинизм. Основными течениями эллинистической философии являлись стоицизм и эпикуреизм.

Главными представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский, Ксенофан. Позднее в качестве стоиков прославились Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Все они были последователями школы Стои (Афины), их жизненный идеал – невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы. Стоицизм как учение вобрал в себя многое из предшествующей греческой философии. Можно выделить несколько разделов этой философии: физику, логику и эстетику.

Значительное место в творчестве стоиков занимали проблемы логики. Они делили ее на риторику и диалектику, понимая под последней искусство достижения истины с помощью спора. Но все же вершиной стоической философии является ее эстетическое учение. В нем получили обоснование основные категории этики стоиков: автаркия - самоудовлетворение, независимость, обособление; атараксия - невозмутимость, полное спокойствие, безмятежность; квиетизм - безучастное, пассивное отношение к жизни; аффект; вожделение; страсть; апатия - бесстрастие.

Гуманизм

как философское направление получил распростра­нение в Европе в XTV - середине XV вв. Его центром была Италия.

К основным чертам гуманизма относились:

антицерковная и антисхоластическая направленность;

стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать само-. ценность человека;

антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспеваниеего силы, величия, возможностей;

жизнеутверждающий характер и оптимизм.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время61

комедиями именовались литературные произведения с благопо­лучным концом). В своем произведении Данте:

воспевает христианство, но одновременно между строк вы­смеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;

восхваляет человека;

отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;

признает за человеком наличие как божественного, так иприродного начала, которые гармонируют друг с другом;

верит в счастливое будущее человека, его изначально добруюприроду.

Тем же духом пронизаны иные произведения Данте ("Новая жизнь" и т. д.).

Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книга песен", трак­тата "О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.

Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуж­дые схоластике идеи:

человеческая жизнь дается один раз и уникальна;

человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

человеческая личность должна быть свободной — как физи­чески, так и духовно;

человеку принадлежит свобода выбора и право выражатьсебя в соответствии с этим;

человек может добиться счастья, опираясь только на себя исвои силы, имеет для этого достаточный потенциал;

загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;

человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;

внешний облик и внутренний мир человека прекрасны. Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении

как об истинном благе":

ниспровергал церковные авторитеты;

критиковал схоластику за искусственность, надуманность инеистинность;

в центр мироздания ставил человека;

верил в возможности человека и его разум;

отвергал аскетизм и самоотрешение;

призывал к активному действию, борьбе, смелости в изме­нении мира;

был сторонником равенства мужчины и женщины;

высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

Реформация (Лютер, Кальвин, Мюнцер) повлекла за собой переворот во всей духовной культуре. Слишком светское отношение к миру высших представителей церкви (епископат) и их чрезмерные требования власти, недостаточная образованность низшего слоя священников и всеобщий упадок нравов требовали обновления церкви. Догматический период развития христианства в средневековье породил такую ситуацию, когда Священное Писание стало противоречить созданной католической церковью системе догматики, которая была недоступна большинству верующих и низшему слою духовенства. В рамках религии усиливается рационалистическая тенденция с элементами античного восприятия мира и ролью в нем человека.

Проявляется тенденция возврата к новозаветному учению, строящемуся на простых и понятных принципах и близкому к мирской жизни каждого человека. Следствием Реформации стали глубокие изменения в духовно-религиозной области, политическом ландшафте Европы и в экономико-социальных структурах. Возникший протестантизм в социальной сфере приводит к становлению новой этики, которая оправдывает труд в любой его форме, предпринимательство, которое становится нравственно обязательным и отражает стремление человека работать.

Типы социальной динамики.

Под типом социальной динамики подразумевались однонаправленные поступательные процессы общественного развития, исключающие скачки и перерывы. Понятие "социальная динамика" отражает определенную и весьма существенную сторону общественного развития в целом. Из всей совокупности многообразных изменений исторической реальности понятие "социальная динамика" вбирает в себя и концентрирует свое внимание на одной стороне - направленности общественных изменений, их траектории. В связи с этим можно выделить циклический, линейный и спиралевидный типы социальной динамики.

В общественной жизни широко распространены циклические процессы, имеющие собственную логику развития и специфические формы реализации. Можно выделить два класса циклических изменений - системно-функциональный и исторический. Системно-функциональный цикл отражает социальные изменения в рамках одного качественного состояния, причем конечный результат серии изменений становится исходным пунктом новой серии аналогичных изменений. В результате разрешения в рамках данного качества возникающих противоречий происходит неоднократное чередование подъемов и упадков, повторение одних и тех же фаз функционирования социальной системы. Развитие общества в порядке системно-функциональных циклов свидетельствует о его относительно стабильном состоянии: воспроизводятся естественно сложившиеся социальные общности (этносы, классы, страты); воспроизводятся устойчивые формы деятельности социальных субъектов, их традиционные роли в обществе. Таким образом осуществляется саморегуляция общества. Исторический цикл является единством процессов генезиса, расцвета и распада социальных систем.

Чрезвычайно большое место в исторической действительности занимают линейные процессы. При этом сущность линейного типа социальной динамики не исчерпывается линейным прогрессом - другой исторической формой его реализации выступает линейный регресс, как нисходящая линия в развитии общества, когда происходит процесс сужения функциональных возможностей социальной системы, приводящий в конечном счете к тупиковым ситуациям в общественном развитии. Линейный прогресс и линейный регресс представляют собой противоречивое единство противоположностей, одна из которых на определенном этапе играет доминирующую роль. Если линейный прогресс рассматривается направленным в будущее, то линейный регресс воспринимается чуть ли не как движение вспять даже во времени, как своего рода "прогресс наоборот". В действительности же линейный регресс не должен трактоваться как простое повторение в обратном порядке ранее пройденных стадий и фаз. На новом временном этапе социального развития существуют иные условия, иная общественная среда, и поэтому повторение старого возможно лишь прежде всего в отношении формы, хотя, разумеется, в известной степени это касается и содержания. Старые общественные институты невозможно реанимировать в их первозданном облике, ибо в новых исторических условиях они оказываются неспособными выполнять прежние свои функции. В этой связи правомерно говорить об ассиметричной направленности линейного прогресса и линейного регресса. Отличительной чертой линейной динамики является ее кумулятивный характер, выражающийся в том, что каждое новое явление есть не механическое добавление к старому, а генетическое его продолжение.

Спиралевидный тип социальной динамики отражает совокупность генетически связанных процессов, отрицающих друг друга, и обнаруживается при суммировании большого количества данных на сравнительно длительных этапах исторического развития. В ходе каждого отрицания явление переходит не только в другое качественное состояние, но и в свою противоположность. В ходе последующих отрицаний явление вновь превращается в свою противоположность и одновременно как бы возвращается в свое исходное состояние, но возврат этот к якобы старому осуществляется на новом уровне, с обнаружением новых свойств. В плане социально-онтологическом данный тезис можно проиллюстрировать на примере витка спирали, связанного с отрицанием первобытной общественной собственности частной, которая сегодня, в свою очередь, отрицается процессами обобществления и социализации. В плане социально-гносеологическом можно сослаться на такой виток: античная диалектика - многовековое господство метафизики в философии и естествознании - возвращение к диалектике. Вполне понятно, что в обоих случаях перед нами лишь якобы возврат, совершающийся на качественно новом уровне.

39. Проблема технических норм. Соци­альные, этические, экологические последствия применения техники.

Развитие техники в современном мире все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны, без техники невозможно представить развитие человечества, а с другой - техника - мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические, последствия. Непродуманное развитие техники приводит к тому, что успехи технического прогресса оборачиваются сложными социальными проблемами. Заменяя рабочую силу человека на производстве, приводя тем самым к повышению производительности, техника обостряет проблемы занятости и безработицы; жилищный комфорт приводит в наши дни к нежелательной разобщенности людей; достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютных, обезличенных городов, загубленной природы и т.д.На пороге XXI в. человечество оказалось перед необходимостью решения проблем мирового порядка: загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства; невосстановимое исчерпание природных ресурсов; нарушение баланса в демографических процессах; опасность радиоактивной катастрофы и т.д. Все это заставляет задуматься о целях и перспективах технического развития, о мерах его возможного ограничения.

Многие исследователи в области философии техники всерьез заинтересованы такими проблемами, как социальные последствия технического развития, этические проблемы и особенности современной "технотронной эры", формирование системы ценностей в индустриальном и постиндустриальном обществе, техническое образование и воспитание.

Эти проблемы затрагивают интересы всего человечества. Причем опасность заключается не только в необратимых изменениях природной среды: прямое следствие этих процессов - изменение самого человека, его сознания, восприятия мира, его ценностных ориентаций и т.д.

Словарь.

Анаксагор материалист

Анаксимен натурфилософ материалист

Аристотель материалист (?), дуалист

Авенариус Р. эмпириокритицизм (позитивизм)

Бакунин гегельянец

Бекон Роджер

Белинский гегельянец

Бергсон иррационализм

Беркин материалистический эмпиризм

Беркли Д. субъективный идеалист, сенсуалист

Брайтмен Э. персонализм

Бэкон Фрэнсис материалист

Вебер субъективный идеалист

Дандейн А. неотомизм

Даниелу Ж. неотомизм

Декарт Рене дуалист, рационалист

Демокрит материалист

Дидро материалист, сенсуалист

Дильтей иррационализм

Добролюбов антропологический материализм

Гегель объективный идеализм

Гераклит натурфилософ материалист

Герцен гегельянец

Гоббс материалист

Гольбах материалист

Жильсон Э. неотомизм

Зенон идеалист

Камю экзистенциализм

Кант Иммануил нем. классический идеализм, агностицизм

Конт О. позитивный сциентист

Лакруа Ж. персонализм

Лавров позитивист

Лейбниц Г. объективный идеалист, рационалист

Левкипп материалист

Ломоносов естественнонаучный материализм

Мах Э. эмпириокритицизм (позитивизм)

Маритен Ж. неотомизм

Мерсье Д. неотомизм

Михайловский позитивизм

Мунье Э. персонализм

Недонсель Ж. персонализм

Ницше Фридрих иррационализм

Огарев гегельянец

Оккам Вильям умеренный номинализм

Парменид идеалист

Писарев естественнонаучный материализм

Платон объективный идеализм (основатель)

Протагор

Пьер Абеляр умеренный номинализм

Рассел Б. позитивист (approx.)

Росцелин номинализм (основатель)

Сартр экзистенциализм

Скотт умеренный номинализм

Сократ идеалист

Спиноза Б. материалистический монизм, рационализм

Страсс Леви структурализм

Ткачев экономический материализм

Фалес натурфилософ материалист

Фарбо К. неотомизм

Фейербах метафизический материализм

Фихте субъективный идеалист

Флюэллинг Р. персонализм

Фома Аквинский томизм (основатель), умеренный реалист

Фриз Й. де неотомизм

Хайдеггер экзистенциализм

Хрисипп идеалист

Чернышевский антропологический материализм

Эмпидокл натурфилософ

Эпикур материалист

Юм материалистический эмпиризм, сенсуалист

Ясперс экзистенциализм

АГНОСТИЦИЗМ - философское учение, согласно которому не может быть

окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека

действительности.

БЫТИЕ - философское понятие, обозначающее существующий независимо от

сознания объективный мир, материю.

ГИЛОЗОИЗМ ( от греч. hule - иатерия,вещество и zoe - жизнь ) - философское

воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого, и прежде

всего чувствительность, способность к ощющению, восриятию.

ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы

познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются

всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и

истинности.

ДВИЖЕНИЕ - изменение вообще, способ существования материи, всякое

взаимодействие и смена их состояний.

ДЕИЗМ ( от лат. deus - бог ) - философское воззрение, согласно которому

бог является источником начальной энергии мира ( первотолчок ), но впоследствии

уже не вмешивается в течение земных событий.

ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии

бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово "ДИАЛЕКТИКА"

впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог (

греч. dialegomai - беседую ). Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей,

постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. Она там,

где столкновение противоположностей , борьба идей; перенесенная в последствии в

объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и

разрешение, борение, развитие, движение вперед.

ДУАЛИЗМ - философское учение, исходящее из признания равноправными, не

свободимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и

материального.

ИДЕАЛИЗМ - 1.метод, считающий, что существует какая-то объективная

реальность, " мировая душа ", " мировой разум ", являющаяся первоначалом всего.

2.общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление,

психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое

вторично, производно, зависимо, обусловленно.

ИНДИВИД - 1.единичный представитель человеческого рода, родовая

биологическая характеристика человека. 2.обозначение единичного в отличии от

совокупости, массы.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимый способ жизни, индивидуальная форма

общественного существования.

КАТЕГОРИИ ( от греч. kategoria - высказывание, свидетельство ) - формы

осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру, отражающие

наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

ЛИЧНОСТЬ - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных качеств,

формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных

отношений. 2.динамическая и целостная система интеллектуальных

социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его

сознании и деятельности.

МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных философских направлений, которое решает

основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия,

физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое,

субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему

за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т.п.

МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая по своим законам,

независимо от сознания.

МЕТАФИЗИКА - от греч. meta ta physika - 1.то, что идет после

физики,трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории философии

термин "МЕТАФИЗИКА" нередко употребляется как синоним философии. В философии

марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2.метод, который

рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние

противоречия как источник развития, базируется на абсолютизации определенных

сторон, моментов в процессе познания. 3.наука о сверхчувственных принципах и

началах бытия.

МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения

теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 1.совокупность принципов, взглядов и убеждений,

определяющих направление деятельности и отношение к действительпости

определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом.

2.система представлений о мире и о месте в нем человека,об отношении человека к

окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими

представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения,

идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

МОНИЗМ ( от греч. monos - один-единственный ) - философское воззрение,

согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции

- материи либо духа.

ОБЩЕСТВО - 1.целостный механизм, открытая динамическая развивающаяся

система. 2.совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.

ОБъЕКТ - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и

познавательной деятельности.

ОБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма ; в

отличии от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее

сверхиндивидуальное духовное начало.

ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий

фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ – вопрос об отношении сознания к бытию, мышления

к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является

первичным - дух или природа, материя или сознание - и, вовторых, как относится

знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию,

способно ли оно верно отражать мир.

ПАНТЕИЗМ ( от греч. pan - все, theos - бог ) - отождествление мира и бога:

все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение

зародилось еще в древности, прошло через средние века и получило развитие в

новое время.

ПОКОЙ - состояние двихения, которое обеспечивает стабильность предмета,

сохранение его качеств.

В отличии от КАТОЛИЦИЗМА, признававшего роль человеческого разума в деле

толкования священного писания, ПРАВОСЛАВНАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ отказалась от

использования рациональной логики и не согласилась расширить догматы веры за

счет выведенных из священных текстов логических умозаключений.

ПРАКТИКА - философская категория, обозначающая материальную сторону

общественно-исторической предметной деятельности людей : преобразования природы

и общества.

РАЗВИТИЕ - закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение

материальных объектов и систем, имеющих определенную направленнсоть.

РАЦИОНАЛИЗМ ( от лат. ratio - разум ) - философское воззрение, признающее

разум ( мышление ) источником познания и критерием его истинности.

СЕНСУАЛИЗМ ( от лат. sensus - чувство,ощющение ) - философское воззрение,

выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к

сумме элементов чувственного познания. СЕНСУАЛИСТЫ полагают, что мышление

принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.

СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной

действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в

осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

СУБСТАНЦИЯ - единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи,

внутренняя сущность вещей активно самопорoждающее и саморазвивающееся начало.

СУБСТРАТ ( от лат. sub - под и stratum - кладка, постройка, сооружение ) -

основа единства, однородности различных предметов и различных свойств

отдельного, единичного предмета, вещи и их совокупности.

СУБъЕКТ - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид

или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

СУБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма ; в

отличии от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне

сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его

активностью.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - философское направление, стремящееся через рефлексию (

размышление ) сознания о своих актах и о данном в них содержаннии выявить

предельные характеристики человеческого бытия.

ФИЛОСОФИЯ ( от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость ) - наука о

всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие ( т. е. природа и

общество ), так и мышление человека, процесс познания.

ЭСТЕТИКА ( от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный ) - раздел

философии, изучающий "теорию чувственного познания".

Предмет философии. Структура ф-и. Основные черты философского мышления.

Ф. - особая система знаний, предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании и в историческом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности.

Сегодняшнее значение философии в том, «что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки». Например: существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие в природе, обществе и мышлении? То есть философия существенно отличается от специальных наук, существующих сегодня в нашем мире. Классический подход, у истоков которого стоял Аристотель (384—322 до н. э.), в качестве критерия предмета ф. выделял степень «общего». Ф. занимается более общими вещами, «вечными» и «божественными» первоначалами. Она пока­зывает нам «первоначала бытия и познания». Ф. — это учение о первопричинах или о первосущностях вещей.

Ф. определялась как «... наукою всеобщих законах развития природы общества и мышления». Обычно к этому добавляли, что философия не толь­ко наука, но и форма общественного сознания, а также «учение об общих принципах бытия и познания, об отно­шениях человека к миру».

Существуют такие древние, идущие от Пифагора определения философии как «любви к мудрости». Тогда предмет фило­софии — мудрость, и возникает проблема, как определить мудрость?

Древние греки определяли мудрость как некий косми­ческий «Ум», который правит всей Вселенной; или счи­тали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих. Есть другие определения мудрости, их не меньше, чем определений философии. Другие, более по­здние мудрецы, например Сенека (I в.) считали, что философия имеет предметом не внешний мир, а человеческую мораль, т. е. предмет философии — это учение о доб­ре и зле.

Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Главное в предмете философии — это философская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т. е. отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологи­ческого тем, что оно:

· основано на знании (а не на вере либо вымысле);

· рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

· логично (имеет внутреннее единство и систему);

· опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностъю.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эво­люции:

• космоцентризм;

• Теоцентризм;

• антропоцентризм.

Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого ле­жит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов.

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого ле­жит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъе­стественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре кото­рого стоит проблема человека.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия, общую структуру предмета философии, философского знания составля­ют четыре основных раздела:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

• аксиология (оценка);

• праксиология (практика).

Основными методами философии являются:

• диалектика;

• метафизика;

• софистика;

• герменевтика.

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с уче­том их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и след­ствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объек­ты рассматриваются:

• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);

• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внима­ния противоречиям).

Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распрост­ранена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно, кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии; Одновременно и направлениями в философии, и философскими мето­дами являются: * материализм; * идеализм; * эмпиризм; * рационализм.

Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую функции философии.

Наши рекомендации