В переводе с санскрита означает «первое исследование».

Пифагор объявил первоначалом мира «Число», потому что

a) все произошло от числа.

b) слишком наивно заблуждался.

c) он был учеником Платона.

d) все можно посчитать.

e) очень любил математику.

7. Основой всех вещей согласно Анаксогору является:

a) семена вещей - эйдосы

b) духовные монады

c) бог

d) воздух

e) Атомы

8. Основной всего сущего является «беспредельный», утверждал древнегреческих философов:

a) Анаксимандр

b) Гераклит

c) Фалес

d) Анаксимен

e) Демокрит

9. Основоположник античной диалектики:

a) Гераклит

b) Платон

c) Фалес

d) Эпикур

e) Аристотель

10. К представителям «наивной диалектики» относится философ:

a) Гераклит

b) Юм

c) Фалес

d) Бэкон

e) Платон

$$9$$

1. Высказывание Гераклита «Этот космос, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым погасающим» характеризует:

a) монистический взгляд на мир

b) математический взгляд на мир

c) идеалистический взгляд на мир

d) плюралистический взгляд на мир

e) дуалистический взгляд на мир

2. Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь» принадлежит античному философу:

a) Гераклиту

b) Пифагору

c) Зенону

d) Платону

e) Фалесу

3. Древнегреческий мыслитель, автор знаменитых «апорий»:

a) Зенон

b) Пифагор

c) Сократ

d) Фалес

e) Парменид

4. В философии первую попытку определить бытие и небытие предпринял:

a) Парменид

b) Демокрит

c) Сократ

d) Аристотель

e) Платон

5. Первоначало, первооснова бытия, по Демокриту, есть:

a) атом

b) число

c) апейрон

d) огонь

e) воздух

6. Античный философ, автор атомистической трактовки бытия:

a) Демокрит

b) Сократ

c) Платон

d) Аристотель

e) Эмпедокл

7. Классический период в античной философии связан с такими мыслителями как:

a) Сократ, Платон, Аристотель

b) Зенон, Сенека, Эпиктет

c) Гераклит, Демокрит, Левкипп

d) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

e) Ксенофан, Парменид, Зенон

8. Автор изречения "Познай самого себя" :

a) Сократ

b) Аристотель

c) Парменид

d) Фалес

e) Гераклит

Одна из основных философских книг Фомы Аквинского – «сумма ».

a) теологии

b) в защиту Бога

c) против дьявола

d) доказательств

e) всех сумм

5. Патристика и схоластика - основные этапы философии:

a) средневековья

b) возрождения

c) античности

d) нового времени

e) новейшего времени

6. В понимании природы универсальных понятий, в средневековой философии сформировались:

a) реализм и номинализм

b) монизм и дуализм

c) рационализм и иррационализм

d) догматизм и скептицизм

e) материализм и идеализм

7. Мировоззрение Августина Блаженного было:

a) теоцентрическим

b) пантеистическим

c) материалистическим

d) мифологическим

e) научным

8. Философские направления периода средневековья – это:

a) реализм и номинализм

b) иррационализм и солипсизм

c) позитивизм и неопозитивизм

d) экзистенциализм и рационализм

e) прагматизм и дзен-буддизм

9. «Отцом схоластики» называют средневекового мыслителя:

a) Фому Аквинского

b) Боэция

c) Тертуллиана

d) Августина Блаженного

e) Пьера Абеляра

10. Христианским мыслителем считавшим, что все человечество развивается в: «Граде земном» и «Граде Божьем» является:

a) Августин

b) Аверроэс

c) Боэций

d) Аквинский

e) Абеляр

$$13$$

1. Смысл жизни Ф.Аквинский видит в …

a) счастье, понимаемое как познание и созерцание бога.

b) служений отечеству.

c) достижении удовольствии и наслаждений.

d) сознании сущности бытия.

e) преданности и почитании своего государства.

2. Мудрость согласно Аврелию Августину – это:

a) познание вечных божественных дел и духовных объектов

b) постижение сущности бытия

c) бескорыстное служение истине

d) познание человеком самого себя

e) способность человека пребывать в состоянии невозмутительности

3. Средневековую философию Востока «Мусульманским Ренессансом» назвал:

a) А.Мец

b) К.Маркс

c) З.Фрейд

d) Ф.Энгельс

e) О.Шпенглер

4. Направление средневековой арабомусульманской философии, которое основывается на принципе рационализма, есть:

a) восточный перипатетизм

b) ортодоксальный ислам

c) калам

d) суфизм

e) аверроизм

5. Основной труд ЖусупаБаласагуна, за который он получил звание «главного камергера», «министра дворца»:

a) «Кутадгубилик»

b) «Диван лугатат-турк»

c) «Капитал»

d) «Государство и революция»

e) «Постижение истории»

6. В средневековой арабоязычной мысли термин «фалсафа» означает:

a) рациональный способ постижения мира

b) мусульманское право

c) мистический способ постижения Бога

d) мусульманское богословие

e) догматы веры

Аль-Фараби родился в городе

a) Отрар.

b) Багдад.

c) Хорезм.

d) Бухара.

e) Дамаск.

8. Стремление к уединенной добродетельной жизни и борьба с пороками идурными привычками, определяет:

a) аскетизм

b) мораль

c) вера

d) религия

e) доброта

9. В философии Аль-Фараби, идеалом общественного устройства является:

a) «добродетельный город»

b) «счастливый город»

c) «честолюбивый город»

d) «веселый город»

e) «свободный город»

10. Выдающийся философ и врач арабо-мусульманского средневековья, автор «Канона врачебной науки»:

a) Ибн Сина

b) Ибн Туфайль

c) Аль-Фараби

d) Ибн Рушд

e) Ибн Баджа

$$14$$

1. Важнейшая традиция, воспринятая аль-Фараби из античной философии, есть:

a) перипатетизм

b) гилозоизм

c) материализм

d) идеализм

e) мистицизм

2. Философский труд «Книга исцеления» принадлежит:

a) Ибн-Сине

b) Аль-Кинди

c) Аль-Газали

d) Ибн Рушду

e) Аль-Фараби

3. Арабский философ, разработавший в XIII в. учение о «двойственностиистины»:

a) Ибн Рушд

b) Аль-Фараби

c) Аль-Бируни

d) ИбнСина

e) Аль-Кинди

4. Идеалы характерные для суфизма, есть:

a) добро, красота, совесть

b) полезность

c) истинность

d) божественность

e) Материальность

5. В средневековой арабоязычной мысли термин «фалсафа» означает:

a) рациональный способ постижения мира

b) мистический способ постижения Бога

c) мусульманское богословие

d) мусульманское право

e) догматы веры

6. Музыкальные знаки изложил на бумаге, а также изобрел ноты с помощьюматематического метода:

a) Аль-Фараби

b) Омар Хайям

c) Ибн- Рушд

d) Ибн-Сина

e) Аль-Бируни

7. Автор трактата «Взгляды жителей добродетельного города»:

a) Аль-Фараби

b) Аль-Газали

c) Ибн-Рушд

d) Ибн-Сина

e) Аль-Кинди

8. Мировоззрение Ходжи Ахмета Яссави относится направлению:

a) суфизма

b) восточный перипатетизма

c) ортодоксальный ислама

d) калама

e) Аверроизма

9. Автор книги «Опровержение философов», это:

a) Аль-Газали

b) Аль-Ансари

c) Руми

d) Яссауи

e) Ибн Араби

10. По Аль-Фараби, причиной движения мира является:

a) действительный разум

b) приобретенный разум

c) потенциальный разум

d) активный разум

e) страдательный разум

$$15$$

1. Идея «совершенного человека» в суфизме – это:

a) освобождение от мрака, самосознание света как света

b) путь вседозволенности

c) разрушение абсолютного «Я»

d) сознание имманентной предметности бытия

e) достижение собственной свободы воли

2. Наиболее популярным у гуманистов Возрождения является учение античного философа:

a) Платона

b) Порфирия

c) Анаксагора

d) Демокрита

e) Парменида

3. Автор известного трактата «Правитель»:

a) Н. Макиавелли

b) П. Абеляр

c) Т. Мор

d) Б. Телезио

e) Т. Кампанелла

4. Отличительная черта философской мысли эпохи Возрождения - это:

a) антропоцентризм

b) неоцентризм

c) теоцентризм

d) космоцентризм

e) гелиоцентризм

5. Автором философской поэмы «Божественная комедия» является:

a) Данте

b) Пико деллаМирандола

c) Августин

d) М.Монтень

e) Ф.Петрарка

6. Антропоцентрический характер философствования присущ:

a) эпохе Возрождения

b) эпохе Просвещения

c) эпохе Античности

d) эпохе Научной революции

e) эпохе Средневековья

7. Инквизиторами был сожжен философ:

a) Дж.Бруно

b) Н.Кузанский

c) Галилей

d) Коперник

e) Т.Мор

8. Пантеизм Джордано Бруно является:

a) натуралистическим

b) политеистическим

c) атеистическим

d) реалистическим

e) монотеистическим

9. Гелиоценризм, в эпоху Возрождения обосновал:

a) Коперник

b) Кузанский

c) Галилео Галилей

d) Бруно

e) Дж. Пико

10. Высказывание Ф. Энгельса «Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости было издание бессмертного творения, в которомКоперник бросил вызов церковному авторитету в вопросах природы» характеризуетсистему мира:

a) гелиоцентрическую

b) геоцентрическую

c) теоцентрическую

d) антропоцентрическую

e) космоцентрическую

$$16$$

1. Автором философской поэмы «Божественная комедия» является:

a) Данте

b) М. Монтень

c) Ф. Петрарка

d) Августин

e) Пико деллаМирандола

2. Философское учение, утверждающее, что Бог и природа тождественны:

a) пантеизм

b) монизм

c) деизм

d) дуализм

e) Реализм

3. Гениальный учёный эпохи Ренессанса, который подтвердил правильность гелиоцентрического учения Коперника:

a) Галилей

b) Леонардо да Винчи

c) Кузанский

d) Кеплер

e) Бруно

4. Проблема, которая стоит в центре внимания гуманистов Ренессанса, есть:

a) человек

b) бог

c) общество

d) техника

e) Природа

5. Отличительная особенность философского мышления в эпохуРенессанса, есть:

a) пантеизм

b) материализм

c) атеизм

d) теоцентризм

e) Панлогизм

6. Ренессансом называется процесс возрождения ценностей и идеалов:

a) античности

b) древнего Египта

c) мусульманского Востока

d) древнего Китая

e) Византии

7. Воззрение, согласно которому человек есть центр Веселенной, есть:

a) антропоцентризм

b) антропология

c) антропогенез

d) антропософия

e) антропоморфизм

8. Учение, по которому мир одушевлен, пронизан жизнью, есть:

a) гилозоизм

b) рационализм

c) идеализм

d) материализм

e) Сенсуализм

9. Главная особенность человека в философии Пико деллаМирандолы …

a) в свободе самоопределения.

b) в способности творчески трудиться.

c) в способности к добродетели.

d) в разумности.

e) в способности ходить путями Господними.

10. Начало философии политики в эпоху Ренессанса, положил:

a) Макиавелли

b) Т.Мор

c) Кампанелла

d) Дж.Бруно

e) Мирандола

$$17$$

1. Автором идеи научного метода, получившего название аналитического илирационалистического, является:

a) Р.Декарт

b) Г.Лейбниц

c) Ф.Бэкон

d) Дж.Локк

e) Б.Спиноза

2. Принципы дедуктивного метода исследования разработаны:

a) Р.Декартом

b) Дж.Локком

c) Т.Гоббсом

d) Т.Кампанеллой

e) Ф.Бэконом

3. Автором афоризма «мыслю, следовательно, существую» является:

a) Р.Декарт

b) Г. Лейбниц

c) Ф.Бэкон

d) Б.Спиноза

e) Сократ

4. Исходный пункт, философского мышления Картезия, есть:

a) сомнение

b) разум

c) интуиция

d) априорные формы рассудка

e) чувственное восприятие

5. Метод научного познания, предложенный Рене Декартом:

a) дедуктивный

b) эмпирический

c) аналогии

d) индуктивный

e) схоластический

В переводе с санскрита означает «первое исследование».

a) Миманса

b) Вайшешика

c) Веданта

d) Санкхья

e) Ньяя

6. Два вечных начала бытия ( пракрита и пуруша ) рассматриваются вклассическом учении Древней Индии:

a) санкхья

b) йога

c) миманса

d) ньяя

e) Веданта

7. В древней Индии переход от мифологического мировоззрения к понятийно – философскому мышлению происходит:

a) VIв. до н.э

b) VIIв. до н.э

c) IVв. до н.э

d) V в. до н.э

e) IIв. до н.э

8. Мокша в индуизме означает:

a) обретение духовного освобождения от жизненных невзгод и заблуждений

b) закон вечного кругооборота бытия

c) закон, устанавливающий правила общественной и личной жизни

d) воздаяние за совершенные человеком деяния

e) следование естественным законом природы

9. Страна, в который возникла философия, если считать первым философским памятником «Упанишады» - это:

a) Индия

b) Персия

c) Япония

d) Китай

e) Греции

10. Господствущая религия в древней Индии - это:

a) брахманизм

b) католоцизм

c) христианство

d) мусульманство

e) Протестантизм

$$6$$

1. Китайский философ, выходец из школы «служивых людей»:

a) Конфуций

b) Лао-цзы

c) Чжуан-цзы

d) Мэн-цзы

e) Сюнь-цзы

2. Изречение «Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкогочеловека - траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер» характерно для философской школы:

a) конфуцианства

b) имен

c) инь-янь

d) даосизма

e) легизма

3. Автором высказывания «Государство - большая семья, семья - маленькое государство» является:

a) Конфуций

b) Сю-цзы

c) Патанджали

d) Будда

e) Лао Цзы

4. Понятие древнекитайской философии, обозначающее свет, светлую сторону горы, ущелья, реки, есть:

a) янь

b) ли

c) инь

d) ци

e) дэ

5. Популярной в Китае стала индийская философская школа:

a) буддизм

b) ньяя

c) чарвака

d) джайнизм

e) йога

6. Даосский мудрец предпочитает …

a) молчать.

b) говорить.

c) читать стихи.

d) петь.

e) говорить притчами.

7. Понятие «Ли» означает:

a) следование церемониям

b) знание

c) любовь

d) следование естественному закону

e) следование велениям сердца

8. Основатель даосизма:

a) Лао-Цзы

b) Мэн-Цзы

c) Мо-Цзы

d) Сюнь-Цзы

e) Конфуций

9. Центральный принцип добродетели в философии Конфуция - это:

a) путь «золотой середины»

b) удовлетворения потребностей

c) для каждого человека свой

d) путь приобщения к божественным сущностям

e) избавление от страдания

10. В китайской космологии Дао выступает как:

a) первопричина и источник творения

b) космический разум

c) земля

d) всеобщий космос, абсолют

e) Небо

$$7$$

1. Основной принцип даосизма – это:

a) недеяние

b) сыновья почтительность

c) «Золотая середина»

d) подвергай все сомнению

e) творческая активность

2. Чжень (гуманность) согласно Конфуцию помогает человеку …

a) понять суть бытия.

b) избавиться от вредных привычек.

c) избавить от эгоистических побуждений.

d) встать на путь истины.

e) правильно построить свои отношения с начальником.

3. Принцип не деяния в даосизме означает:

a) невмешательство в естественный ход вещей

b) абсолютную пассивность

c) ограниченность возможностей человека

d) абсолютный покой

e) что человек должен придерживаться условных стереотипов поведения

4. Понятия «инь» и «янь» принадлежат:

a) китайской философии

b) арабской философии

c) западной философии

d) греческой философии

e) индийской философии

5. Целью мышления согласно учению даосизма является:

a) познание сущности бытия

b) познание самого себя

c) «слияние» человека с природой

d) познание общества как целостного социального организма

e) познание законов общественной морали

6. Суть, вэтико-политических взглядов Конфуция …

a) в теории управления с помощью добродетели.

b) в создании социальной стратификации общества.

c) в создании идеального образа правителя.

d) в пути создания нового государства.

e) в решение социальных проблем реальности.

7. Наивная, стихийная форма материализма существовала в период:

a) античности

b) средневековая

c) нового времени

d) ренессанса

e) первобытной общины

8. Наиболее характерно для древнегреческой философии:

a) космоцентризм

b) антропологизм

c) материализм

d) атомизм

e) Идеализм

9. Семи мудрецам античной философии относятся:

a) Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак

b) Асан-кайгы, Коркут-ата, Казтуган, Доспамбет, Шалкииз, Жиембет, Маргаска

c) Тойнби, Шпенглер, Данилевский, Гумилев, Швейцер, Сорокин, Вебер

d) Макиавелли, Кампанелла, Гоббс, Локк, Ркссо, Гегель, Кант

e) Вишна, Индра, Шиву, Кришна, Будда, Джайна, Нагасена

10. Первым употребил слово «философия»:

a) Пифагор

b) Фалес

c) Демокрит

d) Платон

e) Гераклит

$$8$$

1. Число у пифагорейцев есть:

a) первоначало, обладает большей степенью бытия, нежели вещи

b) абстракция

c) множество

d) такая же реальность, как и вещь

e) создание разума

2. Философами Милетской школы являются:

a) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

b) Лукреций, Протагор, Парменид

c) Эпикур, Гераклит, Эмпедокл

d) Аристотель, Сократ, Зенон

e) Демокрит, Сократ, Зенон

3. Основой всех вещей согласно Анаксагору является:

a) семена вещей – эйдосы

b) атомы

c) бог

d) воздух

e) духовные монады

4. Первоначало, первооснова бытия, по Фалесу, это:

a) вода

b) алейрон

c) воздух

d) число

e) огонь

5. Воздух как первоначало рассматривал:

a) Анаксимен

b) Анаксагор

c) Анаксимандр

d) Гераклит

e) Зенон

Наши рекомендации