Ф.Бэкон - основоположник эмпиризма Нового Времени. Учение о методе и четырёх «идолах» («призраках»)
Труды:
- Новый Органон
- Работа о достоинстве и приращении наук
- Новая Антарктида (утопия)
Говорил о значимости правильного метода, но признавал ошибки в познании. Одна из причин – это поклонение «идолам»:
- идолы рода (заблуждения, присущие сему человеческому роду)
- идолы пещеры (суеверия)
- идолы рынка (привычка опираться на расхожие мнения и суждения)
Он ценил Демокрита более всего из античных философов, но считал, что античность больше известна своими усердиями, нежели открытиями.
Бэкон является основателем эмпирического метода. Он считал накопление фактов, материалов самым главным. Он также основатель индуктивного метода /путь изучения явлений, когда частные факты наводят на общие положения/.
«Знания – сила»
Конечная цель его учения – помочь человеку овладеть силами природы на основе их познания.
В разработке своей философии он опирался на достижения прежней натурфилософии и результаты опытных наук, Ф. Бэкон увидел противоречие между схоластикой перипатетиков и методологическим основанием развивающегося естествознания. Он был первым, кто поставил перед собой цель создать научный метод.
Предметом философии, по Бэкону, являются Бог, природа и человек. Философия, ориентирующаяся на науку, концентрирует внимание на природе (богословие, с его точки зрения, остается за пределами науки); задача «естественной философии» — познать единство природы, дать «копию Вселенной». Философы делятся на три группы. Одних можно сравнить с пауками, которые ткут паутину своей системы лишь из индивидуального сознания; их представления и утверждения не подтверждаются опытом. Вторые могут быть уподоблены муравьям, они собирают в свой философский муравейник все, что встречается им на пути; это грубые эмпирики. Истинный философ подобен пчеле, которая облетает цветы, собирает различные соки и перерабатывает их в мед; иначе говоря, подлинный философ должен перерабатывать в своем мышлении данные опыта и восходить к предельным обобщениям.
Не отвергая значения дедукции в получении нового знания, Ф. Бэкон выдвигал на передний план индуктивный метод научного познания, опирающийся на результаты эксперимента.
По мнению Ф. Бэкона, исследованию природы и развитию философии мешают заблуждения, предрассудки, познавательные «идолы». Имеются «идолы» четырех родов. «Идолы рода» коренятся в самой природе человека. Индивид, например. СКЛОНЕН считать, что чувства человека есть мера всех вещей, он проводит аналогии с самим собой, а не основывает СВОИ ЗаКЛЮЧСНИЯ О вещах на «аналогиях мира» (так, человек вносит цель во все предметы природы). «Ум человека,—- отмечал он,— уподобляется неровному зеркалу, которое примешивая к природе вещей свою природу, отражает лещи в искривленном и обезображенном виде. «Идолы пещеры» обусловлены индивидуальным жизненным опытом «узостью («пещерностью») этого опыта; в этом опыте — и ошибки, почерпнутые из книг, основанные на заблуждениях других людей. «Идолы площади» возникают в результате принятия слов «толпой», при «взаимной связанности» людей, когда слова либо имеют разный смысл, либо обозначают несуществующие вещи; включаясь в язык исследователя, они мешают достижению истины. Четвертый род «идолов» —- «идолы театра». Это—те или иные философские творения, гипотезы ученых, многие начала и аксиомы наук; они созданы как бы для театрального представления,, для «комедии» (игра в вымышленные искусственные миры). Необходимо уметь распознавать все эти «идолы» и преодолевать их. Построение понятий «через истинную индукцию, —утверждал Ф. Бэкон,— есть, несомненно, подлинное средство для того, чтобы подавить и изгнать идолы» (там же).
Результатом новых методологических установок, а также возникающих в данный период взглядов на природу является становление науки Нового времени, что наиболее полно было выражено в создании картезианско-ньютоновской физики и в становлении классической философии.
В ее (философии) основе лежит систематическое и целостное объяснение мира, которое основывается «на глубоком чувстве естественной упорядоченности мироустройства, наличия в нем гармоний и порядков, доступных рациональному постижению» (Швы-рев В. С. Проблема отношения науки и метафизики в современной англо-американской философии науки // Проблемы и противоречия буржуазной философии 60—70-х годов XX века. М., 1983. С. 30—31).
Таким образом, главной особенностью этой философии выступает ее-1 принципиальная установка на познаваемость мира, какими бы условий ями ни оговаривался сам путь достижения истинности. Человек при этом рассматривался как особый субъект познания, очищенный от своих личностных характеристик и выступающий в качестве конструирующего мыслящего начала.
Роль разума (разума познающего субъекта) в классической философии столь высока, что реальность (как нечто независимое от человека) и ее конструирование умом совпадают и случаи непонимания действительного положения дел являются результатом обмана или невежества. Если попытаться выделить ключевые слова, которые кратко характеризуют классическую философию, то ими, безусловно, должны быть Разум и Просвещение.