Фуко - Концепция власти в философии(Надзирать и наказывать).

Дисциплина- поведение, направленное на следование порядку, Ваноптикон –здание в форме кольца. В центре — башня с широкими окнами. С помощью нее заключенные контролируют сами себя т. к думают, что за ними постоянно смотрят, Власть- возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

1.С какими историческими событиями Фуко связывает возникновение надзора?Автор связывает появление надзора с эпидемией чумы. Т.к была жизненная необходимость контролировать всю жизнедеятельность людей, по средствам Синдика( человек, который следил за порядком в деревне, закрывал двери в каждый дом, доставлял еду), офицеров, инспекторов. Делалось все, для того, чтобы избежать контакт между людьми. Надзор основывается на системе постоянной регистрации: синдики докладывают интендантам, интенданты - городским старшинам или мэру. Сидник вызывает каждого по имени и спрашивает о состоянии здоровья - «жители обязаны отвечать правду под страхом смерти». Все замеченное во время обходов (смерти, болезни, жалобы, нарушения) записывается и докладывается интендантам и представителям власти. Это привело к доминированию вышестоящих и деление на бинарные оппозиции( Больной- здоровый)

2. Что представляет собой идея паноптикона? «Паноптикон» Бентама —Принцип его нам известен: по периметру — здание в форме кольца. В центре — башня. В башне — широкие окна, выходящие на внутреннюю сторону кольца. Кольцеобразное здание разделено на камеры, каждая из них по длине во всю толщину здания. В камере два окна: одно выходит внутрь (против соответствующего окна башни), а другое — наружу (таким образом вся камера насквозь просматривается). Заключенный всегда должен иметь перед глазами длинную тень центральной башни, откуда за ним наблюдают. Недоступной для проверки: заключенный никогда не должен знать, наблюдают ли за ним в данный ; конкретный момент, но должен быть уверен, что такое наблюдение всегда возможно. Основная цель паноптикона: привести заключенного в состояние сознаваемой и постоянной видимости, которая обеспечивает автоматическое функционирование власти.

3. С какими процессами в культуре связано становление дисциплины?

Эпоха Просвещения. Распространение дисциплинарных методов идет в русле широкого исторического процесса - развития примерно в то же время многих других технологий: агрономии ческих, промышленных и экономических. Поначалу дисциплины должны были в основном нейтрализовать опасности, выявлять бесполезные или неспокойные группы населения и избавлять от неудобств, порождаемых слишком многолюдными сборищами. Теперь они должны играть положительную роль — увеличивать возможную полезность индивидов. Фабричная дисциплина, оставаясь способом укрепления уважения уставов, подчинения власти хозяев и мастеров, предотвращает воровство и разброд, наращивает навыки, скорость, производительность, а значит, увеличивает прибыль; она еще оказывает моральное воздействие на поведение, но все более ориентирует действия на достижение результатов, приучает тела к механизмам, а силы — к экономии. Происходит распространение дисциплинарных процедур, и не только в форме закрытых заведений, но и как очагов контроля, разбросанных по всему обществу.

4. Какие свойства и особенности дисциплины можно выделить?

Особенность дисциплины в том, что она пытается ввести тактику власти, отвечающую трем критериям: отправление власти должно быть максимально дешевым; действия этой социальной власти должны быть максимально сильными и распространяться как можно дальше, без провалов и пробелов; «экономический» рост власти должен быть связан с производительностью аппаратов (образовательных, военных, промышленных, медицинских), внутри которых она отправляется; короче говоря, необходимо одновременно увеличивать как послушность, так и полезность всех элементов социальной системы. Дисциплины должны формировать знание об индивидах, а не выставлять напоказ знаки суверенной власти. Словом, дисциплины - совокупности мелких технических изобретений, позволяющих увеличить полезность множеств путем сокращения неудобств для власти, которая, чтобы сделать их полезными, должна их контролировать. «Дисциплина» не может отождествляться ни с институтом, ни с аппаратом; она — тип власти, модальность ее отправления, содержащая целую совокупность инструментов, методов, уровней. Вот почему дисциплина фиксирует; задерживает или регулирует перемещения; устраняет смешения; рассеивает компактные группы индивидов, чье поведение непредсказуемо; обеспечивает исчислимые распределения

Сартр – Экзистенциализм.(М)

Вопросы к обсуждению:

1.Какие обвинения в адрес экзистенциализма выделяет Сартр?

2. Виды экзистенциализма и их сходство.

3. Сущность экзистенциализма: ответственность, тревога, заброшенность, отчаяние.

4. Почему Сартр считает экзистенциализм гуманизмом?

Обвинения:

1.призыв погрузиться в квиетизм отчаяния.

2.человек- низость.

3.отрицание реальности и значения человеческих поступков.

Свобода и выбор:

Свобода:

-объективная.

-субъективная.

Гл в тексте: Свобода чел, свобода выбора, понятия ответственности, тревоги, заброшенности, отчаяния.

Свобода распространяется на всех людей, хотят они этого или нет. Объективная- не зависит от желаний, существует для всех людей. Субъективная- свобода в действиях, чел переживает сам свободу выбора.

Выбор будет всегда, даже если человек не хочет выбирать. Он действует всегда и выбирает всегда.

Человек должен осознать, что у него поставлены рамки, и действия должны быть в рамках. Личность может меняться на протяжении всей жизни.

Гуманизм- порядочность, хорошие взаимные отношения. Чел делает выбор, он его переживает. Происходит смешение переживаний личности, тем самым чел оказывается вовлечен в становление человечества. Необходимость выбора проецируется на всех людей.

9.С. Жеребкин - Гендерная проблематика в философии.

Мизогония (женоненавистничество), Патриархат-господство мужчин над женщинами, фаллоцентризм-??, Феминизм- стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества .

Отношения к женщинам в:1) Античное время. Женщина не человек.2)Средние века. Женщина грязная и мешает мужчине развиваться. 3) Новое время. Женщина объект познания, природное. 4)Просвещение. Хранительница очага, проявление эмоций и т.д.

1. Отношение к женщинам в античной философии (Платон, Аристотель). Женское начало представляет собой неоформленное тело и ассоциируется с несовершенством, хаосом. Женское начало у Платона — это всегда частное, основанное на доминировании эгоистических влечений, а не на Добродетели(положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками), ни одна социальная функция, связанная с управлением общественными делами, не может быть присуща женщине. По мнению Аристотеля, основное предназначение женщин заключается в том, чтобы служить мужчине, принося различную пользу в семье и в государстве. В этом качестве женщины являются важным условием правильной организации общественной жизни.

2. Взгляд патристики и схоластики на женское начало. Основной особенностью патристики является то, что женское отождествляется с извращенной, греховной чувственностью, разрушающей внутреннее единство человеческого и божественного начала. В философии схоластики женское начало также рассматривается как несовершенное и уступающее во всех отношениях мужскому. В результате рассмотрение женского в философии схоластики придает женщине статус вещи, которая для мужчины принципиально не отличается от других вещей и орудий труда и которой мужчина может распоряжаться по своему усмотрению.

3. Идея «естественного» воспитания женщины у Ж.-Ж. Руссо. “Естественное” женское воспитание строится у Руссо как концепция надзорного воспитания, основными условиями которого являются: 1) домашнее воспитание, сокращение до минимума контакта с внешним миром и с обществом (в семье, в провинции); 2) воспитание женщины для материнства; 3) непрерывность воспитания, в процессе которого функции отца-воспитателя после замужества женщины переходят к ее мужу. Благодаря системе надзорного воспитания, женщины могут естественным образом проявить свою чувственную природу, то есть свою сексуальность, сделав ее максимально общественно полезной

4. Защита женских прав Мэри Уоллстонкрафт—теоретик либеральной концепции женских прав. Наиболее важным философский тезис о признании женского субъекта рациональным: только в таком случае она имеет сможет стать полноценным гражданином. Разум женщины недостаточно развит из-за преобладания в нем чувственных характеристик т.к ограниченно женское воспитание и нет женских гражданских прав, то есть следствием определенных социальных причин, которые могут быть изменены. . Только доступ к более высоким формам процесса рассуждения, изучение которых составляет привилегию мужчин, может освободить женщин от привычного отрывочного мышления и позволить им делать обоснованные суждения и реализовать свою рациональную автономию. В качестве наставников должны выступать наемные учителя- это формирует структурное отношение зависимости учитель/ученица в терминах формального договора, допускающего свободу выбора и со стороны женщины.

Наши рекомендации