Проблема общественного прогресса, его критерии.
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Родоначальники концепций общественного прогресса — Тюрго и Кондорсе .
Критерии общественного прогресса
С общей точки зрения мерой прогресса может служить продвижение от простого к сложному, повышение сложности организации. Восходящее развитие означает повышение уровня организации и соответственно сложности системы, что влечет за собой усиление роли внутренних факторов в составе целого по сравнению с внешними, рост активности системы, возможности ее самосохранения, а также относительной самостоятельности.
В естественно-научных рамках прогресс обычно характеризуют как общее совершенствование системы, а именно: повышение ее витальности, устойчивости, информационной емкости и увеличение возможностей ее дальнейшего развития и функционирования, ее адаптивности к внешним и внутренним факторам распада. Так, в истории Человечества совершенствованием считают повышение уровня жизнеспособности и устойчивости, возрастание производительности груда, совершенствование механизмов управления. Тот способ производства и распределения материальных благ является более прогрессивным, который обеспечивает большую заинтересованность человека в труде и производстве капитала.
При рассмотрении критерия экономического прогресса нужно исходить не столько из уровня и темпов развития производства как такового, сколько из уровня жизни трудящихся и роста народного благосостояния.
Без сомнения, высшее мерило прогрессивности всех общественных явлений — человеческая личность. Исторический прогресс находит свое отражение в развитии и удовлетворении потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира, в развитии и удовлетворении потребности жить по благородным нормам истинно человеческой морали — морали высокого уважения к себе и другим. Существенным мерилом исторического прогресса является возрастание свободы в ее разумном употреблении.
21.Формационная и цивилизационная концепции исторического развития: содержание и представители.
Общественно-экономическая формация (ОЭФ) - тип общества на определенном этапе его развития с особым способом производства материальных благ.
Каждая ОЭФ есть:
1. Качественно особый тип общества;
2. Определенная ступень общественного прогресса.
Переход общества от одной ОЭФ к другой закономерен и неизбежен и осуществляется из-за смены способа производства на более совершенный путем социальной революции в результате борьбы между ведущими классами общества.
Учение об ОЭФ - как тенденция и неизбежный переход от одного типа общества к другому, более совершенному за счет смены исключительно способа производства и в результате борьбы классов не подтверждается на практике и оспаривается другими учеными.
Формационный подход в исторической науке.
К.Маркс разработал теорию общственно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация-это исторически определенный тип общества, соответствующий типу способа производства. История человечества - это история формаций:
1.Первобытно-общинный строй;2.Рабовладельческая;3.Феодальная;4.Капталистическая;5.Коммунистическая.Они отличаются, каждая, своим способом производства материальных благ и формами классовой борьбы. Формации следуют одна за другой в линейном плане как ступени развития общества, от низшей - к более высокой. На основе марксистской теории формаций сложился формационный подход в исторической науке.
Цивилизационный подход в исторической науке.
Суть цивилизационного подхода, в том, что изучение и освещение истории основывается на представлениях об обществе как цивилизации. И в основу положена теория цивилизаций, её идеи. Цивилизационный подход отрицает единую историю человечества и представляет историю, как существование замкнутых, отдельных образований.
Теория цивилизации получила научную разработку в трудах её основоположников-
Данилевский, Шпенглер, Тойнби.