Предмет философии, ее структура и функции. Место и роль в культуре.
Вопрос Позитивизм как альтернатива философской метафизики. Ее этапы развития. Основные представители.
Позитивизм Основатель - Огюст Конт (1798-1857), французский философ.Отличие позитивизма (новой науки об обществе) от прежней социальной (спекулятивной) философии основано на позитивном знании (т.е. на конкретном, построенном на опыте, практически эффективном знании).
Позитивизм базируется на трех основных предпосылках:
1. Социальные явления качественно не отличаются от природных;
2. Методы познания естественных наук применимы и в исследовании общества;
3. Задача социального познания – выработка эмпирически обоснованных теоретических положений как основы для прогнозирования тенденций развития общества.
В 19-20 в. Философия развивается по не классическому сценарию т.к. ощущается кризис ее метафизических основ.
Позитивизм – философия науки. Основатель О.Конт в 30 годы 19 века. Основная работа : курс позитивной философии. Позитивизм — направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.
Основные идеи позитивизма:
1 наука это единственное эффективное средство решения проблем человечества. Таким образом позитивизм образовал сциентизм – учение которое опирается на науку и видит в ней главную движущую силу развития общества.
2оптимизм в отношении общественного прогресса, уверенность в его неизменности.
3 борьба против философии как метафизического абстрактного знания; философия не должна включать не проверяемые умозрительные положения.
4 философия является такой же наукой как любая конкретная наука, ее место в ряду других научных дисциплин.
Позитивизм в своем развитии прошел 4 этапа:
1 этап: 30 годы 19 века – Первый позитивизм (Спенсер, Милль)
2 этап : Эмпириокритицизм (Мах, Авенариус), конец 19 – начало 20 века. Основная идея эмпириокритицизма — в основе философии должен лежать критический опыт.Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеаллистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде "комплекса ощущений". Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений.
3 этап: неопозитивизм (Рассел, Витгенштейн), с 20 г. 20 в. До середины 20 в. Главная идея неопозитивизма — философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, — главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.
4 этап: поспозитивизм (Поппер, Кун, Фейерабенд, Лакатос) Постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цель постпозитивизма — исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания.
Вопрос Философский постмодернизм как осмысление информационно – компьютерной реальности.
Постмодерном называют общество, эпоху соответствующее информационно – компьютерной реальности. Лиотор впервые употребил данное понятие. Основные представители Деррида, Делез, Бодрияр, Гваттари, Жижек. Постмодернизм отрицает бытие, как бытие вещей и соответственно отрицает метафизику бытия. Предшественником можно назвать такое явление как лингвистический поворот, который на место бытия вещей поставил бытие отношений, знаний и смыслов.
М. Фуко ввел понятие дискурс – текст, высказывание вместе с социальной практикой, к которой он принадлежит и которую несет в себе. Миллионы людей в современном обществе говорят и пишут, то есть производят дискурс. Предметный труд уступает место языку, мыслительности и говорению.
Основные понятия постмодернизма:
1.Деконструкция – разрушение метафизического учения о бытии. Цель: отрицание любого присутствия. Присутствие заменяется отсутствием.
2.Симулякр – то, что мы имеем в языке в виде формы «как бы»
Виды истины
- Абсолютная истина — полное знание или источник всего, то из чего все изошло. Абсолютная истина содержит в себе все воспринимаемые нами качества и характеристики, полное представление о предмете.
- Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина трудно достижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений
- Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию
Критерий истины - средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. н. К. и. является общественная практика. Научные теории получают свою окончательную проверку с помощью практики: в материальном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству об-ва и т. п. Если теория успешно применяется на практике, это означает, что она является истинной. Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются.
Предмет философии, ее структура и функции. Место и роль в культуре.
Термин “философия” происходит от греческих слов philio-любовь и Sophia-мудрость и означает любовь к мудрости. А на вопрос, что такое философия, каждый философ отвечал по-своему. Итак, для Пифагора и Гераклита, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Главная задача философа у софистов - научить своих учеников мудрости. Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире. В итоге, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы её утаить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие - на землю. Таким образом, сформировалось философии - учение об общих принципах бытия, познания и отношении человека и мира.
Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философии познания, и на самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же предметом как, например естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания как, например биология, геология... Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность.
Эта та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека, как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.
Философия и мировоззрение.
Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие мировоззрение шире понятия философия. Мировоззрение - это система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем.
В структуру мировоззрения входят не только знания, но и их оценка. Т.е. мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная насыщенность.
Знания входят в мировоззрения в виде убеждений. В структуру мировоззрения входят и идеалы.
Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.
Философия – высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.
Философия является мировоззрением т.к. в любом философском учении содержится система мировоззренческих обобщений.
Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных признаках, о наиболее сущных признаках.
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию—учением о бытии, гносеологию - учение о познании, аксиологию— учение о ценностях. Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию — учение о человеке, историю философии, этику, эстетику.
Содержание функций философии:
-Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
-Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
-Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
-Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
-Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
-Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
-Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
-Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.