Законы и критерии общественного прогресса
Основным общесоциологическим законом прогресса является ускорение общественного развития. Оно идет по двум направлениям:
– возрастание темпов общественного развития;
– усиление динамизма всех сфер жизни.
Вторым законом является движение к социальной интеграции, усиление единства исторического процесса что обеспечивает необратимость социального прогресса в масштабах всемирной истории. Но, в конце концов, оба закона есть проявление диалектических закономерностей (особенно закона отрицания отрицания), которые и определяют объективный ход развития.
Критерий прогрессивности общества следует искать в основе социальной жизни и прежде всего в развитии производительных сил, усложнении их технической и технологической организации, которая ведет к повышению производительности труда, изменению содержания и характера человеческого труда, и, в конце концов, к изменению положения человека в системе производительных сил.
При выработке критерия прогресса необходимо соблюдать конкретно-исторический подход, так как именно он помогает установить, что новая техника и технология способствуют повышению производительности труда, но это новое может использоваться и во имя прогресса, и во имя регресса и для человека, и против него (например, социальные последствия НТР). Следовательно, критерием общественного прогресса являются и производственные отношения как социальная форма производительных сил.
Анализ содержания общественного прогресса показывает, что есть еще более общий критерий, который как бы в концентрированном виде выражает взаимосвязь прогрессивных процессов, происходящих и базисе и в надстройке.
Таким обобщающим критерием является степень или уровень достижения человеком свободы. Здесь необходимо подчеркнуть, что существуют различные точки зрения в понимании свободы: одни отождествляют свободу со свободой от любой необходимости, от общества; другие считают, что человек освобождается от всего уже тогда, когда он познал объективную необходимость; в действительности познание лишь предпосылка свободы. Реализуется же она лишь в том случае, когда человек, получив знание о мире, о закономерностях бытия, преобразует и его, и себя. Социальная свобода есть общественно-историческая практика реализации творческих возможностей человека. Социальная свобода имеет сложную структуру и включает в себя ряд элементов: материальную свободу, политическую, нравственную, научную и т.д.
Отсюда, правомерно, наряду с определением общих критериев общественного прогресса выделять и специфические. Так, например, критерием нравственного прогресса будет степень усвоения личностью общечеловеческих ценностей и следование им в своем поведении и т.д.
Казалось бы, прогресс в истории очевиден. Однако только схематически его можно представить как прямую линию, как результат разрешенных противоречий, скачков, отрицания старого новым.
На деле прогрессивное развитие отдельных сфер социального бытия сопровождается множеством негативных процессов, результатов развития и т.п. Так, например, прогресс науки, лежащий в основе роста производительности труда, ведет и к разрушению природы, подрыву самих производительных сил, подрыву естественных основ существования общества. Наука используется не только для созидания более совершенных производительных сил, но и для все более разрушительных (АЭС). Прогресс явно смягчил нравы людей, продвинул человечество в каких-то гуманистических идеалах, но в XX в. произошло две самые кровопролитные войны; "родился" фашизм; усилился расизм и т.п. Это тоже издержки прогресса, ведущие к регрессу. Где причины этих противоречий исторического развития? Одни утверждают, что эти издержки случайны. Они объективно возникают на пересечении множества необходимостей. Другие – что они заложены в диалектике возможности и действительности, желаемого и действительного, в том числе в познающей деятельности человека, в возможности им не только познать, но и предвидеть последствия экономического, политического и духовного развития. Третьи усматривают появление разрушительных тенденций в истории в классовых интересах людей, их социально-экономическом и политическом положении. Они считают, что люди с их положением, будучи субъектами истории во многом определяют как прогрессивные, так и регрессивные тенденции общественного развития, тормозят или ускоряют ход истории.
Эту проблему нельзя упрощать до утверждения: эксплуататорские классы против прогресса, а нищие, эксплуатируемые – за. Это идеологический подход.