Понятие материи, его методологический и мировоззренческий смысл.
Материя - фундаментальная исходная категория философии, от того или иного ее понимания зависит решение практически всех других философских проблем. От лат materia – вещество. Это вещественное значение удерживалось до 20в., когда произошла революция в физике.
Первой ступенью в осознании материальности мира был стихийный материализм. Началом формирования понятия материи явился переход от качественного разнообразия существующих вещей к понятию единой, объемлющей это качественное разнообразие основы мира - первоматерии. Это абстрагирование сложно. Поэтому сначала все качественные разнообразия мира выводилось из какого-либо одного тоже качеств определенного, эмпирически воспринимаемого элемента. (огонь, вода...) Но уже Демокрит заметил, что с помощью одного качественного определения вещества невозможно объяснить происхождение другого, так как он не содержит принципа своего превращения. Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике.
Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего существующего. Так зародилась дискретная картина мира. Она была очень плодотворной для философии и науки в целом. С этой теорией связаны многие открытия в физике (тяжесть, теор теплоты, сохранение в-ва...). Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явлений и событий мира на основе взаимодействия атомов. Казалось еще чуть-чуть и физическая картина мира получит полную завершенность.
Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращение атомов. Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей вещества. Открытие электромагнитных полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту. Поле - принципиально отличное от вещества состояние материи.
Первоначально поле понималось как окружающее какой-нибудь предмет пространство, для каждой точки которой можно определить величину и направление силы взаимодействия между данным объектом и другим. (поле - атрибут в-ва) Но затем было доказано, что поле не только атрибут объекта, но и самостоятельная реальность, т.е. новый вид материи, основным свойством которого является непрерывность.
Все это привело к филологическому кризису - “Материя исчезла” Этот кризис связан с утратой представлении о материи как о веществе. Изменение массы электрона при изменении условий поля или скорости, ядерные реакции - превращение вещества в энергию. Ужас...
Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Некоторые предали при этом материю забвению = идеализм. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.
Диалектико-материалистические понятие материи. Необходимо было освободить категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с понятием вещества. Ленин замечал, что исчезла не материя, а метафизическое представление о ней. Единственное свойство материи – «быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» . Короче “материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях ег, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями (как непосредственно так и опосредовано), существуя независимо от них” - Гольбах.
Строение материи - физический вопрос. А вопрос об отношении нашего познания к миру - это философская проблема. Поэтому нельзя дать определения центр категории теории познания как только через ее соотнесение с дрогой, столь же широкой категорией - сознанием и определением того, что из них берется за первичное. Причем противопол мат и созн имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области: исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна”.
Попытки дать в философии определение материи (лат. materia-вещество) исходили из необходимости решения проблемы объективной, всеобщей основы, субстанции отдельно бесконечно многообразных предметов окружающего нас мира, природы.
В древней философии (Древние Индия, Китай, Греция) в основе определения материи лежало понятие материала (первоматерии), из которого "вылеплены" все вещи. В античной философии первые попытки определить такое понятие осуществлялись путем наивного отождествления материи со стихиями, с водой (Фалес) или воздухом (Анаксимен). Анаксимандр понял, что нельзя одно из существующих веществ принять за материю как таковую. Он перенес бытие первовещества в бесконечное прошлое, выделив гипотетическое, логически первоначальное вещество (апейрон, букв. с греч. бесконечное) с единственным качеством - быть первовеществом. Гераклит избрал первовеществом огонь и как материал, и как силу, источник непрерывного изменения. Диалектическая натурфилософия (философия природы) Гераклита была одной из первых форм решения проблемы единства материи и как "материала" и как источника движения.
Демокрит разрешал трудности проблемы единства материи и движения, сформулированные элеатами (в первую очередь Парменидом: бытие едино, неподвижно; кроме бытия ничего нет; движения тоже нет, т.к не в чем двигаться, нет пустоты, незаполненности), в своей системе атомизма. Существуют, по Демокриту, два вида материи-атомы и пустота. Атомы (букв. с греч. (далее) неделимое) - материал тел, пустота - пространство для движения тел. При помощи атомистической гипотезы объясняется возможность "построения" бесконечно многообразных сочетаний из первоначальных однокачественных элементов. Однако решение Демокрита раскрывало лишь возможность предметного многообразия, составленного из неделимых, тождественных атомов. Вопрос о действительном превращении вещей, о динамическом стимуле, двигателе этих бесчисленных сочетаний оставался открытым.
Согласно Аристотелю, материя - это только всеобщая возможность предметного многообразия ("то, из чего", возможность без каких либо положительных, физических качеств). Действительность вещественного многообразия, его стимул и цель - это форма (идея), как самодовлеющее активное начало. Иными словами, идеальный образ, проект (идея) вещи оказался целевым импульсом, конечной причиной движения, превращения, становления вещей в их конкретности и неповторимости. Глине оказался необходим гончар - демиург, бог. Сформулированный Аристотелем дуализм материи - как пассивного, страдательного начала и духа как начала активности, творчества, надолго определил решение проблемы материи в философии. В средние века аристотелевская дуалистическая концепция, преобразованная сообразно религиозным учениям христианства и мусульманства, заняла господствующее положение.
В механистическом материализме Нового времени в основе определения материи лежит уже не понятие материала, а понятие основных, первичных, неизменных свойств, общих для всех материальных предметов. В субстанциальный (лат. substantia - нечто, лежащее в основе), материальный фундамент вещей входит ряд механических свойств: протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть, перемещение. Эти свойства не есть для материализма 17 в. умозрительные допущения, но определяются строго геометрически и физически. Однако остается проблема, что является субстратом, носителем этих всеобщих свойств. Чаще всего таким носителем признаются неделимые атомы.
Декарт в своей теории субстанций снимает вопрос о носителе первичных свойств, вообще отождествляя материю с единственным ее свойством - протяженностью: "... Природа материи, то есть тела, рассматриваемого вообще, состоит не в том, что оно - вещь твердая, весомая, окрашенная или каким либо иным образом возбуждающая наши чувства, но лишь в том, что оно есть - субстанция протяженная в длину, ширину и глубину".
И для античных материалистов, и для механистов поиски материального субстрата всего конкретного характеризуются тремя общими чертами. Во первых, материя противопоставляется отдельным вещам, как нечто неизменное - изменчивому. Во вторых, в основе определения лежит критерий объективности: первичны, определяют материю те свойства, признаки, которые лежат вне нас, существуют независимо от нас. В третьих, материальная субстанция обнаруживается путем нахождения общего первовещества или общего первопризнака, одинакового для всех отдельных материальных предметов. В результате такого "выделения" материальной основы внутри каждого предмета он распадается на две "половины" (материя и форма; первичные и вторичные качества); но эти выделенные "половины" уже не могут объяснить единый конкретный предмет.
В философии Бруно и далее Спинозы выступает новое определение материи. Как субстанция материя - это мир в целом (по отношению к отдельному предмету), т.е. материя равна природе. ". Сущность вселенной едина в бесконечном и в любой вещи, взятой как член его. Благодаря этому вселенная и любая ее часть фактически едины в отношении субстанции" (Бруно). Все вещи определены к действию внешней причиной, и только Природа как целое - причина самой себя, causa sui (Спиноза).
В эпоху Просвещения (18 век) Гольбах в Дидро пытались связать концепции "материи - природы" и "материи - совокупности механических свойств". Для Гольбаха единая, бесконечная природа Вселенной выступает в отдельном предмете как его особая природа - сгусток механических качеств протяжения, подвижности, делимости, твердости, тяжести, силы инерции. При этом Гольбах и Дидро обнаруживают понимание важнейшего недостатка всех предшествующих определений материи. Материя - это как раз то, что отражается в наших ощущениях, но с добавкой: то, что вызывает эти ощущения.
Для Дидро, как затем и для Фейербаха, становится вполне ясным, что коль скоро нельзя все свойства материи свести к механическим, а все формы движения - к механическому движению, значит, понятие материи - это абстрактная категория, отвлекающая от всех материальных предметов их всеобщие свойства и качества или всеобщие особенности законов их развития. Но тогда встает вопрос: что первоначально - единство в мысли (чистое бытие абсолютной идеи) или материальное единство предметов?
Признание материи за всеобщее начало вещей, за нечто субстанционально-общее в вещах - это лишь одна сторона определения материи. Абсолютизировать эту сторону - означает отождествить абстрактное понятие о материи с самой материальной действительностью.
В марксистской философии (Маркс, Энгельс, Ленин) полагают, что понятие материи может быть определено только в пределах основного вопроса философии (о первичности бытия или сознания, материи или идеи), т.е. через противопоставление материи - сознанию (материализма - идеализму). Ленинское определение материи по своей форме имеет теоретико-познавательный характер (со стороны познания субъектом объекта): "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". Здесь материя определяется через отражение в сознании, по-видимому, исходя из того, что единственным относительно отличным от материи качеством является сознание. Отражаясь в сознании, предмет существует дважды: как объективный предмет мысли и как мысль о предмете. Энгельс определяет материю сходным образом: "Мы отвлекаемся. от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи" ("Диалектика природы").
В современной философии, с одной стороны, имеют место тенденции отказаться от употребления общего термина "материя" как метафизического, пустого по содержанию (как отказалась от него естественная наука, заменив его понятием вещества, силы, энергии, частицы) - в позитивизме, так и стремление трактовать это понятие с точки зрения многообразных форм проявления, движения материи (физической, химической, биологической, социальной) - в диалектическом материализме.