Западная философия 2-й половины 20 века.
Философию 19-20 вв. называют “современной философией” - это философия, которая возникла после немецкой классической философии и, в значительной степени, развивалась на ее базе. Включает несколько десятков течений и направлений.
Существенные признаки современной философии:
“Практицизм” - направленность на реальную жизнь;
“Эволюционизм” - широкое распространение идеи эволюции природы, общества, человеческого познания;
“Релятивизм” - идея относительности знания;
“Сциентизм” - тесная связь с другими науками;
“Рационализм” и “иррационализм” - обострение борьбы направлений.
Направления современной философии.
“Позитивизм” (положительный) – обозначение особого философского направления, возникшего в 30-е годы 19 в. и сохранившееся до наших дней. Предметом исследования является научное познание, его логика и методология. Прошел в своем развитии 3 стадии: 1) первый, классический, позитивизм (О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер) – выведение из фактов действительности их “скрытых причин” - законов природы, разработка логики и методологии; 2) эмпириокритицизм (махизм) (Э.Мах, Р.Авенариус) – как на базе опыта образуются научные понятия; 3) неопозитивизм (логический) (М.Шлик, Р. Карнап) – анализ знания через возможность выражения его в языке; 4) постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд).
“Марксистская философия” - включает марксизм, политическую экономию, научный коммунизм. Марксистская философия состоит из 2-х частей: диалектического материализма и исторического материализма. Основные представители: К.Маркс, Ф.Энгельс.
“Неокантианство” - совокупность течений физиологического неокантианства и философии марбургской и баденской (фрейбургской) школ.
Физиологической неокантианство - О.Либерман, Ф.А.Ланге. Марбургская школа – Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер. Основная проблематика – изучение проблем естественных наук. Баденская школа – В.Виндельбандт, Р.Риккерт. Основная проблематика – исторические науки и специфика их методологии.
“Прагматизм” - философское направление, в котором практика (опыт)выступает в качестве основногометодологического принципа, а практическая эффективность – как критерий истинности. Основные представители – Ч.Пирс, У.Дженкс, Дж.Дьюи.
“Психоаналитическая философия” - основным объектом исследования является психика человека, понимаемая как состоящая из различных слоев, важнейшие из которых – сознание и бессознательное. Центральная проблема – учение о бессознательном, его природе и происхождении, взаимодействии с сознанием. Основные представители – З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм.
“Философия жизни” - центральное понятие “жизнь” как исходнаяинтуитивно постигаемая целостная реальность. Представители – А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, В.Дильтей, О.Шпенглер, Г.Зиммель. Основные идеи в работах А.Шопенгауэра – в основе бытия - “воля к жизни”. В философии Ф.Ницше - жизнь проявление стихийного становления бытия, все живое обладает “волей к власти”. А.Шопенгауэр – жизнь как космическая сила, “жизненный порыв”. Историцистский вариант философии жизни предствлен в работах В.Дильтея, О.Шпенглера, Г.Зиммеля – главный объект исследования человеческая культура, происхождение и сущность ее различных форм.
“Феноменология” - учение о феноменах, основоположником которого был Э.Гуссерль.
Фундаментальные принципы: 1) человек обладает сознанием, что самоочевидно для любого мыслящего существа; 2) методом познания всего, лежащего за пределами сознания является сознание. Т.о. человек познает проявление изучаемых объектов в сознании, т.е. феномены или явления.
“Экзистенциализм” - философия существования. Центральное место – проблема человеческого существования (экзистенция): акцент на трагичность; понимание творчества как способа функционирования человека в мире. Экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер).
“Герменевтика” - центральная проблема - понимание (Ф.Шлейермахер, В.Дильтей, М.Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер). Общая герменевтика и философская герменевтика. Герменевтика занимается исследованием любых текстов.
“Структурализм”. Периоды развития: 1) предструктурализм – структуры в языке и в литературных произведениях (1920-е г.г. Ф.де Соссюр); 2) структурализм – структуры в языке, сознание и бессознательное в литературе, текстах (1940-1980 гг. К.Леви-Стросс, Ж.Лакан, М.Фуко); 3) постструктурализм – то, что выходит за рамки структур (1970 – до наст.вр.). В структурализме изучаемый объект понимается как язык или текст, написанный на этом языке. Язык – некая система, обладающая внутренней структурой.
“Постструктурализм” (Ж.Делез, Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотар и т.д.). В центре изучения данной философии – то в субъекте, что влияет на становление структур. Субъект – думающий, переживающий, действующий.
“Постмодернизм” - особое направление современной философии, специальное направление в культуре и науке. Крайне разнородное течение, не получившее организованного оформления. Постмодернизм – попытка философского осмысления человеческой культуры. В основе – отказ от фундаментальных идей и идеалов эпохи Нового времени, избавление культуры от диктата разума и традиций. Любая истина может быть и должна быть подвергнута сомн
Русская философия
История русской философии — одна из важнейших составных частей нашей культуры. «Основные проблемы мировой философии, — писал Б. П. Вышеславцев, — являются, конечно, и проблемами русской философии... Но существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения. Разные нации замечают и ценят различные мысли и чувства в том богатстве содержания, которое дается каждым великим философом» (Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии // Этика преображенного эроса. М.., 1994. С. 154).
Говоря о русской философии, мы имеем в виду прежде всего те произведения русских мыслителей, которые не могут быть понятны лишь как вариант того, что создано в сфере мысли другими народами, но представляют собой оригинальное интеллектуальное явление. Такова философия И. В. Киреевского, П. Я. Чаадаева, А. С. Хомякова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Вл. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, Н. О. Лосского, П. А. Флоренского, Н. Ф. Федорова, В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского и других русских мыслителей XIX — начала XX в. Характерной чертой русской философии является ее генетическая связь с эллинизмом, истоки которого следует искать в греческом (восточном) христианстве. Другой основной чертой, ярко выступающей в русской философии, является ее глубокий интерес к человеку: Что такое я сам? Что такое человек? Для русской философии и всего русского мышления характерно, что его выдающиеся представители рассматривали духовную жизнь человека не как область субъективного (тем более не как сферу абстрактного субъекта) — они видели в ней особый мир, своеобразную реальность, связанную в своей глубине с космическим и божественным бытием; характерны акцентирование способности и предназначенности человека уподобляться Богу, включенность человека в Космос.
В развитии русской философской мысли особенно важную роль играли проблемы нравственности. Впечатляющим примером может служить система нравственной философии Вл. Соловьева, где центральным компонентом содержания становится Добро как онтологическая сущность, «через все осуществляемая». Русский мыслитель всегда ищет правду, стремится не только понять мир и жизнь, а постичь нравственные принципы мироздания, чтобы преобразить мир. Этот вопрос составляет и тему русской литературы, русской поэзии (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Ф. И. Тютчев и др.).
Одной из крупных проблем русской мысли является отношение русского мира к культуре Западной Европы (см. далее — «западники» и «славянофилы»).
К особенностям русской философии можно отнести гносеологический реализм. Человек видит мир проникающим в себя и себя входящим в мир. Человек не противопоставляется миру, но принадлежит ему и не сомневается в принципиальной познаваемости мира. Кроме интеллектуального, рационального, логического видов познания, огромная роль отводится непосредственному постижению реальности, интуиции, чувственному опыту. «Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опытам... но прежде всего они доверяют мистическому религиозному опыту», — писал Н. О. Лосский.
Рассмотрение человеческого духа в социальной и исторической философии выступало здесь как религиозная этика коллективного человечества. В противоположность западному, русское мировоззрение содержит в себе ярко выраженную философию «Мы» или «Мы-фило-софию». Это находит свое объяснение прежде всего в простой религиозной уверенности, что спастись можно только вместе. Кроме того, «Мы» является органическим целым, единством, в котором его части с ним связаны и им пронизаны, но при этом свобода и своеобразие «Я» не отрицается.
В философии ряда русских мыслителей (А. С. Хомяков и др.) нашло свое развитие понятие соборности. Идея соборности имела большое значение. Соборность означала сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям. Легко увидеть, что принцип соборности имеет значение не только для церковной жизни, но и для разрешения многих вопросов в духе синтеза индивидуализма и универсализма, для рассмотрения вопросов духовной и общественной жизни.
Можно было бы отнести к чертам (и вместе с тем к недостаткам) русской философии XIX — начала XX в. ее несистематичность, систематическую недоработанность, некоторую недооценку рационалистических конструкций.
И наконец, нельзя не отметить религиозность русской философии. Ведь сама религия и теология были первой формой философствования, переполнены философскими размышлениями. Кроме того, как это уже отмечалось, русские философы особо доверяли мистическому религиозному опыту, устанавливающему связь человека с Богом. Религиозный опыт, подчеркивал Н. О. Лосский, дает наиболее важные данные для главной задачи философии — разработки теории о мире как едином целом. Ряд русских мыслителей — Вл. Соловьев, С. Г. Булгаков, П. А. Флоренский и многие другие — посвятили свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения.