E) Они противоположны по содержанию.
443. Форма общественного сознания, предметом которой является прекрасное:
A) Моралью
B) Наука.
C) Право.
D) Религия.
E) Эстетика.
444. В основе общественного развития лежит, согласно марксизму:
A) Воля индивида.
B) Воля Бога.
C) Язык и культура.
D) Трудовая деятельность.
E) Историческая случайность.
445. Первоначальный смысл диалектики:
A) Искусство спора.
B) Споры мудрецов.
C) Выступления политиков.
D) Поэтическая мудрость.
E) Спор о природе.
446. Процесс человеческой деятельности, результатом которой является создание принципиально нового:
A) Познание.
B) Мышление.
C) Практика.
D) Опыт.
E) Творчество.
447. Высшая форма движения материи в философии диалектического материализма:
A) Биологическая.
B) Механическая.
C) Социальная.
D) Химическая.
E) Физическая.
448. Общие свойства времени:
A) Длительность, одномерность, необратимость.
B) Неподвижность, неделимость, непроницаемость.
C) Самоорганизация, самодвижение, самооформление.
D) Протяженность, трехмерность, однородность.
E) Неисчерпаемость, неуничтожимость, структурность.
449. Агностицизм означает:
A) Признание принципиальной познаваемости мира.
B) Получение практического результата.
C) Признание объективной реальности.
D) Безграничность познавательных возможностей.
E) Отрицание познаваемости сущности объектов.
450. Сущность позиции монизма:
A) Мир познаваем.
B) Субстанций множество.
C) Мир не познаваем.
D) Существует одна субстанция.
E) Существуют мои ощущения.
451. Основные категории гносеологии:
A) Качество и количество.
B) Форма и материя.
C) Субъект и объект.
D) Бытие и небытие.
E) Часть и целое
452. Наиболее характерная черта чувственного познания:
A) Абстрактность.
B) Обобщенность.
C) Непосредственность.
D) Опосредованность.
E) Теоретичность.
453. Сенсуализм означает признание решающей роли в процессе познания:
A) Логического мышления.
B) Чувственного познания.
C) Интуиции.
D) Веры.
E) Взаимосвязи чувственного и рационального.
454. Основное утверждение сциентизма:
A) Опыт – источник знаний.
B) Мир непознаваем.
C) Высший вид познания - это интуиция.
D) Наука – высший и единственно верный вид знаний.
E) Религия – основа деятельности человека.
455. Вопросы о смысле жизни, ценности человеческого существования:
A) Экзистенциальные.
B) Социальные.
C) Теологические.
D) Этологические.
E) Психологические.
456. Кем осуществляется духовное производство:
A) Учеными, идеологами, деятелями культуры.
B) Духовниками.
C) Искусствоведами.
D) Абсолютным духом.
E) Психологами.
457. Наука как целостный феномен, систематическое исследование действительности возникла:
A) В VI веке до н.э..
B) В XIII веке.
C) В XV веке.
D) В XVII веке.
E) В XX веке.
458. Закон единства и борьбы противоположностей показывает в развитии:
A) Цель.
B) Направление.
C) Результат.
D) Источник.
E) Последовательность.
459. Какое определение гипотезы как формы научного познания можно считать верным:
A) Гипотеза – это одна из версий объяснения правонарушений.
B) Гипотеза – это всякое предположение.
C) Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах каких-либо явлений, достоверность которых необходимо доказать.
D) Гипотеза – вариант объяснения бытия, его видов и форм.
E) Гипотеза – теорема, не требующая доказательств.
460. Абсолютизация роли науки в социальной и духовной жизни общества:
A) Сциентизм.
B) Антисциентизм.
C) Дуализм.
D) Синергетика.
E) Прагматизм.
461. Какое знание характеризуется системностью, обоснованностью, логичностью:
A) Художественное.
B) Религиозное.
C) Обыденное.
D) Научное.
E) Магическое.
462. К основным формам бытия не относится:
A) Бытие природы.
B) Бытие человека.
C) Бытие общества.
D) Социальное бытие.
E) Мистическое бытие.
463. Чем становится всесторонне проверенная и доказанная гипотеза:
A) Научным фактом.
B) Новой технологией.
C) Экспериментальным методом.
D) Научной теорией.
E) Научной проблемой.
464. Идею разделения «наук о природе» и «наук о духе» предложили:
A) Кант и Гегель.
B) Маркс и Энгельс.
C) Виндельбанд и Риккерт.
D) Мах и Авенариус.
E) Рассел и Витгенштейн.
465. Основа философии Демокрита:
A) Учение об атомах.
B) Учение об идеях.
C) Учение о апейроне.
D) Учение о логосе.
E) Учение о гнозисе.
466. Древнеримский последователь Эпикура, автор поэмы “О природе вещей”:
A) Сенека.
B) Марк Аврелий.
C) Эпиктет.
D) Лукреций Кар.
E) Ямвлих.
467. Отношение идеи и вещи у Платона:
A) Идея – общее понятие вещи.
B) Вещь – инобытие идеи, ее копия.
C) Идея и вещь противоположны.
D) Идея тожественна вещи.
E) Идея – отражение вещи.
468. Принцип не деяния в даосизме означает:
A) Абсолютную пассивность.
B) Ограниченность возможностей человека.
C) Абсолютный покой
D) Человек должен действовать по правилам.
E) Невмешательство в естественный ход вещей.
469. В древнеиндийской философии школа, объясняющая мир с материалистических позиций:
A) Чарвака-локаята.
B) Вайшешика.
C) Йога.
D) Миманса.
E) Веданта.
470. Душа родившегося человека не имеет никаких знаний, она есть “чистая доска” – это идея:
A) Бэкона.
B) Беркли.
C) Локка.
D) Спинозы.
E) Лейбница.
471. Философское знание есть:
A) Эмоциональное, образное отражение мира.
B) Знание, оторванное от практики.
C) Частная наука.
D) Мировоззрение, раскрывающее отношение “человек-мир”.
E) Мировоззрение, основанное на житейском опыте.
472. Философия Фомы Аквинского во многом опиралась на идеи античного философа:
A) Фалеса.
B) Пифагора.
C) Демокрита.
D) Платона.
E) Аристотеля.
473. Латинский аверроист Сигер Брабантский опирался на идеи арабского философа:
A) Аль Кинди.
B) Аль Фараби.
C) Ибн Сины.
D) Ибн Рушда.
E) Аль Газали.
474. Смысл учения об идолах Ф. Бэкона:
A) Система методов познания.
B) Единая материальная субстанция.
C) Разграничение разума и веры.
D) Преодоление ложных образов в сознании людей.
E) Борьба за переустройство церкви.
475. Ведущим способом познания сторонники эмпиризма считали:
A) Индукцию.
B) Дедукцию.
C) Редукцию.
D) Анализ.
E) Синтез.
476. Философия Нового времени опиралась на авторитет:
A) Государства.
B) Церкви.
C) Человека.
D) Искусства.
E) Науки.
477. В философии нового времени идеи монизма субстанции развивал:
A) Гоббс.
B) Локк.
C) Лейбниц.
D) Декарт.
E) Спиноза.
478. Автор работы “Утопия”:
A) Мор.
B) Бэкон.
C) Макиавелли.
D) Декарт.
E) Коперник.
479. “Четыре благородные истины” составляют основу философии:
A) Йога.
B) Даосизма.
C) Буддизма.
D) Конфуцианства.
E) Веданты.
480. Проблема, которая стоит в центре внимания гуманистов Ренессанса:
A) Бог.
B) Техника.
C) Человек.
D) Природа.
E) Общество.
481. Что было источником развития гуманистических идей в философии Возрождения:
A) Священое Писание.
B) Учения “отцов церкви”.
C) Авторитет церкви.
D) Тексты античных авторов.
E) Тексты средневековых ученых.
482. Родоначальник европейского рационализма:
A) Локк.
B) Платон.
C) Декарт.
D) Аристотель.
E) Гоббс.
483. Что общего во взглядах Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара:
A) Учение об идеях.
B) Проблема бытия.
C) Учение об атомах.
D) Учение о мировой душе.
E) Проблема апорий.
484. Два основных направления в философии:
A) Позитивизм и неокантианство.
B) Скептицизм и стоицизм.
C) Материализм и идеализм.
D) Реализм и номинализм.
E) Патристика и схоластика.
485. В учении Конфуция личность определяется как:
A) Личность не “для себя”, но для общества.
B) Личность – причина социальных перемен.
C) Личность сознает сама себя.
D) Личность самодостаточна и ни от чего не зависит.
E) Личность – главная цель государства.
486. Эпистемология есть учение о:
A) Бытии.
B) Знании.
C) Человеке.
D) Ценности.
E) Обществе.
487. В чем состоит отличительная черта философской позиции большинства французских философов Просвещения:
A) Религиозность.
B) Анимизм.
C) Материализм.
D) Панлогизм.
E) Космизм.
488. Знаменитый спор межу номиналистами и реалистами в средневековье – это спор:
A) О Троице.
B) Об универсалиях, т.е. об общих понятиях.
C) О науке.
D) О первородном грехе.
E) Об атомах.
489. Сущность и предназначение мировоззрения:
A) Система повседневных, профессиональных, научных знаний о мире.
B) Система правовых, культурных норм поведения в обществе.
C) Система чувств, эмоций, воли, надежы, веры.
D) Система способов приспособления человека к окружающему миру.
E) Система чувств, переживаний, понимания мира, духовно-практический способ ориентации.
490. Последователи Сократа, отрицавшие общепринятые нормы морали и нравственные ценности, призывавшие к абсолютной личной свободе:
A) Софисты.
B) Эпикурейцы.
C) Киники.
D) Перипатетики.
E) Неоплатоники.
491. Что объединяет религию, миф и философию:
A) Агностцизм.
B) Рационализм.
C) Рефлексия.
D) Постановка мировоззренческих вопросов.
E) Доступность для обыденного сознания.
492. Как определяла положение человека античная философия:
A) Человек един с Космосом.
B) Человек создан по образу Бога.
C) Человек возвышается над Космосом.
D) Человек создатель Космоса.
E) Человек – худшее из творений Космоса.
493. Ортодоксальная философская школа в древней Индии:
A) Буддизм.
B) Чарвака.
C) Миманса.
D) Джайнизм.
E) Легизм.
494. «Опрвержение философов» произведение арабского философа:
A) Ибн Сины.
B) Ибн Баджа.
C) М. Кашгари.
D) Аль-Фараби.
E) Аль-Газали.
495. «Воскрешение наук о вере» произведение арабского философа:
A) Ибн Сины.
B) Ибн Баджа.
C) М. Кашгари.
D) Аль-Фараби.
E) Аль-Газали.
495. «Опрвержение опровержения» произведение арабского философа:
A) Ибн Сины.
B) Ибн Рушда.
C) М. Кашгари.
D) Аль-Фараби.
E) Аль-Газали.
496. Какой логический способ познания признавали основным представители рационализма:
A) Индукцию.
B) Дедукцию.
C) Редукцию.
D) Моделирование.
E) Абстрагирование.
497. Основной этический принцип эпикурейцев:
A) Мужество.
B) Удовольствие.
C) Аскетизм.
D) Безразличие.
E) Стойкость.
498. Прославился своими комментариями трудов Аристотеля:
A) Локк.
B) Аль-Фараби.
C) Платон.
D) Аль-Газали.
E) Сократ.
499. Укажите исторический тип мировоззрения:
A) Искусство.
B) Мораль.
C) Религия.
D) Гуманизм.
E) Теология.
500. Критерий истинности знаний:
A) Авторитет ученых.
B) Вера.
C) Практика.
D) Власть.
E) Интуиция.
501. Выделите предмет и объект философии:
A) Человек и его место в мире.
B) Природа и ее законы.
C) Общественно-исторические процессы.
D) Универсальные законы и принципы.
E) Мир как целостность, универсум.
502. Первоначало у Фалеса:
A) Вода.
B) Огонь.
C) Аппейрон.
D) Воздух.
E) Земля.
503. Сущность мифологического взгляда на мир:
A) В противопоставлении человека и природы.
B) В признании субстанционального начала в мире.
C) В вере во всемогущество единого Бога.
D) В нерасчленённости, слитности, целостности миропонимания.
E) В разделении мира на низшие и высшие сферы существования.
504. Принципы инь и янь характерны для:
A) Античной философии.
B) Арабской философии.
C) Казахской философии.
D) Древнекитайской философии.
E) Древнеиндийской философии.
505. С именем какого древнегреческого философа связано материалистическое направление в философии:
A) Платон.
B) Сократ.
C) Фалес.
D) Демокрит.
E) Аристотель.
506. Концепция Гераклита:
A) О неизменности бытия.
B) О всеобщем изменении и противоречивости всего сущего.
C) О четырех элементах: вода, огонь, воздух и земля, из которых состоит все существующее.
D) О бессмертии и переселении душ.
E) Об атомах как началах всех вещей.
507. Какое из утверждений принадлежит Пифагору:
A) Все вещи суть числа.
B) В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем.
C) Все есть вода.
D) Все вещи состоят из атомов.
E) Началом всего является апейрон.
508. Взгляды Ходжа Ахмета Яссауи относятся к:
A) Перипатетизму.
B) Пантеизму.
C) Суфизму.
D) Рационализму.
E) Эклектизму.
509. Главная особенность человека в философии Пико делла Мирандолы:
A) В разумности.
B) В способности творчески трудиться.
C) В свободе самоопределения.
D) В способности к добродетели.
E) В способности ходить путями Господними.
510. Что означает “вещь в себе” у Канта:
A) Закон.
B) Бессознательное.
C) Закрытую для других личность.
D) Недоступную для познания сущность вещи.
E) Бог.
511. Немецкий философ, внесший наибольший вклад в развитие основных принципов диалектики:
A) Аристотель.
B) Платон.
C) Кант.
D) Гегель.
E) Маркс.
512. В каком веке жил Иммануил Кант:
A) В XV веке.
B) В XVI веке.
C) В XVII веке.
D) В XVIII – XIX веке.
E) В XIX - XX веке.
513. Немецкая классическая философия начинается с:
A) Канта.
B) Маркса.
C) Фихте.
D) Гете.
E) Шеллинга.
514. Автор фундаментального труда “Капитал”:
A) Кант.
B) Маркс.
C) Фихте.
D) Гете.
E) Шеллинг.
515. Что понимает под движением философия:
A) Энергию мирового развития.
B) Способ существования материи.
C) Инерцию от «первотолчка».
D) Перемещение тел в пространстве.
E) Отрицает движение.
516. Что означает термин “всеединство” в философии В.С.Соловьева:
A) Единство природы и общества.
B) Единство человека, природы и общества.
C) Учение о сущности материи.
D) Единство Бога со всем миром.
E) Единство материи и сознания.
517. Представитель философии “русского космизма”:
A) К. Циолковский.
B) П. Чаадаев.
C) В. Соловьев.
D) К. Аксаков.
E) А. Герцен.
518. Укажите основную черту русской философии:
A) Рационализм.
B) Эмпиризм.
C) Нравственно-религиозный характер.
D) Сенсуализм.
E) Волюнтаризм.
519. Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков относятся к:
A) Западникам.
B) Славянофилам.
C) Религиозным философам.
D) Софистам.
E) Интуитивистам.
520. Хомяков и Киреевский – это:
A) Западники.
B) Славянофилы.
C) Космисты.
D) Экзистенциалисты.
E) Марксисты.
521. Основатель “философии пессимизма”:
A) С. Кьеркегор.
B) Э. Гуссерль.
C) А. Шопенгауэр.
D) Ж. Деррида.
E) Э. Фромм.
522. Развитие идей персонализма в русской философии принадлежит:
A) Бердяев.
B) Лосеву.
C) Шпету.
D) Соловьеву.
E) Булгакову.
523. Представитель “философии истории” ХХ века:
A) К. Ясперс.
B) А. Шопенгауэр.
C) З. Фрейд.
D) Ф. Ницше.
E) Л. Фейербах.
524. Прагматическое суждение об истине:
A) Это знание, ведущее к достижению цели.
B) Это знание, с которым все согласны.
C) Это отражение действительности в сознании, независимо от человека.
D) Это значение не зависящее от действительности.
E) Это род веры.
525. Выделите высказывание наиболее точно соответствующее сущности экзистенциализма:
A) Экзистенциальная философия это учение о том, как человеку жить.
B) Философия экзистенциализма это познание причин и принципов сущего.
C) Экзистенциализм это учение о человеческой свободе.
D) Философия экзистенциализма это учение о высшем понимании мира.
E) Экзистенциализм это учение о Боге.
526. Представитель французского экзистенциализма ХХ века:
A) Сартр.
B) Р. Декарт.
C) Хайдеггер.
D) Ясперс.
E) Вольтер.
527. Одним из основных принципов познания сторонники позитивизма считают:
A) Интенциональность.
B) Инструментализм.
C) Верификацию.
D) Детерминацию.
E) Интерпретацию.
528. Родоначальник индуктивного метода исследования:
A) Б. Спиноза.
B) Ф. Бэкон.
C) Т. Гоббс.
D) Г. Лейбниц.
E) Р. Декарт.
529. Как называется переход от частного к общему:
A) Дедукция.
B) Силлогизм.
C) Аналогия.
D) Индукция.
E) Моделирование.
530. Источником нашего сознания для материалиста выступает:
A) Бог.
B) Представления.
C) Ощущения субъекта.
D) Объективный мир.
E) Разум человека.
531. Аналитическая философия подвергла анализу:
A) Мысль.
B) Чувства.
C) Веру.
D) Интуицию.
E) Язык.
532. Ж. Деррида предлагает в своей философии:
A) Ренессанс европейской культуры.
B) Обращение к казахской культуре.
C) Обращение к восточной культуре.
D) Реформацию европейской культуры.
E) Деконструкцию европейской культуры.
533. Кто из мыслителей ХХ века обосновал концепцию «благоговения перед жизнью»:
A) Ясперс.
B) Хaйдеггер.
C) Печчеи.
D) Швейцер.
E) Ганди.
534. Упанишады – это:
A) Гимны в честь богов.
B) Песнопения и заклинания.
C) Песни лесных отшельников.
D) Ведические философские тексты.
E) Гимны жертвоприношения.
535. Труды какого философа аль-Фараби перевел на арабский язык, сопровождая их комментариями:
A) Сократа.
B) Гераклита.
C) Конфуция.
D) Пифагора.
E) Аристотеля.
536. Каково взаимоотношение человека и природы:
A) Человек включен в природу, он - часть и порождение великой матери природы.
B) Человек в своей деятельности противопоставляет себя природе.
C) Человек должен господствовать над природой, т.к. природа – нечто неоформленное, неорганизованное.
D) Человек должен учиться у природы, подчиняться ей, т.к. природа – образец совершенства.
E) Человек, общество и культура одновременно и противостоят природе и включены в нее.
537. Найдите самый существенный признак методологической функции философии:
A) Обобщение достижений научно-теоретического познания.
B) Исследование единичных форм познания.
C) Исследование и разработка всеобщих, универсальных способов теоретического мышления.
D) Рационализация – перевод в понятийно-логическую форму
E) Систематизация конкретно-научных и общенаучных методов познания.
538. Утверждение «Верую, чтобы знать» принадлежит:
A) Гегелю.
B) Канту.
C) Августину.
D) Фейербаху.
E) Марксу.
539. Точка зрения, что цивилизация ведет к моральной деградации общества, принадлежит:
A) Г. Гегелю.
B) Ж. Ламетри.
C) И.Фихте.
D) Ж.Ж. Руссо.
E) О. Конту.
540. Философ 19 в., провозгласивший безусловный приоритет единичного над всеобщим и завещавший на своей могиле написать «Я единичный»:
A) К. Маркс.
B) А. Шопенгауэр.
C) С. Кьеркегор.
D) Г. Гегель.
E) Ф. Ницше.
541. Автор теории «археписьма» в постмодерне:
A) Х.Гадамер.
B) Ж.Лиотар.
C) Ж.Деррида.
D) Ж.Делез.
E) Ф.Ницше.
542. Какое определение философии абсолютно неверно:
A) Философия – это эпоха, схваченная мыслью.
B) Философия – это квинтэссенция культуры.
C) Философия – это частная теория.
D) Философия - это наука о наиболее общих законах развития природы и общества.
E) Философия – это мировоззрение.
543. Автор произведения «Наука логики»:
A) Ф.Шеллинг
B) И.Кант
C) Г.Гегель
D) Л.Фейербах
E) И.Фихте
544. Кто из философов является представителем волюнтаризма:
A) З.Фрейд.
B) С.Кьеркегор.
C) В.Дильтей.
D) А.Бергсон.
E) А.Шопенгауер.
545. Диалектическое отрицание – это:
A) Сохранение, удержание в новом положительных моментов из старого.
B) Полная смена старого новым.
C) Отбрасывание, уничтожение старого новым.
D) Способ движения по кругу.
E) Способ линейного развития.
546. Кто автор известного труда «Город Солнца»:
A) Н. Макиавелли.
B) Т. Кампанелла.
C) Данте.
D) П.Абеляр.
E) Т. Мор.
547. Автором произведения «Утешение философией» является:
A) Августин.
B) Боэций.
C) Аквинский.
D) Абеляр.
E) Аверроэс.
548. Антиномии Канта – это:
A) Субъективные понятия.
B) Точные определения рассудка.
C) Неразрешимые противоречия для разума.
D) Однозначные суждения.
E) Научные гипотезы.
549. Автором произведения «Энциклопедия философских наук» является:
A) Маркс.
B) Руссо.
C) Гегель.
D) Кант.
E) Фейербах.
550. Так Ницше решает проблему Бога:
A) Бог умер.
B) Бог и человек – одно и тоже.
C) Бог создатель ценностей.
D) Бог – новый человек.
E) Бог- сверхчеловек.
551. Автор произведения «Русская идея»:
A) Розанов.
B) Толстой.
C) Шпет.
D) Бердяев.
E) Франк.
552. Шопенгауэр в качестве альтернативы гегелевского абсолютного духа предлагает:
A) Социальную свободу.
B) Человеческий разум.
C) Чувственное начало.
D) Мировую волю.
E) Новый дух.
553. Автор теории архетипов введший понятие «коллективного бессознательного»:
A) Лейнг.
B) Фромм.
C) Юнг.
D) Фрейд.
E) Адлер.
554. Автор, признающий две независимые субстанции - мыслящую и протяженную:
A) Локк.
B) Бэкон.
C) Гоббс.
D) Спиноза.
E) Декарт.
555. Труд К. Маркса:
A) «Этика».
B) «Новый Органон».
C) «Философские тетради».
D) «Капитал».
E) «О человеке».
556. Кому из казахских мыслителей принадлежит мнение, что нравственными началами человека должны быть любовь и справедливость:
A) Ч. Валиханов.
B) И. Алтынсарин.
C) А. Кунанбаев.
D) Шакарим Кудайбердиев.
E) С. Торайгыров.
557. Выделите правильное философское высказывание:
A) Идеализм – это абстрактные рассуждения.
B) Идеализм – это реалистические представления о жизни.
C) Идеализм – это признание идей, сознания в качестве первичного, определяющего материальное.
D) Идеализм – это туманные, далекие от жизни рассуждения, попытка забыть о прозе жизни.
E) Идеализм – это стремление обосновать значение идеалов в жизни.
558. Человеческое познание по Гегелю:
A) Есть «припоминание» идей.
B) Есть эмпирический опыт.
C) Есть процесс постоянной детализации.
D) Есть интеллектуальная интуиция.
E) Есть слияние субъективного духа с объективным разумом.
559. Симулякр – это:
A) Копия реальности.
B) Реальность как она есть.
C) Вымышленный мир.
D) Копия копии реальности.
E) Подлинный мир.
560. Термин «ноосфера» предлагал и исследовал:
A) В.И. Вернандский.
B) Ч. Дарвин.
C) Э. Зюсс.
D) Ж. Б. Ламарк.
E) Л.Н. Гумилев.
561. Кто обосновал гелиоцентризм в эпоху Возрождения:
A) Бруно.
B) Кузанский.
C) Коперник.
D) Кеплер.
E) Галилей.
562. Философы, представители структурализма:
A) Рассел, Шлик, Витгенштейн.
B) Гадамер, Гуссерль, Хайдеггер.
C) Деррида, Делез, Бодрийяр.
D) Сартр, Камю, Ясперс.
E) Леви-Стросс, Фуко, Лакан.
563. В философии Будды конечную цель всех человеческих усилий, освобождение означает:
A) Познание.
B) Атман.
C) Красота.
D) Вера.
E) Нирвана.
564. «Позитивные» науки, согласно позитивизму, опираются на:
A) Априорные знания.
B) Интуицию.
C) Факт наблюдения и эксперимента.
D) Умозаключения.
E) Дедуктивные методы.
565. Космос и логос - основные категории:
A) Ренессанса.
B) Просвещения.
C) Нового времени.
D) Средневековья.
E) Античности.
566. «Во всем сомневаться!» - девиз:
A) Р.Декарта.
B) И.Ньютона.
C) Ф.Бэкона.
D) Т.Гоббса.
E) Дж. Локка.
567. По мнению, какого философа, на место разума должна быть поставлена воля:
A) Декарта.
B) Гоббса.
C) Шопенгауэра.
D) Гегеля.
E) Маркса.
568. Диалектика в идеалистической форме в немецкой классической философии была разработана:
A) Фейербахом.
B) Лейбницем.
C) Энгельсом.
D) Марксом.
E) Гегелем.
569. Русский религиозный философ, основоположник учения о всеединстве и цельном знании:
A) Самарин.
B) Розанов.
C) Плеханов.
D) Хомяков.
E) Соловьев.
570. Понятие Брахман в древнеиндийской философии означает:
A) Перерождение души.
B) Абсолютная духовная реальность, первооснова.
C) Душа человека.
D) Воплощение неба.
E) Тело человека.
571. Аль-Фараби родился в городе:
A) Бухаре.
B) Отраре.
C) Дамаске.
D) Хорезме.
E) Багдаде.
572. Русский философ-марксист:
A) Г. Плеханов.
B) Н. Федоров.
C) П. Флоренский.
D) В. Соловьев.
E) П. Чаадаев.
573. «Антропоцентризм» означает такой тип мировоззрения, в котором человек ощутил и осознал себя:
A) Одиноким.
B) Ученым.
C) Природным существом.
D) Животным.
E) Центром вселенной.
574. Философия Средневековья не складывалась на основании этого источника:
A) Священного писания.
B) Платоновской философии.
C) Неоплатонизма.
D) Милетской философии.
E) Философии Аристотеля.
575. Философ, выразивший суть своей философии утверждением «Философия есть современная ему эпоха, постигнутая в мышлении»:
A) Спиноза.
B) Декарт.
C) Гегель.
D) Беркли.
E) Бэкон.
576. Область философии, рассматривающая проблемы бытия, существования:
A) Диалектика.
B) Онтология.
C) Гносеология.
D) Аксиология.
E) Метафизика.
577. Суть диалектики:
A) В установлении законов, определяющих развитие природы.
B) В выявлении закономерностей развития объективной реальности.
C) В объяснении превосходства мышления над объективной реальностью.
D) В создании логических законов мышления.
E) В установлении необходимых социальных законов.
578. Философский смысл категории “бытия”:
A) Бытие – объект, противостоящий субъекту.
B) Бытие – отражение деятельности духовной субстанции.
C) Бытие – общезначимый способ выражения всеобщей связи понятий и суждений.
D) Бытие – единство природы с Богом.
E) Бытие – предельно общее понятие о существовании.
579. “Истина и метод” — книга, написанная:
A) Г. Маркузе.
B) Г. Уэллсом.
C) Г. Киссинджером.
D) Г. Гадамером.
E) Г. Гегелем.
580. Самый весомый вклад в рождение и становление философской антропологии внес в ХХ веке:
A) М. Шелер.
B) О. Шпенглер.
C) М. Вебер.
D) Р. Дарендорф.
E) К.Г. Юнг.
581. Связал понятие о человеческой свободе с атомистическим учением:
A) Фалес.
B) Гераклит.
C) Сократ.
D) Эпикур.
E) Зенон.
582. Один из ключевых терминов феноменологии Э. Гуссерля:
A) Индетерминизм.
B) Интериоризация.
C) Интернационализм.
D) Интенциональность.
E) Инвариантность.
583. Традиция приписывает введение термина “философия”:
A) Фалесу.
B) Аристотелю.
C) Плотину.
D) Пифагору.
E) Зенону.
584. В теории марксизма движение — это:
A) Способ бытия объективной реальности.
B) Перемещение.
C) Энергетическое взаимодействие.
D) Функция тел.
E) Рождение галактик.
585. Основные, в некотором смысле предельные, структурные уровни материи:
A) Земля и Солнечная система.
B) Микромир и макромир.
C) Вещество и поле.
D) Микрочастицы.
E) Вирусы и бактерии.
586. С точки зрения материалистической гносеологии, отражение — это:
A) Неотъемлемое свойство, атрибут материи.
B) Зеркальное воспроизведение.
C) Человеческое сознание.
D) Психическая способность живого.
E) Человеческая способность.
587. На позиции агностицизма в гносеологии находился:
A) Кант.
B) Маркс.
C) Лейбниц.
D) Гегель.
E) Фейербах.
588. Понятие “осевого времени” — фундаментальная категория философии истории:
A) Ясперса.
B) Тойнби.
C) Фукуямы.
D) Поппера.
E) Ницше.
589. Автор эссе «Миф о Сизифе»:
A) В. Франкл.
B) Ф. Ницше.
C) А. Камю.
D) Ж.П. Сартр.
E) Г. Марсель.
590. Автор произведение «Экзистенциализм – это гуманизм»:
A) В. Франкл.
B) Ф. Ницше.
C) А. Камю.
D) Ж.П. Сартр.
E) Г. Марсель
591. Человек, рассматриваемый в качестве единичного представителя человеческого рода:
A) Личность.
B) Индивид.
C) Субъект.
D) Объект.
E) Индивидуальность.
592. Следование ритуалу «ли» - идея:
A) Лаоцзы.
B) Конфуция.
C) Мэнцзы.
D) Сюньцзы.
E) Ян Чжу.
593. Впервые сместили философскую рефлексию с проблематики космоса на проблему человека и его жизни как члена общества:
A) Элеаты.
B) Киники.
C) Софисты.
D) Неоплатоники.
E) Стоики.
594. Процесс освобождения общества от церковного влияния:
A) Социализация.
B) Изоляция.
C) Секуляризация.
D) Технизация.
E) Сакрализация.
595. Форма государственного устройства, отсутствующая у Аристотеля:
A) Монархия.
B) Деспотия.
C) Аристократия.
D) Олигархия.
E) Демократия.
596. Первый народный учитель казахов, автор «Казахской хрестоматии»:
A) Ч. Валиханов.
B) И. Алтынсарин.
C) Ш. Кудайбердиев.
D) А. Кунанбаев.
E) М. Дулатов.
597. В античной философии разработал понятие бытия как главную проблему философии:
A) Фалес.
B) Пифагор.
C) Гераклит.
D) Парменид.
E) Демокрит.
598. Высшая форма ценностной эмоции, просветление чувств, очищение:
A) Радость.
B) Восхищение.
C) Катарсис.
D) Благоговение.
E) Любовь.
599. Автор «Метафизики»:
A) Платон.
B) Аристотель.
C) Эпикур.
D) Пифагор.
E) Демокрит.
600. В. Виндельбанд, Г. Риккерт, считавшие ценность формой трансцендентальной нормы, формирующейся в глубинах человеческого сознания, являются представителями аксиологической концепции:
A) Социологизма.
B) Культурно-исторического релятивизма.
C) Персоналистского онтологизма.
D) Натуралистического психологизма.
E) Трансцендентализма.
601. В творчестве этого философа различают “докритический” и “критический” период:
A) Гегель.
B) Ницше.
C) Фихте.
D) Маркс.
E) Кант.
602. Автор произведения “Мир как воля и как представление”:
A) Энгельс.
B) Фихте.
C) Конт.
D) Шопенгауэр.
E) Шеллинг.
603. Для этого направления философии характерно стремление представить философию в качестве методологии эмпирических наук:
A) Марксизм.
B) Диалектика.
C) Неокантианство.
D) Позитивизм.
E) Иррационализм.
604. В философии какого мыслителя встречаются такие понятия как “абсолютная идея”, “мировой дух”:
A) Гегель.
B) Маркс.
C) Шопенгауэр.
D) Конт.
E) Спенсер.
605. Основной труд Гольбаха:
A) Феноменология духа.
B) Система природы.
C) Критика чистого разума.
D) Наукоучение.
E) Сущность христианства.
606. Этот философ призывал произвести “переоценку всех ценностей”:
A) Маркс.
B) Ницше.
C) Шопенгауэр.
D) Гегель.
E) Фихте.
607. Тезис “Бытие определяет сознание” связан с философией:
A) Позитивизма.
B) Марксизма.
C) Иррационализма.
D) Неокантианства.
E) Неотомизма.
608. Произведение П.Я.Чаадаева, в котором впервые поставлена ключевая проблема русской философии - «Восток-Запад-Россия»:
A) «Исповедь».
B) «Философические письма».
C) «Оправдание добра».
D) «Философия общего дела».
E) «Самопознание».
609. Верование широко распространенное в доисламском Казахстане:
A) Буддизм.
B) Даосизм.
C) Манихейство.
D) Тенгрианство.
E) Сикхизм.
610. Главная тема философского размышления Ф.М.Достоевского в «Легенде о Великом инквизиторе»:
A) Структура научного познания.
B) Происхождение человека.
C) Социальная структура общества.
D) Соотношение языка и реальности.
E) Свобода человека.
611. А.И. Герцен принадлежит к идеологическому направлению:
A) Славянофильство.
B) Народничество.
C) Позитивизм.
D) Западничество.
E) Марксизм.
612. Представитель экзистенциальной философии, автор известного произведения «Бытие и время»:
A) М.Фуко.
B) А.Камю.
C) М.Хайдеггер.
D) Э.Гуссерль.
E) Т.Кун.
613. Крупнейший русский философ конца XIX века, разрабатывавший идеи «всеединства», «богочеловечества», синтеза культур Востока и Запада:
A) Н.Г.Чернышевский.
B) Вл.С.Соловьев.
C) В.И.Ленин.
D) М.В.Ломоносов.
E) Г.В.Плеханов.
614. Выдающийся казахский мыслитель, поэт «эпохи скорби» сер. ХIХ века, призывавший сохранять традиционные ценности, осуждавший российскую колонизацию Казахстана:
A) Бухар Жырау.
B) Асан Кайгы.
C) Шортанбай.
D) Махамбет.
E) Коркыт.
615. Основная категория герменевтики:
A) Описание.
B) Информация.
C) Измерение.
D) Понимание.
E) Сравнение.
616. Центральная проблема экзистенциализма:
A) Исторического познания.
B) Научного познания.
C) Бытие природы.
D) Методология и логика познания.
E) Уникальность, свобода и ответственность личности.
617. Сочинение И. Канта о морали называется «Критика…»:
A) «Способности суждения».
B) «Наших критиков».
C) «Практического разума».
D) «Отвлеченных начал».
E) «Чистого разума».
618. Учение русской философии о «распространении совершенства во Вселенной» есть:
A) Космизм.
B) Марксизм.
C) Славянофильство.
D) Историософия.
E) Всеединство.
619. Датский философ, автор произведения «Страх и трепет»:
A) Шопенгауэр.
B) Шеллинг.
C) Кьеркегор.
D) Н. Бор.
E) Г. Спенсер.
620. «Язык – дом бытия» автор высказывания:
A) Сартр.
B) Камю.
C) Хайдеггер.
D) Гуссерль.
E) Ясперс.
621. Русский философ, автор теории «разумного эгоизма»:
A) А. Лосев.
B) Н. Чернышевский.
C) Л. Шестов.
D) П. Сорокин.
E) Н. Бердяев.
622. Непознаваемость мира И.Кант выражает в понятии:
A) «Абсолютная идея».
B) «Я и не-Я».
C) «Бытие».
D) «Сверхчеловек».
E) «Вещь в себе».
623. А. Шопенгауэра, Ф.Ницше объединяет