Что есть человек по экзистенциализму?
В специальной лит-ре предложены различные версии понимания человека. Базовые характеристики экзистен-ого человека:
1.Существование человека предшествует сущности.
2. Расщепленность существования человека.
3. Человек – это тайна.
4. Человек – это свобода.
Важнейшая характеристика – расщепленность существования (прописана Хайдеггером и Ясперсом).
2 основания расщепленности:
- Объективная основа.Противоречивое существование человека в конкретных истор.условиях. Это противоречие между реальным отношением человека и об-ва и его субъективным самосознанием (в субъективном мире человек чувствует себя свободным).
- Модус времени (мера, способ).Представлено Хайдеггером. Он различает время будущее (направленность к смерти) и настоящее (обреченность вещами).
НЕПОДЛИННОЕ:выражается разными терминами. Любимый Хайдеггера - Das man (производный от неопределенного местоим-я). Выражает безличность, растворение человека в обыденности обстоятельств. Неподлинное сущ-ие – перевес моментов настоящего. Оно выражается в том, что мир вещей заслоняет от человека его конечность. Обыденность сторожит выделяющееся впечатление и бесшумно уничтожает его (тайна теряет свою таин-сть, пред-ся как давно известное).
ПОДЛИННОЕ: есть направленность экзистенции на свои собственные возможности. Она в обращенности к себе самой. Подлинность сущ-ия выступает как осознание человеком своей историчности, конечности и свободы.
Подлинное сущ-ие достижимо, но не во всех моментах жизни. Для того, чтобы сделать шаг к нему, нужна пограничная ситуация. Ее классический пример – смерть.
По Хайдеггеру: неподлинное сущ-ие – безличное, man в неведении, так как его мир безличен, а потому не знает смерти (как сугубо личное состояние). То есть это бегство чел-ого бытия от самого себя. Когда человек начинает ощущать экзис-ный страх, он вырывается из неподлинного сущ-ия. Отчаянье толкает человека на выбор: либо оставаться в неподлинном сущ-ии, либо сделать шаг к самому себе. Существует единственное средство вырваться из сферы обыденности – решиться смотреть в глаза смерти. Она – тот крайний предел, который поставлен всякому чел-ому сущ-нию.
62. . Общество: объект философского анализа.
Социальная философия представляет собой объект, философское исследование общества, рассматриваемого в его историческом развитии. Соц. фсф изучает структуру соц. системы, их функ-ние и эволюцию. ЗАДАЧА –исслед-ие человека и его изменений. Особое внимание уделяется изучению современного об-ва, его развитию в будущем. Фсф должна давать анализ и критику сущ-ных соц. концепций. Соц. фсф очерчивает своё место среди других наук, исследует особенности социального познания в целом.
Проблемы соц. фсф:
- Причины, определяющие хар-ку и динамику соц. жизни. Когда-то Бог считался с устройством общества. Позднее была выдвинута идея общих законов в истории.
- Периодизация человеческой истории, деление её на эпохи, цивилизации, культуры.
- Отношение между прошлым, настоящим, будущим в развитии об-ва и его наиболее важных институтов.
- Смысл человеческой жизни, её пред-ние или цель.
- Возможные перспективы, которые обоснованы особенным очевидным процессом фор-ния единого чел-ва и соответственно подлинно мировой истории, общие тенденции развития современных обществ.
Общ-во в соц фил-ии выступает как особый род бытия в мире. Анализируя сущность социального, фил-ия стремится установить систему признаков, отличающих всякое явление общественной жизни от явлений живой и неживой природы. Главные опасности чел=тво ожидает от глобальных проблем.
Сущ. 2 подхода к изучению общества:
Внешний: соц. явления рассматриваются так, как исследователи рассматривают звезды, хим-кие вещ-ва. Явления оказываются внешними по отношению к индивидам. Сохраняется надежда на открытие универсальных законов соц. изменений
Внутренний: учитывает, что общество слагается из индивидов обладающих сознанием и действуют на основе имеющихся идей. Сознательное действие оказывается изначально объектом соц.исследования, поступки людей – основой понимания генезиса. Внушает веру, что человек в состоянии менять об-во и цивилизацию по собс-му усмотрению.
И внешний и внутренний подходы не учитывают своеобразия человеческой деятельности. Человек отличается от природных объектов, тем, что обладает сознанием, планирует свою деятельность.
Соц. фсф говорит о том, что должно быть. Теоретическое исследование возможно, если пройдет через фильтр оценочных суждений. Человеческая деятельность невозможна без оценочных норм. Понимание деятельности человека всегда преследует некоторые цели. Проблема понимания одна из ключевых.
Оценка: её структура (предмет, субъект, основание.) несмотря на то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют и вполне успешно. Количественной характеристикой ценности является оценка. Педагоги, тоже ставят оценки, а, следовательно, они тоже имеют делос ценностями. Каждый студент мысленно сам выставляет себе оценки, значит онтоже умеет измерять ценности. Что делает преподаватель, выставляя этиоценки в зачётку? Он завершает интерпретацию знаний студента своимокончательным решением. Часто обходятся всего двумя оценками:зачтено-незачтено, отлично-удовлетворительно. Но самое главное в делеоценки ценностей - это сам процесс интерпретации (посредничеством - слат.). Устанавливается соответствие между человеком и тем, на чтонаправлено его понимание.Интерпретация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки. Веё основе - некоторый жизненный импульс, который Кант наименовалспособностью разумного желания.Оценки, также как и ценности, вырабатываются и измеряются в процессеинтерпретации, которая осуществляется в соответствии с философскимиметодами. Наша оценка покоится на объективном критерии нравственности,который имеет исторический характер и изменяется в зависимости от строя,классовой борьбы. В основе оценки лежит познание социально-значимойпоступки. НА этом основании можно регулировать поведение людей. Что есть человек по экзистенциализму?
В специальной лит-ре предложены различные версии понимания человека. Базовые характеристики экзистен-ого человека:
1.Существование человека предшествует сущности (а). существование человека, б). существование предшествует сущности человека, в). что есть сущность человека).
2. Расщепленность существования человека: подлинное и неподлинное существование.
3. Человек – это тайна.
4. Человек – это свобода.
Важнейшая характеристика – расщепленность существования (прописана Хайдеггером и Ясперсом).
2 основания расщепленности:
- Объективная основа.Противоречивое существования человека в конкретных исторических условиях. Это противоречие между реальным отношением человека и общества и его субъективным самосознанием ( в субъективном мире человек чувствует себя свободным).
- Модус времени (мера, способ).Представлено Хайдеггером. Он различает время будущее (направленность к смерти) и настоящее (обреченность вещами).
НЕПОДЛИННОЕ:выражается разными терминами. Любимый Хайдеггера - Das man (производный от неопреденного местоимения). Выражает безличность, растворение человека в обыденности обстоятельств. Неподлинное сущ-ие – перевес моментов настоящего. Оно выражается в том, что мир вещей заслоняет от человека его конечность. Обыденность сторожит выделяющиеся впечатление и бесшумно уничтожает его (тайна теряет свою таинственность, представляется как давно известное).
ПОДЛИННОЕ: есть направленность экзистенции на свои собственные возможности. Она в обращенности к себе самой. Подлинность сущ-ия выступает как осознание человеком своей историчности, конечности и свободы.
43. Философия: её ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ уровень (М. К. Мамардашвили и М. Хайдеггер – сравнительный анализ)
Версия Мартина Хайдеггера:
Чтобы разобраться «Что есть философия?», Мартин обращается к грекам, в которых и для которых раскрывает себя Бытие сущего. Любое устоявшееся понимание философии он ставит под вопрос, понимая главным дело развивающейся мысли.
Его интерес к миру послужил основой сформировавшегося широкого европейского течения философской антропологии. Она подлинная держательница разума. Философия есть дело разума. Термин является истинно греческим. Философия есть некоего рода «стоятельность». Она делает возможным усмотреть нечто и усмотренное таким образом охватить и удерживать во взоре. Понять «Что такое философия?» мы сможем тогда, когда будем философствовать, а не определения из истории философии. Философия держит путь к Бытию сущего. Она и философствование принадлежат настроению человека. Благодаря удивлению, люди достигают господствующего истока философствования (Бытие сущего). Без должного осмысления языка мы никогда не поймём «Что такое Философия», как особую манеру поведения. Философия - это слово сказующее по-гречески, - уже есть некоторый путь; путь, на котором мы уже находимся.
Версия Мераба Мамардашвили.
В понимании философии общее значение Мераб придаёт вопрос о приемлемости: по его убеждению, в основе европейской культуры и философии лежат два исторических начала – античное и христианское. Вера в завоевание человеческого ума и идея нравственного восхождения человека. Вместе с тем, философия является свободным занятием и выступает созидательной силой, способствующей совершенствованию людей.
Феноменология - момент всякой философии, то есть философия является как бы культурной бесконечной формой, а значит, она имеет те моменты, которые кем-то и когда-то выявляться, но сами возможности этого развития будут содержаться уже в самом факте философии. Феноменологические мотивы определяли философские.
Центральная идея философии: свободные явления или события, мысли случаются в любой сфере человеческой жизнедеятельности. Реальность входит в мир трансцендентального. Задача философии - мыслить самому, но и давать мыслить, и возможность думать другим. Сам акт научного или другого познания уже содержит в себе какие-то философские акты, независимо от того, знаем мы об этом или нет. А именно они являются предметом реальной и натуральной философии.
«Я представитель естественной, натуральной философии. Не стремление человека к счастью, не любовь или симпатия характеризуют моральный поступок, а уважение к моральному закону и следование долгу. Лишь этика даёт нам практическую уверенность распоряжаться жизненной свободой».