Прагматическая философия. Религиозная философия
Литература
Богомолов А.С. Буржуазная философия США XX в. М.,1974,
Быховский Б.Э. Эрозия «вековечной» философии. Критика неотомизма. М.,1973.
Мельвиль Ю.К. Ч. Пирс и прагматизм. М.,1968.
Минкявичус Я. Современный католицизм и его философия. Вильнюс. 1965.
Хилл Т. Современные теории познания. М.,1965.
Современная западная философия. Словарь. М..1991.
Философский энциклопедический словарь. М.,1983.
Основные идеи прагматизма были выдвинуты еще в 70-х гг. XIX в. Чарльзом Пирсом. Как философское направление прагматизм оформился к 40-м гг. XX в. Философы прагматического направления выдвинули программу реконструкции философии: философия должна исходить из жизненного опыта и вырабатывать способы и методы его преобразования в интересах человека. Опыт в прагматизме понимается как все, что воспринимается и переживается человеком. Объективные обстоятельства и их переживание при таком подходе сливаются в едином «потоке сознания». Опыт осознается как определенная «жизненная ситуация». Главное, что необходимо человеку в «жизненной ситуации» - это умение действовать в целях установления оптимальных отношений со средой. Инструментом ориентации человека является интеллект, который вырабатывает привычкидействовать определенным образом. Мышление отождествляется с исследованием, понимаемым как преодоление состояния сомнения и достижения устойчивого верования. Знание в прагматизме трактуется как верование, готовность действовать. Истинность, надежность, ценность идеи определяется в выполнении действий, предписываемых данной идеей. Успех действий определяет полезность или истинность идеи. Это положение является основным смысловым ядром прагматической философии - философии действия.
Неотомизм - одно из наиболее влиятельных течений современной философии,
официально признанная Ватиканом философская доктрина католической церкви. Теоретическим основанием неотомизма является философия св. Фомы (Томмазо) Аквинского (XIII в).
Постулат превосходства веры над разумом определяет в неотомизме соотношение философии и богословия. Истины веры, хранимые католической церковью, имеют безусловный источник - божественное откровение, Философия есть усилие человеческого разума познать истину, соответственно, выразить в системе понятий основы христианского мировоззрения, утвердив тем самым единство веры и разума.
В онтологии неотомизма различается «сущее-само-по-себе», т.е. Бог и «существующее», то, что бытием наделено, тварный мир. Двум родам бытия соответствуют и два рода познания - познание как откровение и рациональное познание. Откровенные истины даруются благой волей Бога, однако они нуждаются в рациональной интерпретации - богословии. Иной род познания отличается по своему объекту - миру сотворенных вещей и по источнику - человеческому разуму; это научное познание, устанавливающее формы и закономерности существующего.
Основу натурфилософии неотомизма составляет догмат о творении мира из ничего и преобразованное в соответствии с этим догматом аристотелевское учение о форме и материи. Согласно этому учению материя является чисто пассивным началом и приобретает определенное бытие благодаря нематериальной форме. Высшей формой, формой форм является Бог, не связанный никакой определенностью, сотворивший как первичную материю, так и все многообразие форм.
Неотомистская философия традиционна как в постановке философских проблем, так и в самом стремлении создать единую систему мировоззрения. Однако современный мир, многообразный и динамичный, побуждает философов-неотомистов модернизировать философскую систему, используя опыт других философских течений - феноменологии, экзистенциализма, персонализма.
4. Философская онтология: бытие, пространство, время
Литература
■
Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.,1982.
Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник '88. М.,1988.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии. М.,1986.
На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.1990.
Хайдеггер М. Что такое метафизика? Время и бытие // Время и бытие. М.,1993.
Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса. М, 1986.
Онтология - раздел философии, учение о бытии, о его наиболее общих принципах и категориях. В истории философии и мировоззрения онтологические принципы - идея разумного, законосообразного порядка
мироздания являлась основанием любых форм деятельности познания. В классической новоевропейской философии онтология - это фундаментальная наука об основах мироздания, включая его природные и духовные феномены. Критическая философия Канта радикально изменила принципы построения учения о бытии. «Вещь-в-себе» недоступна непосредственно, она воспринимается в формах чувственного созерцания, каковыми являются пространство и время, и познается в формах рассудка, каковыми являются категории и понятия. После Канта учение о бытии оказалось возможным как феноменология сознания - учение о формах трансцендентального сознания, поскольку предполагалось, что реальность сознания доступна для философской рефлексии. Однако бытие человека - не только бытие рефлексирующего сознания, но прежде всего бытие-в-мире. В философии одного из крупнейших представителей новой онтологии XX в. Мартина Хайдеггера основными элементами учения о бытии выступают не физические, а жизненно-практические «сущности» или модусы бытия-в-мире. Программа устранения метафизики (прежде всего онтологии) в позитивизме к середине XX в. оказалась исчерпанной. В позитивизме и аналитической философии языка обосновывается необходимость выявления онтологических предпосылок любой формы знания. Таким образом , в современной философии проявляется тенденция к новому онтологическому синтезу. И это не случайно, успехи науки и техники XX в., динамика социальных и культурных процессов ставят перед философией задачу формирования современной картины мира, осознания места и предназначения человека.
В целях конкретизации онтологической проблематики следует рассмотреть категориальный строй классической новоевропейской онтологии, выписав из учебной и справочной литературы основные понятия: субстанция, материя, пространство, время, движение.
5. Человек во Вселенной, философская, религиозная и научная картины мира
Литература
Астрономия и современная картина мира. М., 1996.
Задорожнюк И. Е. Проблема человека в современной религиозной и
мистической литературе. М., 1988.
Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве// Соч. в 2 т. Т.2. М, 1989.
Степин В.С., Кузнецов Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной
цивилизации М., 1994.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. Эволюция, космос, человек. Кишинев. 1986.
Хайдеггер М. Время картины мира //Время и бытие. М., 1994.
Место человека в мире традиционно определялось исходя из его сущности-разумности, способности к познанию мира и самопознанию. В XX в. традиционное понимание человека как существа разумного было поставлено под сомнение. Кошмары мировых войн, антигуманные социально-политические эксперименты, обострение экологических проблем трудно назвать
результатами разумной деятельности. Человек - существо разумное, рациональное, но в не меньшей степени ему присуща и иррациональность. Открытие фрейдизмом бессознательной сферы, во многом определяющей человеческое поведение, приводит к выводу, что сознательная мотивация действий отнюдь не доминирующая форма поведения. Большинство философов XX в. отмечают кризис человеческого самопознания.
Современная философия стремится преодолеть абстрактное представление о человеке как о существе разумном и ввести в понимание природы человека иные антропологические константы. Идеи истины и правды, социальной и нравственной солидарности, способность любить и верить не могут быть сведены к принципу разумности. Однако преодолеть "гносеологическое" понимание человека как существа только разумного и познающего в рамках философии крайне трудно. Причина этого - в самой природе философского знания как рефлексивного акта самопознания. В погоне за полнотой и целостностью определения человека у философии есть граница, полагаемая ее собственной природой. Один из основоположников философской антропологии (учения о человеке) XX в. Макс Шелер остается верен представлению о человеке как о существе, способном к усмотрению сущности как своей собственной, так и сущности мира. Другой ведущий представитель философии XX в. Эрнст Кассирер усматривает сущность человека в символической деятельности. Человек - не только субъект познания, но субъект самого бытия, ибо создавая многообразные формы культуры (символические формы) -религию, науку, искусство, он создает собственное бытие, мир человека.
Место человека в религиозной картине мира европейской культуры определяется христианским мировоззрением. Для христианского мировоззрения неприемлем прежде всего принцип антропоцентризма, как бы высоко ни оценивался человек - как образ и подобие Божие. Бытие Бога - необходимый онтологический постулат христианской философии. Мир есть творение Бога, поэтому он законосообразен и человеческий разум может его постигнуть. Смысл человеческой жизни и само существование человека имеет в бытии Бога онтологическую основу. В философии Владимира Сергеевича Соловьева место человека в мироздании определяется его отношением к Богу-творцу. Мудрость Творца заключается в том, что, создав мир и человека, Бог ожидает ответного творческого акта. Постигая сущность мира как всеединства, гармонии, человек призван воплотить свое видение в действительный мир, приведя его таким образом в лоно сотворившего Отца. Идея завершения времен (эсхатологическая идея) — путеводная звезда истории человеческой культуры.
Понятие "научная картина мира" предполагает, что мир в целом, сущее представляется в виде "картины". Картина мира предполагает субъекта этой "картины", создателя и наблюдателя. Понятие "научная картина мира", таким образом, предполагает мир в целом в качестве представленного субъектом, т.е. субъект является необходимой предпосылкой "картины мира". Эти рассуждения раскрывают сущность научного видения мира. Альберт Эйнштейн в теории относительности столкнулся с фундаментальной предпосылкой физической картины мира - неразрывной связью объекта с наблюдателем (субъектом). Философское значение этого открытия заключается в том, что естествознание в лице своих гениальных представителей открывает собственную сущность, собственные предпосылки. Современная наука ставит перед философией и новые задачи. Известный физик, один из основоположников квантовой теории Вернер Гейзенберг приходит к выводу о том, что теория элементарных частиц, описывая основополагающие структуры материи, с необходимостью
затрагивает фундаментальные онтологические предпосылки, о которых трудно даже решить, содержат они высказывания об эмпирических свойствах мира, о формах нашего мышления или о языке, на котором мы пытаемся познать мир. Вывод ученого для философии есть еще только задача. Предполагает ли квантовая теория видение мира в качестве "картины" и, соответственно, наблюдателя, субъекта, или мы имеем дело с принципиально новым пониманием мира? Ответ на эти вопросы - актуальная задача современной философии.
6. Природа человека и смысл его существования
Литература
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. —
Губман Б.Л. Смысл и значение человеческой жизни в отражении западной
философии//Современный человек: цели, ценности, идеалы. Вып. 1. М., 1988.
О человеческом в человеке. М., 1991.
Проблема человека в западной философии. М., 1988.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М, 1993.
Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии, 1990, №6.
Естественно-научная теория эволюции жизни на Земле вошла в обыденное сознание и приучила нас к мысли, что человек возник на вершине эволюции жизни на нашей планете. Но каким образом биологическая эволюция привела к появлению человека и нового типа эволюции — истории культуры? В этом суть проблемы антропосоциогенеза — проблемы происхождения человека и общества. Появление человека антропологи называют неолитической революцией. В этот период чисто биологические факторы эволюции - наследственная изменчивость, борьба за выживание и естественный отбор дополняются качественно иными факторами - трудовой деятельностью, появлением языка и новых форм общения. Социокультурные теории антропосоциогенеза утверждают наличие дополнительных движущих сил процесса выделения человека из природы -игры и языка. Развитие телесной организации человека - прямохождение, изменение кисти руки и гортани было связано с использованием предками человека элементарных орудий деятельности. Самая элементарная деятельность по изготовлению орудий труда отличается от самой сложной деятельности животных. Инстинктивная деятельность преобразуется в целеполагающую. Опосредование биологических потребностей потребностями изготовления орудий труда приводит к появлению рефлексии. Рефлексия - это приобретенная психикой способность сосредотачиваться на себе, способность не просто познавать, но и знать, что ты знаешь. Появляется вторая сигнальная система, развивается язык, и человек обретает новую форму бытия в культуре.
Любая культурная деятельность - охота и земледелие, создание семьи и общества не определяется готовыми программами поведения, человек сам создает формы своей деятельности. Отсюда многообразие форм хозяйства, семьи, общественных систем. Чтобы творить, необходим образ творимого, так человек вынужден спрашивать себя, что он есть. Человек является таким сущим, которое изменяет самое себя благодаря познанию. Человек должен найти особую позицию, установку, восприятие, познание, оценку самого себя и окружающего мира, чтобы утвердить себя. Идея человека и его действительная
жизнь взаимосвязаны, рефлексия и самосознание - не пустая игра, но необходимые атрибуты создающего себя своими собственными силами существа.
Природа человека не сводится к его разумности, наряду с разумностью существуют и другие сущностные антропологические константы. Биологические, социальные науки, языкознание и этнография к началу XX в. накопили богатый материал, требующий философского осмысления. Макс Шелер писал, что необходимо создание философской антропологии, синтезирующей современные знания о человеке. Смысл поиска определения природы и сущности человека - в нахождении онтологической постоянной человеческой природы. Современная философия пытается найти эту постоянную в труде (Маркс), в страхе (Кьеркегор), в коммуникации (Ясперс), в свободе (Сартр), в языке (Хайдеггер), в символической деятельности (Кассирер). Человек сегодня не знает, что он есть, но он знает о том, что он этого не знает.
Трудность в определении природы человека сокрыта уже в самой постановке вопроса о "природе". Человек - не "природа" в ряду других "природ" (вещей), его нельзя определить как вещь среди других вещей. Человек - это стремление быть иным. Он "недоволен" своим телом и буквально строит его (бодибилдинг, современная хирургия), он "недоволен" природным и социальным миром и преобразует природу и социальный мир. Человек не есть нечто (определенное), его судьба - выходить за собственные границы. Человек - ничто, которое стремится стать всем, он обречен быть свободным, свобода - его судьба (Жан-Поль Сартр). При таком понимании "природы" человека как может быть представлен смысл жизни? Если свобода - это судьба человека, его онтологический "закон", то его творчество в жизни, искусстве, науке, философии и есть осуществление смысла жизни. Данное понимание проблемы смысла жизни желательно сопоставить с религиозно-философским представлением, например, во взглядах Евгения Николаевича Трубецкого или Семена Людвиговича Франка.
7. Сознание: происхождение; структура и процессы; роль языка; проблема
творчества
Литература
Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.
Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого
интеллекта. М., 1983.
Мамардашвили М.К. Картезианские размышления //Мамардашвили М.
Философские чтения. СПб.2002.
Марголис Дж. Личность и сознание. М., 1986.
Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.
Философия, логика, язык. М., 1987.
Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1988.
Природные предпосылки сознания. В качестве биологического прототипа человеческого сознания можно представить реактивность любого биологического организма. Реактивность - это способность реагировать на внешние условия так, чтобы сохранить целостность организма. Сложность и своеобразие механизма реагирования зависит от структуры
жизнедеятельности данного биологического организма, структуры отношений к себе подобным и морфологии тела, главным образом, нервной системы. Психика - достояние высокоразвитых биологических организмов. Психическое - особая, субъективная реальность, основным признаком которой является опосредование - отношение к собственным состояниям. Эта реальность имеет свои, только ей присущие структуры и принципы жизни.
Сознание с естественно-научной точки зрения можно представить как специфическую форму психического. Главное отличие человеческой психики от психики животных - это наличие самосознания. Рассмотрим один из возможных подходов к объяснению сознания и самосознания. Согласно деятельностному подходу психика (сознание) есть идеальное воспроизведение материально-предметной деятельности человека. Специфика человеческой деятельности - в ее характере. Свое отношение к "природному предмету" человек опосредует "культурным предметом" (орудие труда прежде всего). Устанавливая отношение "орудие труда -предмет природы" человек реально-практически становится неким "третьим" созерцающим содеянное. Реальное практическое опосредование на психическом уровне воспроизводится как самосознание, способность отличать себя от своей жизнедеятельности.
С точки зрения деятельностного подхода можно рассмотреть социокультурные предпосылки сознания. Человеческую деятельность можно представить как процесс опредмечивания - распредмечивания. Всякий культурный предмет создан человеком и несет в себе определенный смысл (есть опредмеченная "идея"), т.е. является знаком, представляющим некий смысл (значение). Индивидуальное сознание раскрывает (понимает) этот смысл предмета, распредмечивает его. При социокультурном подходе к сознанию оно представляется идеальной реальностью, всегда отягощенной материальной и всегда освобождаемой от нее живым сознанием индивида.
Язык можно представить как прообраз любого культурного предмета. Язык - объектная форма, способ бытия сознания. Изучение языковой формы - один из объективных способов изучения сознания и мышления. Однако человек не просто обладает языком. На языке основано и в нем выражается то, что для человека вообще есть мир.
8. Познание, его возможности и границы. Знание и вера. Виды познания
Литература
Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.
Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983.
Лой А.Н. Сознание как предмет теории познания. Киев, 1988.
Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. М., 1990.
Теория познания. Т. 1,2. М., 1991.
Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965.
Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб.,
1992.
Философская теория познания (гносеология) отвечает на вопрос: как возможно знание, каковы условия познания, каков критерий его истинности. Философская теория познания пользуется данными психологии
познания, но не тождественна с нею. Гносеология исследует, логически обосновывает отношение между познающим субъектом и познаваемым объектом и стремится представить результаты своего исследования в логически непротиворечивой форме.
Понятия субъекта и объекта являются центральными понятиями гносеологии. В познавательной деятельности "мир", "реальность" представляются как объект, а познающее существо как субъект. При этом сразу же возникает вопрос о том, что такое объект: данность или конструкция. В теоретическом знании объекты выступают как идеальные сущности, и никто не наблюдал непосредственно "электромагнитное поле", "корпускулы и волны" света и т.п. Природа, структура и функции субъекта также проблематичны. Познающий субъект - живое существо, наделенное чувственностью и рассудком, способное синтезировать явления и логические понятия, в результате чего и происходит познание. Однако анализ человеческой познавательной способности обнаруживает некие всеобщие и безличные структуры, проблема субъекта в этом анализе также решается его формальным конструированием. Трансцендентального субъекта никак нельзя отождествить с индивидуальным человеческим существом.
Классическая философия видела сущность познания в отражении объективных вещей и процессов или как "сущностное видение" законов (идей) предметного мира. Истина как цель и смысл познания определялась как объективное содержание наших знаний, независимое от субъекта знания. Центральной проблемой теории познания любого типа является установление соответствия между субъектом и объектом, между миром знания и миром "вещей-самих-по-себе". Но в рамках гносеологии этот вопрос неразрешим, ибо её собственная основа - именно дихотомия субъекта и объекта. Для обоснования соотнесенности субъекта и объекта гносеология с необходимостью предполагает онтологические предпосылки. Гносеология исследует познавательное отношение человека к миру, отношение, отвлеченное от полноты бытия и поэтому несамодостаточное. Современные теории познания можно классифицировать именно по тому онтологическому допущению, которое является предпосылкой теории познания. В прагматизме эта предпосылка - практика и фундаментальная роль техники в человеческом бытии. Мир ценностей представляется основополагающим для бытия и познания в философии жизни и экзистенциализме. В марксизме онтологическим фундаментом человеческого бытия и познания выступает производственно-практическая деятельность и связанные с нею социально-экономические формы отношения людей друг к другу.
Классические теории познания в качестве прототипа познания
использовали преимущественно экспериментально-математическое
естествознание. Идеал рационального познания - объективность, беспристрастность, общезначимость полученных результатов строился именно на модели новоевропейской науки. Однако этот идеал рациональности неприемлем для других форм культурной жизни и знания. Здравый смысл, исторические традиции, религиозное сознание, этическое и эстетическое освоение действительности являются не только сферами жизни, но и специфическими формами знания и познания. Специфика этих форм заключается в том, что их онтологическими предпосылками являются ценности, желания, верования, идеалы.
Перед философией XX в. стоит проблема формирования новой гносеологической концепции, учитывающей все возможные культурно-
познавательные формы. Одним из направлений создания новой теории знания и познания является философский анализ языка как особого типа реальности. Ведь именно в языке выражаются все формы духовного освоения реальности. Исследование различных типов языковых структур может быть представлено как новая систематика форм знания.
9. Методология научного познания
Литература
Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М., 1982.
Марков Б.В. Проблема обоснования и проверяемости теоретического
знания. Л., 1983.
Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М., 1984.
Философия и методология истории. М., 1977.
Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах
мыслителей запада: Хрестоматия. М., 1996.
Холтон Д. Тематический анализ науки. М., 1981.
Черняк В.С. История. Логика. Наука. М., 1986.
Наука может рассматриваться с различных сторон: как социальный институт, как метод получения объективно истинного знания, как фактор производства и научно-технического прогресса. Указанные аспекты научной деятельности являются предметом изучения многих дисциплин: философии и методологии науки, психологии научного творчества и др. Философия стремится прежде всего ответить на вопрос, что же такое наука как специфическая форма познания. Исторический экскурс обнаруживает, что "наукой" в истории культуры считались различные формы знания. Наука в современном понимании берет свое начало в культуре Нового времени и часто называется экспериментально-математическим естествознанием.
В XX в. вопрос о специфике науки рассматривался прежде всего в рамках неопозитивистской (аналитической) философии. Вопрос о специфике научного знания ставился как вопрос о природе научных суждений. Научным следует признать только такое высказывание, которое хотя бы в принципе сводимо к непосредственному опыту (принцип верификации). Следует отметить, что принцип верификации семантический принцип и не имеет в виду проблему истины как согласования знания с объективной реальностью. Логический анализ приводит к выводу, что "законы природы", к формулировке которых стремится наука, не сводимы к чувственному опыту. Сам научный опыт не является сферой "непосредственных чувствований" предмета, но сложной конфигурацией, включающей в себя теоретические предпосылки, он формулируется при помощи определенного языка описания и не может считаться непосредственным "контактом" с миром самим по себе. Тем не менее, эмпирическое обоснование является важнейшей чертой науки как формы знания.
Важнейшей философской проблемой анализа научного знания является проблема объекта научного исследования. Что является объектом научного исследования - материальные вещи, процессы, их свойства или идеальные сущности, объективно существующие или сконструированные человеком? Мир
теоретических объектов и мир наблюдаемых вещей и процессов не тождественны. Сложность проблемы не в "черно-белом" ответе - идеальная или материальная природа научного объекта, но в способах обоснования ответа. В философии и методологии науки существуют различные позиции по этому вопросу: объект научного исследования является результатом веры (Бертран Рассел), конвенции ученых (Анри Пуанкаре), принятия того или иного языкового каркаса (Рудольф Карнап). В любом случае можно констатировать, что действительность в науке понимается как объективность.
Следующая важнейшая проблема, обсуждаемая в рамках философии и методологии науки, - проблема характера, типа объяснения в науке. Наука полагает действительность организованной, упорядоченной согласно принципу детерминизма (причиной обусловленности явлений, их взаимосвязей). Само понимание принципа детерминизма может изменяться (как это было в связи с успехами биологии, социологии, квантовой теории в физике), однако сама идея детерминистического объяснения может рассматриваться в качестве определяющей для специфики научного знания.
Для понимания специфики науки как определенной формы знания недостаточно исследовать существенные признаки этой формы. Наука - сфера культуры, и ее своеобразие определяется соотнесенностью с типом культуры. Наука движима не только внутринаучными факторами, научным опытом, но и изменениями в культуре в целом. Наука способствует формированию мировоззренческих типов осмысления реальности, которые имеют также обратные влияния на формирования научных программ. Дополнительные сведения о типе научной рациональности можно дочерпнуть из методических указаний к теме 14.
Важнейшим полем исследований философии и методологии науки является социально-гуманитарное познание. Центральной проблемой в этой сфере является проблема объяснения и понимания. Объяснения исторических, социальных явлений ссылкой на закон еще возможно в сфере философии истории, однако в конкретных случаях объяснения связаны со ссылкой на традиции, нормы, ценностные предпочтения субъектов исторического и социального действия. Использование понятий "закономерность", "причинность", "объективность" . в социально-исторических науках специфично. Сознательные решения исторических деятелей определяются наследием прошлого, что составляет контекст, обуславливающий мотивы поступков, а также имеет определенные последствия, которые и составляют историческую необходимость. К вопросу о специфике социально-гуманитарного познания целесообразно также обратиться при рассмотрении темы 11.
10. Истина. Соотношение философского, религиозного и научного понимания
истины
Литература
Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. Гл. 16-18. Хайдеггер М. О сущности истины // Разговор на проселочной дороге. М.,1991.
Хайдеггер М Учение Платона об истине // Время и бытие. М., 1993. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977.
Вопрос об истине является важнейшим не только для философии, как и любого иного рода знания, но также и для жизненной практики. Как правильно поступить, как верно понять, что значит правда жизни - с этими проблемами встречается каждый человек. Мы называем нечто истинным в смысле действительного в отличие от сомнительного и кажущегося. В обыденном сознании истина - нечто действительное, задача заключается в том, чтобы истину найти и отличить от неистинного. Существует также и иной смысл понятия истины. Истинность мы приписываем нашим суждениям или образам (в искусстве, например), подразумевая при этом, что суждения или образ соответствуют действительной вещи.
Итак, уже обыденное словоупотребление предлагает два варианта понимания истины: истина как действительное бытие и как характеристика знания, соответствующего этой действительности. Источником такого понимания истины, по крайней мере для западно-европейской культуры, является христианское мировоззрение. Идея сотворения мира предполагает, что существующие вещи существуют, поскольку созданы и соответствуют предначертанной в Божественном интеллекте идее. Если все сущее является сотворенным, то возможность истины человеческого сознания основывается на том, что вещь и суждения равным образом отвечают требованиям божественной идеи и поэтому соотносятся друг с другом в единстве божественного созидания.
Вера в разумный порядок мира восходит к дохристианской эпохе. Уже в античной философии была основана эта фундаментальная онтологическая предпосылка познания. Теория идей Платона является ярким тому подтверждением. Умозрение или рефлексия выявляет рациональную структуру вещи. Она берется как максимально мыслимая вещь (идея, сущность), а тому, с чем мы сталкиваемся в чувственном опыте, приписывается законосообразность. Истина вещи есть ее идея. В немецкой классической философии, философии Гегеля христианское понимание истины выражено в философских категориях: место творящего Бога занимает Мировой разум. Упорядоченность всего многообразия мира имеет идеальный прообраз в Мировом разуме. Истина вещи есть соответствие с "разумным" понятием ее сущности. Как же может совпадать вещь и идея? Идея единства бытия (вещи) и идеи (истины) - древнейшее открытие человечества. Христос утверждает: "Я есть путь, истина и жизнь" (Евангелие от Иоанна, XIV, 6). Смысл человеческой жизни, идеал человека, сущность человека явлена реально-практически, чувственно осязаемо в Богочеловеке Христе, Так на языке Евангелия выражено то, что в последствии утверждал Гегель - идея тождества мышления и бытия.
11. Общество как предмет философского анализа
Литература
Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1992.
Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Дегуманизация искусства. М., 1991.
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.
Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.
Проблемы, связанные с культурно-исторической динамикой, многообразием культур и форм социального опыта, подробно рассматривались в курсе культурологии. В курсе философии будет уместно вспомнить некоторые методологические проблемы культурологии: особенности линейной концепции исторического развития (Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Карл Маркс) и теории культурно-исторических типов (Николай Яковлевич Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби). В целях конкретизации анализа можно рассмотреть любую из концепций. Философско-культурологическая модель исторического развития человечества Карла Ясперса строится на основе линейной схемы истории. Однако Ясперс стремился избежать строго объективного объяснения истории мировой культуры исходя из исторической необходимости, исключающей человека как духовно-преобразующий фактор собственного бытия. Единство мировой истории и культуры определяется, по Ясперсу, фундаментальным отношением человека к миру - философской верой в разумность мира. Именно на этой духовной основе человек преобразует собственную природу, окружающий мир, духовно преодолевая биологическую конечность и естественную (природную) обусловленность. Осознание человечеством общности судьбы и веры, высших духовных ценностей - есть реальная сила, способная предотвратить ядерную войну или экологический катаклизм, то есть реально-практически объединить человечество.
Построение модели универсальной истории человечества традиционно считалось компетенцией философии истории. В XX веке сформировался принципиально иной подход к пониманию задач философии истории. Предметом аналитической философии и методологии истории является само историческое знание. Центральный вопрос аналитической философии истории - какова сущность формы сознания, создаваемой историком, например, исследуя причинность истории, аналитик стремится выяснить, как употребляется историками понятие "причина". Вопрос о форме представления истории отнюдь не узко специальный вопрос исторической науки. Проблема объекта знания и познания - проблема философская. Каким образом дан объект ("историческая реальность") субъекту? Ведь история - это буквально то, чего уже нет. Реальная история дана в форме культурных предметов, знаков, несущих в себе смысл и значение. Задача историка - обнаружение памятников истории: текстов, предметов культуры, быта и тому подобное и интерпретация, понимание их исторического смысла и значения. Историческое значение воссоздает не просто "то, что было", но жизненный мир, мир ценностей, мировоззренческих установок определенной культуры и понимает отдельное историческое событие в этой соотнесенности.
Социология - наука, изучающая общество как систему, закономерности ее функционирования и развития, возникла в XIX веке. Теоретический идеал социологии - научное познание общества, объясняющее исходя из принципов объективные причины обусловленности событий. Философская проблема, с которой сталкивается социологическое исследование, - это проблема обоснования объективности своего предмета. Социальная реальность - сложное переплетение и взаимопереходы объективного и субъективного. Нап<