Философия западно-европейского Средневековья и Возрождения
Литература
Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969-1972. Т. 1,2.
Августин. Исповедь. М., 1992.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
История философии в кратком изложении. М.,1991.
Клопстон Ф.Ч. История философии. М., 1997.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.,1978.
Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.
Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник '88.
М.,1988.
Основные черты средневекового типа мысли формировались в идейной полемике с эллинистической мыслью 1 - 4 вв. В период патристики (учений «отцов церкви») складывается синтез античного философского наследия с новым христианским содержанием. Основная трудность этого процесса — совмещение античного объективизма с христианской идеей абсолютности личности.
Средневековая мысль проникнута идеей абсолютной личности. Абсолютная личность безусловно объективна, но эта объективность противостоит человеку не только как сверхчеловеческое начало, но и как человеческое лицо. Мир в целом обретает центр в лице Абсолюта, причем Абсолют, личность, Бог трансцендентен (запределен) миру ичеловеку. Происходит онтологический раскол мира на Творца и тварный мир. В основе средневековой онтологии лежит принцип креационизма - творения мира из ничего. Бог не только сотворил мир, но и продолжает своим всемогуществом поддерживать его бытие, тварный мир несамостоятелен. Онтологический раскол порождает трагизм средневекового миросозерцания, антиномичность мысли. Отношения между Богом и человеком, бытием и «ничто» формируют идею личности человека, ставшую впоследствии доминантой западноевропейского стиля мышления. Христианская онтология обуславливает и специфическую трактовку познания. Основой познания является откровение: в акте личной милости Бог открывает человеку тайны мира. Поэтому знание есть истолкование церковных догматов и текстов авторитетов церкви. Процесс познания - это школа истолкования (отсюда и сам термин, обозначающий средневековую философию периода расцвета - схоластика). Доминирующим принципом доказательства является принцип апелляции к словам авторитетных текстов, поэтому в средневековой мысли преобладает логика. Именно схоласты осуществили философское образование Европы и создали философскую терминологию, которой мы до сих пор пользуемся. Все сказанное и характеризует теоцентризм средневековой философии.
В целях конкретизации общей характеристики философии Средневековья следует рассмотреть полемику номинализма и реализма в средневековой схоластике, а также предложенный Фомой Аквинским синтез проблемы универсалий (общих понятий).
■
Формирование раннекапиталистической экономики в городах-республиках северной и средней Италии к концу XIV в, порождает новый тип мировоззрения, ознаменовавший эпоху Возрождения. Необходимость секуляризации прежде всего экономической и политической жизни обуславливает интерес итальянских мыслителей к гуманитарной сфере. Средневековой корпоративности (сословному традиционализму) итальянские гуманисты противопоставляют индивидуальное достоинство, самоценность личности, В средневековом представлении человеческая личность подчинен» сверхличному закону и в своей деятельности выражает не собственную уникальность, но всеобщий нравственный эталон. В эпоху Возрождения изменяется акцент в традиционном постулате христианской антропологии: человек-образ и подобие божественной творческой активности. Достоинство человека - в его свободной воле, реализующейся в художественной и гражданской деятельности. Так в эпоху Возрождения формируется антропологическая ориентация философской мысли.
В целях более детального ознакомления с философией эпохи Возрождения можно рассмотреть философию Николая Кузанского как наиболее богатую в философском отношении.
Философия Нового времени
Литература
Антология мировой философии. В 4 т. М,. 1969-1972. Т.2.
Ильин В.В. Философия Нового времени. СПб., 1993.
Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. М.,1981.
Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская
философия XVIII века. М ,1986.
Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII века. М., 1974.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М.,1999.
Эпоха ранних буржуазных революций приносит новые установки и требования к знанию. Знание должно отвечать практическим потребностям. В этот период происходит становление экспериментально-математического естествознания. Все это выдвигает на первый план задачу критики всего арсенала накопленного знания и проблему метода получения истинного знания. В самой новой науке содержалась методологическая двойственность, сочетавшая дедуктивный метод математики и эмпирический («собирательный») метод естествознания. Следует учесть также и философское наследие Средневековья - дилемму номинализма и реализма, которая обретает новые формы в дилемме эмпиризма и рационализма в философии Нового времени.
Практическим эффектом становления экспериментально-математического естествознания явилось развитие механики, моделирования механического движения. Достижения математики позволили описывать движение количественно. Все это приводит к утрате философией качественного образа природы, отношение человека к природе преобразуется в философии в отвлеченность субъект-объектных отношений.
Развитие математики и механики выразилось в философии в принципе механицизма. Природа представляется устроенной по принципу механизма, поскольку источник движения механизма находится вовне, то
закономерно и представление о Боге как о причине, источнике движения мира (деизм). Бог непостижим в своих замыслах, однако человек может познавать сотворенный мир, природу и ее закономерности силами собственного разума. Такая философская и мировоззренческая установка освободила разум от авторитета христианской догматики, открыла бесконечные горизонты человеческому познанию.
Философия Нового времени проникнута идеей Разума. Понятие разума употребляется в широком смысле: природа, история, человеческая деятельность движимы внутренне присущей им разумностью. Для новоевропейской философии характерна вера в совершенствование человеческого разума через прогресс науки и на этой основе вера в возможность разрешения социально-нравственных вопросов. Убежденность в позитивной роли знания в социальном развитии характерна для философии Просвещения, отсюда и само название эпохи. Основная задача философии - нести свет разума и прежде всего просветить власть имущих, монархов, чтобы юридическое право базировалось на незыблемых законах человеческой природы.
В целях конкретизации общей характеристики философии Нового времени следует рассмотреть рационалистический метод в философии Рене Декарта, а также эмпиризм и сенсуализм теории познания Джона Локка.