Утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы. Социально – политические взгяды Н.Макиавелли.

Утопия - есть неосуществимая мечта, в которой выражаются различные идеалы общества и устремления. Во всех утопиях проходит мысль, что в будущем человечество не будет знать деления на расы. Люди будут говорить на одном языке и будут иметь общие интересы. Первые представления об утопии связаны с именами Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Теории Мора и Кампанеллы предполагают возможность построения совершенного общества на базе не только существующих орудий и форм производства, но и общественных отношений.

1)Утопия Томаса Мора. “Утопия”. Книга написана в популярном в то время жанре “рассказа путешественника”. Мореплаватель рассказывает автору и другим лицам о различных народах и странах, в том числе об острове Утопии. В первой части сочинения Мор резко критикует огораживания кровавое законодательство современной ему Англии. Порицая бессмысленную жестокость многочисленных законов, направленных против краж и бродяжничества, Мор ставит вопрос о причинах преступности. Основная причина всех пороков и бедствий, считал Мор, – частная собственность, из-за которой возникают противоречия интересов личности и общества, праздности и изнурительного труда, роскоши и нищеты; она порождает преступления.

Автор “Утопии” одним из первых подчеркнул и то, что сложность и запутанность законодательства отвечают интересам богачей и направлены против трудящихся. Уже сами условия жизни простого народа, его положение не дают возможности разобраться в сложном законодательстве, истолковать и понять его запутанные положения.

Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова Утопии, находящегося в Новом Свете, где-то в южном полушарии. В Утопии общее имущество и всеобщая обязательность труда; это коренным образом отличает их общественный и политический строй от других государств. Утопия – своеобразная федерация 54 городов. Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье – от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Должностные лица в Утопии выборные. Органы власти Утопии осуществляют общее руководство народным хозяйством и образованием. Должностные лица избираются из среды ученых. В Утопии существует терпимость к различным религиозным течениям. Государство стремится обойтись без запретов, ограничивающих свободу граждан.

2)Утопия Томаззо Кампанеллы-”Город Солнца, или Идеальная Республика. Поэтический диалог” была написана на латыни в тюрьме. И на этой утопии лежит отпечаток своего времени, его мучений и проблем. На мрачном горизонте драматической жизни тогдашней Италии Государство Солнца появляется как светлое видение. Где-то в Индийском океане, в некоей неизвестной земле возвышается гора, на которой построен прекрасный лучезарный город. Стены его украшены чудесной и поучительной живописью, здания светлы и поместительны. Там воплотились заветные мечты о человеческом счастье, ибо там нет частной собственности и все построено на основе естественных законов природы. Кампанелла полагал, что в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство.

Город Солнца — теократическая республика, организованная по образцу монашеского Ордена и отдаленно напоминающая государство древних инков. Во главе его стоит мудрейший и всезнающий первосвященник Солнце (он же Метафизик), которому подчинены три соправителя: Мощь, ведающий военным делом, Мудрость — познанием, науками, и Любовь — продовольствием, одеждой, деторождением и воспитанием. Они выбирают низших должностных лиц, носителей истинного знания, презирающих схоластику — ”мертвые знаки вещей”. В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете каждому предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты.

Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания демократии и правления ученых-специалистов. В этом государстве существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Источник человеческих зол — эгоизм. Автор видит возможность его искоренения, когда все члены общества равны во всех отношениях. Общие столовые, одинаковая одежда, общие дома, спальни и кровати... И если уж все общее, то должны быть и общие мужья и жены, общие дети. Женщины Города Солнца имеют те же права, что и мужчины, они могут заниматься и науками, и чем угодно. Они только освобождены от тяжелых форм труда. Кампанеллу интересует проблема выявления способностей человека, хотя решает он ее в фантастико-астрологическом духе: природные склонности должны быть разгаданы через гороскоп.

Моральное регулирование общественной жизни Кампанелла возлагает на религию, но надеется на религию далеко не во всем. Он разработал ряд правовых и моральных санкций нерелигиозного характера, иногда весьма жестоких, направленных против безделья и разврата. И он, в отличие от Мора, показывает обитателей своего государства способными взять в руки оружие не только для защиты от внешних нападений. Убить тирана — почетно. Изгнать вздорного и ничтожного монарха — человечно.

3)Николо Макиавелли – мыслитель, литератор (1469 -1527). Принцип – цель оправдывает средства. Движущей силой развития является интерес – собственность, приобретение. Люди дорожат собственность больше чем честью и почётом. Интересы сталкиваются и появляется классовая борьба (в основном имущественные интересы). Главная негативная роль класс собственников дворянства. Не имеют потребности трудится, праздно живут, доход с имений – люди зловредные во всяком обществе, нетерпимы, враг гражданственности. Другой враг церковь, причина того, почему Италия не целостное гос-во. Продолжая держать в несогласии Христианская религия – высшее благо в смирении, благо в душе – отказ от материальных благ. Провозглашение величия человека в смирении. Абстрактная идея античной республики – первая ступень развития установление монархии. Власть основана исключительно на силе. Монарх не должен останавливаться не перед чем. В литературной работе Борджиа «Государь» представлялся идеальный монарх кодекс правил которым он следовал: двурушничество, ложь, лицемерие, вероломство. Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки — государство. Го­сударство означает политическое состояние общес­тва. Необходимость тех или иных форм правления Макиавелли выводит из задач, стоящих на поли­тической повестке дня. Для объединения государ­ства лучшей формой правления выступает монар­хия, но после объединения страны лучшей формой является республика.


Наши рекомендации