Утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы. Социально – политические взгяды Н.Макиавелли.
Утопия - есть неосуществимая мечта, в которой выражаются различные идеалы общества и устремления. Во всех утопиях проходит мысль, что в будущем человечество не будет знать деления на расы. Люди будут говорить на одном языке и будут иметь общие интересы. Первые представления об утопии связаны с именами Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Теории Мора и Кампанеллы предполагают возможность построения совершенного общества на базе не только существующих орудий и форм производства, но и общественных отношений.
1)Утопия Томаса Мора. “Утопия”. Книга написана в популярном в то время жанре “рассказа путешественника”. Мореплаватель рассказывает автору и другим лицам о различных народах и странах, в том числе об острове Утопии. В первой части сочинения Мор резко критикует огораживания кровавое законодательство современной ему Англии. Порицая бессмысленную жестокость многочисленных законов, направленных против краж и бродяжничества, Мор ставит вопрос о причинах преступности. Основная причина всех пороков и бедствий, считал Мор, – частная собственность, из-за которой возникают противоречия интересов личности и общества, праздности и изнурительного труда, роскоши и нищеты; она порождает преступления.
Автор “Утопии” одним из первых подчеркнул и то, что сложность и запутанность законодательства отвечают интересам богачей и направлены против трудящихся. Уже сами условия жизни простого народа, его положение не дают возможности разобраться в сложном законодательстве, истолковать и понять его запутанные положения.
Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова Утопии, находящегося в Новом Свете, где-то в южном полушарии. В Утопии общее имущество и всеобщая обязательность труда; это коренным образом отличает их общественный и политический строй от других государств. Утопия – своеобразная федерация 54 городов. Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье – от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Должностные лица в Утопии выборные. Органы власти Утопии осуществляют общее руководство народным хозяйством и образованием. Должностные лица избираются из среды ученых. В Утопии существует терпимость к различным религиозным течениям. Государство стремится обойтись без запретов, ограничивающих свободу граждан.
2)Утопия Томаззо Кампанеллы-”Город Солнца, или Идеальная Республика. Поэтический диалог” была написана на латыни в тюрьме. И на этой утопии лежит отпечаток своего времени, его мучений и проблем. На мрачном горизонте драматической жизни тогдашней Италии Государство Солнца появляется как светлое видение. Где-то в Индийском океане, в некоей неизвестной земле возвышается гора, на которой построен прекрасный лучезарный город. Стены его украшены чудесной и поучительной живописью, здания светлы и поместительны. Там воплотились заветные мечты о человеческом счастье, ибо там нет частной собственности и все построено на основе естественных законов природы. Кампанелла полагал, что в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство.
Город Солнца — теократическая республика, организованная по образцу монашеского Ордена и отдаленно напоминающая государство древних инков. Во главе его стоит мудрейший и всезнающий первосвященник Солнце (он же Метафизик), которому подчинены три соправителя: Мощь, ведающий военным делом, Мудрость — познанием, науками, и Любовь — продовольствием, одеждой, деторождением и воспитанием. Они выбирают низших должностных лиц, носителей истинного знания, презирающих схоластику — ”мертвые знаки вещей”. В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете каждому предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты.
Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания демократии и правления ученых-специалистов. В этом государстве существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Источник человеческих зол — эгоизм. Автор видит возможность его искоренения, когда все члены общества равны во всех отношениях. Общие столовые, одинаковая одежда, общие дома, спальни и кровати... И если уж все общее, то должны быть и общие мужья и жены, общие дети. Женщины Города Солнца имеют те же права, что и мужчины, они могут заниматься и науками, и чем угодно. Они только освобождены от тяжелых форм труда. Кампанеллу интересует проблема выявления способностей человека, хотя решает он ее в фантастико-астрологическом духе: природные склонности должны быть разгаданы через гороскоп.
Моральное регулирование общественной жизни Кампанелла возлагает на религию, но надеется на религию далеко не во всем. Он разработал ряд правовых и моральных санкций нерелигиозного характера, иногда весьма жестоких, направленных против безделья и разврата. И он, в отличие от Мора, показывает обитателей своего государства способными взять в руки оружие не только для защиты от внешних нападений. Убить тирана — почетно. Изгнать вздорного и ничтожного монарха — человечно.
3)Николо Макиавелли – мыслитель, литератор (1469 -1527). Принцип – цель оправдывает средства. Движущей силой развития является интерес – собственность, приобретение. Люди дорожат собственность больше чем честью и почётом. Интересы сталкиваются и появляется классовая борьба (в основном имущественные интересы). Главная негативная роль класс собственников дворянства. Не имеют потребности трудится, праздно живут, доход с имений – люди зловредные во всяком обществе, нетерпимы, враг гражданственности. Другой враг церковь, причина того, почему Италия не целостное гос-во. Продолжая держать в несогласии Христианская религия – высшее благо в смирении, благо в душе – отказ от материальных благ. Провозглашение величия человека в смирении. Абстрактная идея античной республики – первая ступень развития установление монархии. Власть основана исключительно на силе. Монарх не должен останавливаться не перед чем. В литературной работе Борджиа «Государь» представлялся идеальный монарх кодекс правил которым он следовал: двурушничество, ложь, лицемерие, вероломство. Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки — государство. Государство означает политическое состояние общества. Необходимость тех или иных форм правления Макиавелли выводит из задач, стоящих на политической повестке дня. Для объединения государства лучшей формой правления выступает монархия, но после объединения страны лучшей формой является республика.