Цивилизационные концепции истории
Н. Данилевский
Критерии:
- Религиозный
- Художественно-культурный
- Политический
- Социально-экономический
Египетская
Китайская
Асерийско-вавилонско-феникийская
Индийская
Иранская
Еврейская
Греческая
Римская
Аравийская
Германо-романская
Цивилизации носят замкнутый характер. Развитие цивилизации циклично (рождается – развивается – пик – упадок)
А.Тойнби
Сначала было 30, потом сократил до семи.
Критерий: Возникает на вызов окружающей среды, развитие цивилизации зависит от адекватности ответа.
Западная
Православная
Исламская
Индийская
Дальневосточная
Персы, христиане монофизиты, иудаисты
Буддисты, Ламаисты – сейчас их не существует (реликтовые цивилизации)
Возможен диалог между цивилизациями, из-за условности признаков.
С. Хантингтон
Обобщая его высказывания, можно утверждать следующее: цивилизация с момента своего возникновения есть самая широкая историческая общность культурной идентичности людей. Есть и другие более узкие разграничительные линии цивилизации и культуры.
Культура – внутреннее состояние человека, цивилизация – внешнее поведенческое состояние. Поэтому ценности цивилизации отнюдь не всегда соответствуют ценностям культуры, крайним выражением чего выступает “цивилизационное варварство”. Нельзя не видеть и то, что в классово разделенном обществе, даже в условиях обострения его социальных противоречий, цивилизация едина, хотя плоды цивилизации доступны далеко не всем. Культура же в таком обществе всегда является разделенной культурой. По крайней мере можно говорить о народной культуре и элитарной, о субкультурах и т.п.
Исторический процесс
Исторический процесс есть развитие человеческой сущности, которая с необходимостью индивидуализирована, существует через индивидуальные человеческие сущности, и является сущностью человека вообще и каждого отдельного индивида. Развитие универсальной (родовой и индивидуальной) сущности человека и составляет основное содержание и смысл исторического процесса.
Закономерности:
- количественный и качественный рост сущностных сил человека
- опережающее развитие способностей
- скачкообразный рост свободы развития сущностных сил человека
+ Непосредственный и опосредованный характер связи способностей и потребностей
+ Воспроизведение человека во всей его полноте или ограниченному рамками эксплуатации.
+ Возможности развития всех и каждого, или меньшинства за счет большинства
- Аккумулятивный характер
- Возрастание степени индивидуализации сущностных сил человека.
Сущность исторического процесса
Этот процесс - содержание четвёртой части книги. История человечества предстаёт здесь как история эстафетной смены общественно-экономических формаций, история перехода лидерства от одного способа производства к другому во всемирном масштабе. Подчеркну, что это не обновление старой истматовской схемы, а первый успешный опыт интерпретации исторического процесса как смены стадий всемирной истории, выделенных по типу производственных отношений (общественно-экономических формаций).
Кроме привычной смены одних производственных отношений другими внутри одного социора (буржуазные революции) Ю.И.Семёнов выделяет и другую форму исторической эстафеты - ультрасупериоризацию ('перепрыгивание') социоров через уровень, достигнутый к тому времени прежними лидерами. Таков путь, которым к историческому лидерству приходят античное рабовладение (VI-V вв. до н.э.) и феодализм (XI-XII вв. н.э.) При этом возникает не только новый способ производства, но, зачастую, и новые социоры.
Смена формаций - сущность исторического процесса, но сам исторический процесс несводим к своей сущности. Кроме основных, формационных способов производства, существуют неосновные, не являющиеся стадиями всемирной истории - параформационные.
Разные социоры в одну историческую эпоху основаны на разных способах производства: лидеры - на формационном; остальные - на параформационных или прежнем формационном, устаревшем после появления нового лидера. В развитии отставших социоров может произойти супериоризация ('подтягивание') к уровню лидера.