Зарождение философской мысли, её культурно-исторические предпосылки. Исторические типы философии и их специфика.
Философия с глубокой древности задаётся проблемой: что такое бытие? Но размышлять над тем, что в повседневном обиходе кажется понятным – значит усомниться в правомерности и достаточности повседневного подхода к вещам. Такое сомнение становится возможным, когда в общественной жизни и в общественном сознании возникают серьёзные противоречия и конфликты и появляются потребности различения того, что общепринято и того, что истинно на самом деле. Но, выступая в роли критика, философ полностью не порывает с культурной традицией, с нравами и обычаями той социальной общности, к которой он принадлежит. На заре истории человечества, когда существуют родовые принципы, в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология. Но постепенно мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием, возрастает сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия.
Рассматривая центральные проблемы, встававшие перед философами того или иного периода, можно получить представления об исторических типах философии, о своеобразии философской мысли разных народов в разные периоды их истории. Античная философия возникает и живёт в «силовом поле», полюсами которой является, с 1-й стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука. В средние века философская мысль развивается в тесной связи с религиозной формой сознания, господствующей в этот период. В эпоху Возрождения 15-16 века – философское мышление получает сильные импульсы из сферы искусства, в частности через новое прочтение античной литературы и погружение в мир образов античной культуры; эстетический подход играет доминирующую роль. Это связано с постепенным освобождением от церковного авторитета. В отличие от Возрождения, Реформация выдвигает на первый план нравственно-эстетическую тематику и акцентирует практический аспект. Для философии Нового Времени 17-19 века характерна ориентация на науку с 1-й стороны и на юридическо-правовую сферу с другой. Под наукой в новое время понимается экспериментально-математическое естествознание, а ведущие философы Нового Времени, поэтому ставят в качестве важнейшей задачи именно обоснование научного знания. В 18, а особенно в 19в., происходит переориентация мировоззрения – теологию вытесняет с одной стороны развивающаяся наука, с другой - правовое сознание, тесно связанное с учением о государстве. Важную роль в истории философии играла философия Просвещения, представленная в 18в. в Англии, прежде всего Локком, во Франции – плеядой материалистов: Вольтером, Дидро, Гольбахом и др., а в Германии – Гердером, Лессингом. Критика религии, теологии, традиционной метафизики составляет основной пафос просветителей, идейно подготовивших Французскую буржуазную революцию. Убеждение в том, что разум является источником и двигателем прогресса, определяет умонастроения 18в. Философское мышление 19в, особенно в Германии, где определяющую роль сыграл немецкий идеализм (Фихте, Шеллинг, Гегель), существенно определяется принципами историзма и диалектики – и именно в 19в происходит расцвет исторической культуры, права, науки, религии и т.д. Конец 19 – начало 20в – эпоха неклассической философии – дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отразившими достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Т.е. философия в своём развитии обусловлена социокультурными факторами, а различие в стиле мышления, господствующем в данную эпоху, накладывает свою печать на способы решения философских проблем.
Термин «Ф» происходит от греческих слов «филио» - любовь и «софия» - мудрость (Пифагор).Ф включала в себя все знания о мире. Предпосылки: 1) развитие полисной демократии -> свободное мышление. 2) стремление к объяснению природы и с точки зрения не мифа и религии. 3) размышления над спецификой научного знания привели к появлению нового отношения между человеком и миром – «теоретика познавательного». Исторически типы Ф:Античная (7 в до н.э.- 6 в н.э) - онтогонична, космоцентрична. ориентирована не на религию, а на науку. Средневековая (2-15 вв) теоцентрична, схоластична, традиции, персонализм, (человек – это личность; высшее – духовное, низшее – телесное). Возрождение (14-16 вв) характерны антицерковная и антисхоластическая направленность, процесс секуляризации (отделения от церкви), устремленность к человеку, в его безграничные возможности. Эта Ф антропоцентрична. Новое Время (17-19 в) первый план - проблема метода научного познания, онтологические вопросы, социальной жизни и человека. Основные проблемы - проблема метода в творчестве Ф.Бэкона и разработка метода научного познания Р.Декарта. Классическая немецкая (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше) Основа - иррационализм. Основой миропонимания - не разум, а бессознательные элементы (инстинкты, озарение и т.д.). Русская до 17 в развивалась под влиянием христианства. Проблемы морали и совершенствования личности, а также судьба России. Была связана с практикой освободительного движения. Она интуитивна, стремление к абстракции.