Основные этапы развития социально–философской мысли.
Постижение общества как целостного организма продолжалось на протяжении всего развития философской мысли. В истории развитии социально-философской мысли можно выделить 3 основных этапа:
· От античности до 19 века(когда происходило накопление социально-философской идеи). У Платона и Аристотеля общество – это государство. Они обсуждали идеальные формы правления, государство было той отправной точкой, в которой рассматривались самые разные явления общественной жизни. Важное место в развитии социальной философии сыграли Т.Гоббс и Дж.Локк. Оба философа отказываются от аристотелевского тождества общего и частного в условиях человеческого общества, с их точки зрения все люди в первую очередь руководствуются своими собственными интересами, а уж затем объединяются в государство. Поэтому они исходили из признания восхождения от природы к обществу и называют его естественным состоянием. Об этом Гоббспишет в работе «Левиафан». На этой основе постепенно начинается более глубокое постижение сущности общества, как целостного организма, определение его функциональных основных связей. Жан Жак Руссорассматривает проблему социального неравенства и происхождения социального неравенства. Французский мыслитель Сен-Симон первым обратил внимание на развитии в обществе индустрии, форм собственности и класса. Экономическая жизнь общества становится предметом изучения А.Смита. Так общество всё больше становилось специальным предметом философских размышлений. В ходе философской революции выделяется особая предметная область социальной философии – это философия истории.
· 19 век(когда происходят мощные интеграционные процессы и складываются целостные концепции социальной философии).Гегель («Философия истории») развернул потрясающую по своей глубине, богатству идей философскую картину общества, диалектики человека и общества. Нет ни одной крупной проблемы, которая не была бы осмыслена Гегелем: структура общества в целом, труд, собственность, мораль, семья, система управления, форма государственного устройства, взаимосвязь общественного и индивидуального сознания, всемирно-исторический процесс. Т.о. с Гегелем связан прорыв в познании философских основ общества, его истории и общественного бытия человека. Все эти проблемы рассматриваются с позиции объективного идеализма. Маркс – материальное понимание истории. В его концепции общество предстало как сложное образование, основу которого составляет общественное производство. Законы общества рассматриваются как объективные, а история, как поступательный процесс.
· с 20 века (это период когда происходят новые расщепления философского анализа общества по широкому фронту, множество новых направлений). Дюркгейм обосновал идею общественной солидарности на основе разделения труда. М Вебер создаёт теорию идеальных типов. В 20 веке социология развивалась не столько в направлениях социальных глубин, сколько пыталась глубже проникнуть в различные состояния и слои общества, смысл истории, т.е. постижение его отдельных явлений и граней.
34. Общество и его структура. Общество как системное образование. Основные сферы общественной жизни.
Общество, в широком смысле слова – обособившаяся от природы часть материального мира, одна из форм существования бытия, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Само общество может быть рассмотрено как определенная система взаимодействующих подсистем и элементов. Основные подсистемы общества - сферы общественной жизни. Обычно говорят о существовании 4-х важнейших социальных (общественных) сфер: 1) экономическая - охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; 2) политическая - охватывает отношения, связанные с взаимодействием государства, партий, политических организаций по поводу власти и управления; 3) социальная - охватывает отношения, связанные с взаимодействием классов, социальных слоев и групп; 4) духовная - охватывает отношения, связанные с развитием общественного сознания, науки, культуры искусства.
Данные подсистемы (сферы), в свою очередь, могут быть представлены совокупностью входящих в них элементов:
· экономическая – производственные учреждения (заводы, фабрики), учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.,
· политическая - государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские и прочие организации и т.п.,
· социальная - классы, социальные группы и слои, нации и т.п.,
· духовная - церковь, образовательные учреждения, научные учреждения и т.п. Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой специфический тип социальной сферы общества: наличие определенных классов и социальных групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. В.И.Ленин: классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом обществе наряду с классами существуют также социальные группы, которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень – социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности (фирма, вуз, семья), которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящей. Различия функций требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Функционирование общества – поддерживать равновесие системы с окружающей средой. Как особая социальная система общество функционирует и развивается по своим собственным законам.