Ценности и смысл жизни человека.

Ценности в широком смысле - это социально значимые объекты.

В просветительской философии ценность понимается как регулятивные идеи.

Предел человеческого совершенства – благо.

Духовный аспект свободы – способность самому создавать духовные ценности

Эгоизм – учение, согласно которому жить нужно «для себя».

Гедонизм – учение, согласно которому смысл жизни –в наслаждениях.

Альтруизм – позиция, которая выражается в признании блага других людей более важным, чем своё благо.

Аскетизм– ограничение материального потребления только самым необходимым.

В религии смыслом жизни является спасение души.

Социальная философия.

6.1 Общество и его структура.

Общество – это надприродная, надиндивидуальная общность людей, являющаяся результатом их совместной деятельности.

Сферы общества: материально-производственная, социальная, политическая, духовная.

Производительные силы и производственные отношения – элементы материально –производственной сферы.

Классы – большие группы людей, различающиеся своим местом в общественном производстве (собственники и несобственники).

Географический детерминизм – признание определяющей роли географической среды в существовании общества.

Демографический детерминизм – признание определяющей роли народонаселения в существовании общества (Мальтус).

Технологический детерминизм – признание определяющей роли техники в развитии общества.

Теория факторов признаёт равнозначность экономических, технических, природных и др. условий в развитии общества.

Развитие общества

«Осевое время»- время, с которого началась история человечества(Ясперс)

Концепции общественного развития: формационная (Маркс) и цивилизационная (Шпенглер, Тойнби,)

Формационнаяконцепция существует в рамках марксистской философии общества– исторического материализма.

Формация – конкретно-исторический тип общества,выделяемый по способу материального производства.

Труд– целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества.

Мыслитель, утверждавший, что способ производства обуславливает социальные, политические и духовные процессы – Маркс.

В формационной концепции выделяют следующие ступени общественного развития: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Цивилизационный подход к историипредполагает признание множества равноценных по уровню зрелости культур.

Теория стадий роста существует в рамках цивилизационного подхода (Белл, Тоффлер). В этой теории выделяют: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации.

Для доиндустриальнойцивилизации характерно аграрное производство,примитивные орудия труда.

Для индустриальной цивилизации характерно индустриальное производство, его механизация;

Для постиндустриального (информационного) общества характерны автоматизация и информатизация.

Главной особенностью постиндустриального производства является то, что наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни.(Белл)

Главными социальными институтами постиндустриального общества стали университеты и научно-исследовательские организации.

Противопоставление культуры и цивилизациихарактернодля неклассической философии 19-20 вв.(Шпенглер)

Данилевский– создательтеории культурно-исторических типов.Автор книги«Россия и Европа».

Шпенглер – автор «Заката Европы», и он же считал цивилизацию завершающей ступенью культуры.

Понимание цивилизациикак стадии общественного развития, сменившей дикость и варварство, характерно для Энгельса.

Тойнби – философ, считавший, что развитие цивилизации обусловлено действием «вызова-ответа».

Гумилев – автор пассионарной теории этногенеза.

Сорокин – автор стратификационного подхода

Парсонс– представитель структурно-функционального подхода.

Философская школа, считающая, что глобализация – завершающая стадия капитализма, - транснационализм.

Главным признаком циклического развития являются волнообразные циклы.

С точки зрения аксиологического подхода, культура – это система ценностей.

Культура становится специальным предметом исследования в философии Просвещения (Гердер)

Культура – часть окружения, созданная самими людьми.

Культура– система надбиологических программ жизнедеятельности человека.

Культура–деятельность людей по воспроизводству и обновлению социального бытия, а также продукты и результаты этой деятельности,

В отличие от материальной, духовная культура направлена на совершенствование общественного сознания.

Бжезинский назвал современное общество технотронным

.

Человек и общество

Наши рекомендации