Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего (в эсхатологических представлениях и в футурологических прогнозах)
О будущем человека в разных учебниках и пособиях дается довольно пестрая картина мнений. Причины, по которым будущее интересует людей, понятны. Будущему посвящаются футурологические (от лат. и нем. futurum - будущее) прогнозы, книги, конференции. Предвидению будущего уделяли и уделяют внимание религии прошлого и настоящего. Совокупность представлений о будущей судьбе мира и человека во многих религиях составляют эсхатологию (от греч. eschatos - последний и logos -понятие, учение) - учение о последних днях, или конце мира и человека.
В христианской Библии, включающей Новый Завет (он составляет Библию в иудаизме) и Ветхий Завет, в котором излагаются основоположения христианства, развернуты впечатляющие эсхатологические картины будущего мира и человека. Много таких картин в пророческих книгах Ветхого Завета, в Евангелиях, в Апокалипсисе, или Откровении Иоанна Богослова, а отдельные сюжеты будущего - и в других книгах Библии. Они включают представления о грядущем тысячелетнем царстве Христа (так называемый хилиазм, от греч. chiliasmos, chiliasm - тысяча) на Земле перед концом мира, о последних днях Вселенной, о воскрешении мертвых, Страшном суде, а также учение о загробной жизни отдельной души человека (индивидуальная эсхатология).
Верующие обычно не обращают внимания на то, что «второе пришествие» Христа и конец света, согласно текстам Библии, ожидались на протяжении жизни... одного поколения - современников земной жизни Богочеловека. Евангельский Христос говорил ученикам - апостолам: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Евангелие от Матфея - Мф., 16: 28). А явление «Сына Человеческого» входило в число важнейших признаков наступления «последних дней». «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; ...когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» (Мф., 24: 29 - 30,33). Не менее конкретно другое указание Христа апостолам о близком конце света: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф., 10: 23).
Мы можем видеть вполне земные истоки основного пророчества Библии, выражавшего надежду на близкое освобождение первых христиан -рабов и оказавшихся в долговой зависимости крестьян и ремесленников -от унижений рабского труда людей, поставленных в положение говорящих орудий. Но, увы! Несмотря на постоянное наличие сопутствующих концу света признаков - гладов, мора, войн, предательств, стихийных бедствий и т.п., основное пророчество христианской Библии не состоялось. Естественно, внимание верующих сосредоточивается не на этом обстоятельстве, а на весьма неопределенном относительно второго пришествия и конца света указании: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф., 24: 36).
В многочисленных учебниках и пособиях описываются различные сценарии будущего, опирающиеся на футурологические прогнозы. Уместно вспомнить о «докладах Римскому клубу» ряда независимых экспертов -крупных ученых разных стран (А. Печчеи, Д. Медоуз и др.). В докладах «Пределы роста» (1972), «Нет пределов обучению» (1979), «Маршруты, ведущие в будущее» (1980) и других они сумели привлечь внимание широкой общественности и видных политиков к проблемам ограниченности природных ресурсов Земли, к необходимости разумного регулирования уровня их потребления относительно стабильным по численности населением планеты. Некоторые концепции будущего как единого индустриального или постиндустриального общества, технотронной эры, выдвигавшиеся на Западе во второй половине XX века, отмечались в предыдущих вопросах данной темы.
Обратим внимание на общие представления о будущем отечественных мыслителей второй половины XX - начала XXI века, связывая их с попытками развить идеи В.И. Вернадского о ноосфере, или сфере разума, (от греч. noose - разум). Напомним, что термин «ноосфера» был предложен французским теологом и ученым-палеонтологом Тейяром де Шарде-ном (1881 - 1955) под влиянием идей В.И. Вернадского, высказывавшихся им, в частности, и во время научных командировок в Париж. В.И. Вернадский переосмыслил теологическое толкование ноосферы. У него ноосфера предстает как состояние планеты, как социоприродная система, в которой достижения Разума, научной информации будут использоваться в интересах всех жителей Земли, всего мирового сообщества.
В ноосферогенезе, или становлении ноосферы (В.И. Вернадский) и ноосферной цивилизации, отечественные мыслители второй половины XX века (А.Д. Урсул, Э.В. Гирусов, Р.Ф. Абдеев и др.) выделяют информационный, экологический и космический этапы, или цивилизации. (Этапы ноосферогенеза могут рассматриваться и в качестве отдельных цивилизаций.) Академик А.Д. Урсул выделяет такую последовательность цивилизаций от исторически первых людских сообществ до обозримого будущего: палеолитическое общество - агронеолитическое -. индустриальное - информационное - экологическое - космическое. За пределами Земли космос будет использоваться как фактор общецивилизационного прогресса. Последует переход космоноосферы в астроноосферу.
Осмысливая уроки противостояния двух социальных систем XX века, ряд мыслителей (Э. Млынарж и др.) полагают, что техногенная цивилизация (или она же - индустриальное общество) реализовалась по двум направлениям с преобладающим господством в них частной, капиталистической, или же общественной, социалистической собственности и соответствующих им ценностных ориентации. События второй половины XX века и начала XXI века показали, что наличие социалистической системы существенно повлияло на изменение прежней хищнически-эксплуататорской ориентации капиталистического производства. Элементы планового регулирования, государственная поддержка отдельных отраслей производства, вынуждаемая потребностями автоматизации и компьютеризации забота об образовании и некоторой социальной защите трудящихся существенно изменили облик капиталистических отношений. А развитие экономики позволяет трудящимся многих капиталистических стран иметь достаточно высокий уровень жизни. События XX века показали, что наиболее оптимальный вариант общественного развития достигается при сочетании различных форм собственности и обеспечении подлинно демократических норм жизни в правовом государстве. Вырисовывается реальная перспектива движения общества к ноосферной цивилизации будущего.
Новая модель цивилизационного развития обсуждалась на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР - 92) в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Представители 179 стран отметили в принятой декларации, что уже в ближайшие десятилетия завоевания цивилизации могут исчезнуть в пучине экологической катастрофы. Поэтому, чтобы выжить, надо коренным образом изменить модель развития человечества. Одна из важнейших задач на этом пути - реализовать стратегию устойчивого развития, выработанную мировым сообществом и принятую на Конференции. Устойчивое развитие понимается как форма социоприродного гармоничного соразвития (коэволюции), обеспечивающего неограниченно долгий прогресс общества и сохранение жизнепригодной биосферы. В России концепция перехода к устойчивому развитию утверждена Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 1 апреля 1996 года. Задачи перехода к устойчивому развитию и роли в этом экологического образования и мышления рассматривались в ряде работ, например, «Проблемы перехода России к устойчивому развитию» (М.,1997), «Экологическое образование и устойчивое развитие» (М, 1996).
Осмысление судеб цивилизации и возможных сценариев будущего приводят к представлениям о новом реальном гуманизме новой, посттехногенной цивилизации. На место прежней установки техногенной цивилизации - покорить, подчинить природу, овладеть ее силами - приходит новое понимание императивных отношений (от лат. imperatives - повелительный) как повеления человеку со стороны складывающихся обстоятельств. Императивными становятся требования коэволюции и коадаптации (совместного развития и адаптации) в отношениях: человек - природа - личность - общество. Человек должен вписаться в созданную им социоприродную среду, не нарушая целостности природы, пределов и возможностей восстановления биосферы.
В последние годы активно разрабатывается представление о том, что главным содержанием и мерой прогресса историко-цивилизационных процессов является гуманизм, выражающий в качестве принципа отношение к человеку как высшей ценности. Мы говорили о гуманизме как черте эпохи Возрождения и гуманистических ориентирах последующих эпох. Гуманизм имеет конкретно-историческое содержание, которое меняется по эпохам, или по типам цивилизаций, выражая отношение к человеку, к цели и смыслу его существования и предназначения. Гуманизм как содержание историко-цивилизационных процессов контрастирует с проявлениями дегуманизации в войнах, социальных конфликтах, в экономических и политических противоречиях, в различных формах насилия, в национальных, этнических, религиозных предрассудках.
Основная задача нового, реального гуманизма - обеспечить в современных условиях противоречивого мира человеческое достоинство каждого человека. Решается эта задача в разных сферах жизни. Нужно исключить разные формы эксплуатации, обеспечить условия для достойной жизни, позволяющей каждому человеку реализовать свои способности и дарования. В этом плане многообразны частные задачи сферы образования, в числе которых преодоление идеологических клише, односторонностей как сциентистски-технократических, так и религиозно-мистических представлений. Сохраняя ориентации прежних форм гуманизма на представление о человеке как высшей ценности, новый, реальный гуманизм приобретает черты глобальности, всеобщей социальной справедливости, нетерпимости к насилию, целостного видения человека в его единстве с миром. Возрастает регулирующая роль нравственности. Осознание неразрывности взаимодействия людей планеты, единства человечества, природы и Космоса выдвигает в число важнейших в формирующейся ноосферной цивилизации будущего этических принципов взаимопомощи, сотрудничества и справедливости.
Важность задач нового, реального гуманизма вызвала к жизни международное организованное движение гуманизма. Его представляет Международный гуманистический и этический союз, объединяющий гуманистические организации 35 стран мира всех обитаемых континентов Земли. Российское гуманистическое общество (РГО) образовано в 1995 году. В уставе РГО главной целью провозглашена защита и распространение идей светского (гражданского, или секулярного) гуманизма в России, разработка новых форм просвещения, укрепление демократии, освобождение общественного мнения от иллюзий и предрассудков. Ценностные ориентации работы РГО отмечает В.А. Кувакин в «Азбуке гуманизма», которыми являются «человечность, уважение прав и свобод личности, признание ее социальной и экологической ответственности, так же, как и ее ответственности перед собой - своим телом, мировоззрением и поведением». Высокая оценка дается им и таким гуманистическим качествам, как достоинство, милосердие, ненасилие, равноправие и социальная справедливость, свобода познания (исследования) и свобода совести.
В 2000 году в Санкт-Петербурге Международная академия гуманизма, РГО, философские факультеты Санкт-Петербургского и Московского государственных университетов провели Международную конференцию с характерным названием «Наука и гуманизм - планетарные ценности третьего тысячелетия». Президент Международного гуманистического и этического союза Пол Курц в своем докладе выразил представление о значении нового гуманизма: «Светский гуманизм - новая парадигма для третьего тысячелетия». Предстоит большая работа, чтобы наше нынешнее общество смогло соответствовать требованиям нового гуманизма, обеспечив в первую очередь достойные каждого человека условия жизни и реализацию своих возможностей. Тем самым будут созданы предпосылки для реализации глобальных задач космического предназначения человека, его ответственности за сохранение жизни и разума на планете Земля и в освоении Космоса.