Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.
При изучении этого вопроса можно ограничиться несколькими типичными примерами решения проблем развития науки в западной философии и методологии познания. В отечественной философии «росту знания» соответствуют представления о развитии или динамике научных знаний, основательно разработанные с позиций диалектического материализма и представленные в многочисленных работах по философии и методологии науки (B.C. Степин, B.C. Швырев и др.).
В западной философии и методологии науки определенный интерес представляют идеи «роста знания» в постпозитивизме, в его двух основных направлениях: «критическом рационализме» (К. Поппер) и «историческом направлении» (Т. Кун, П. Фейерабенд, С. Тулмин, П. Лакатос). Складывающийся к 1970-м годам постпозитивизм дополнил присущий неопозитивистам логический анализ языка науки новыми задачами. В центре внимания оказались вопросы роста (развития, динамики) знаний и факторов детерминации их изменений. Родоначальник «критического рационализма» К. Поппер стал уподоблять рост знаний процессам биологической эволюции. Появление новых проблем он представил в виде следующей схемы:
В схеме: Р, - исходная проблема; Т - ее временное решение; Е -элиминация вариантов решения проблемы; Рг- новая проблема.
Согласно взглядам К. Поппера, новые решения появляются случайно, вне диалектического отрицания как момента связи в развитии систем. Из конкурентных теорий отбираются не истинные, а наиболее продуктивные по решению вопросов и объяснению фактов.
Широкую известность в последней трети XX века приобрели взгляды американского философа и историка науки Т. Куна, изложенные в переведенной на русский язык книге «Структура научных революций» (М., 1975). Т. Кун обратил внимание на деятельность научных сообществ и роль их лидеров (субъективный фактор) в выдвижении и распространении научных идей. По Куну, периоды нормальной науки сменяются научными революциями. В результате научных революций происходит смена научных парадигм — целостных систем представлений о предмете с центральной ведущей идеей. Так, парадигма дарвиновского эволюционного учения заменяется парадигмой синтетической теории эволюции: парадигма общественно-экономической формации конкурирует с парадигмой цивилизаци-онного подхода к объяснению общественных явлений и т.д. В книге Т. Куна парадигмы несоизмеримы, то есть между ними нет преемственной связи. Судя по докладу «После структуры», с которым Т. Кун выступил в Москве в Институте философии АН в сентябре 1989 года, он пересмотрел свою позицию о несоизмеримости парадигм и стал допускать преемственность новых и прежних знаний в развитии науки.
Американский философ Пол Карл Фейерабенд выступил с очерком анархистской теории познания «Против методологического принуждения» (1975), где выдвинул принцип пролиферации - размножения теорий. По его мнению, хороши любые теории, в том числе несоизмеримые с существующими теориями, поскольку через их конкуренцию осуществляется рост (развитие) знаний. Принятая теория определяет способ восприятия явлений, а опыт оказывается теоретически нагруженным. При таком подходе говорить об истине не имеет смысла. Идеи плюрализма теорий и их несоизмеримости ведутк методологическому анархизму, согласно которому в науке «все дозволено», а сама наука принципиально не отличается от мифа и религии.
Имре Лакатос (венг. Лакатош - родом из Венгрии) - британский философ и историк науки. В росте знаний он выделил революции как смену конкурирующих научно-исследовательских программ, определяющих непрерывную последовательность связанных между собой теорий. Выделял в науке внутреннюю и внешнюю историю (как детерминацию развития знаний), позитивную и отрицательную эвристику (каким путям, правилам следовать, а каких избегать, чтобы получить новые знания).
С.Э. Тулмин, американский философ. Разрабатывал один из вариантов эволюционной эпистемологии (учение о познании) с центральной идеей исторического формирования и изменения стандартов понимания, составляющих основу научной теории (см. на русском языке его основной труд: Тулмин С.Э. Человеческое понимание. М., 1978). Тулмин уподобил рост знаний варианту недарвиновской эволюции, представив смену научных теорий как непрерывный отбор эволюционных новшеств. Теории при этом предстали не как системы высказываний, а как особые популяции понятий. В интеллектуальной среде выживают те популяции понятий, которые к этой среде адаптируются. Эволюция интеллектуальных популяций связана с внутренними (интеллектуальными) факторами и факторами внешними (социальными, экономическими и т.д.). Научным теориям присуща консервативная сохраняемость и выживаемость (через инновации).
В отечественной философии и методологии науки обоснованно критиковалась идея несоизмеримости новых и ранее выработанных знаний, присущая работам К. Поппера, Т. Куна, П. Фейерабенда. История познания (биологического, физического и т.д.) свидетельствует, что приобретенные знания, как и ранее сформулированные теории, не погибают. Моменты истины, заключенные в них, сохраняются как частный случай новых теорий. Такая зависимость старых и новых теорий в естествознании была осознана и сформулирована в принципе соответствия Н. Бора, а в философии - задолго до него - в идеалистическом учении Г. Гегеля о «снятии», переработанном с диалектико-материалистических позиций классиками марксизма. Многие вопросы роста знаний как их динамики, развития разрабатываются в материалистической диалектике, успешно выполняющей функции методологии научного познания.
Термин революция в XVI веке употребил Н. Коперник в названии работы «Об обращении (на лат. revolutionibus. - В.И.) небесных сфер» (De revolutionibus orbium coelestium libri...»; 1543). Как можно судить по названию этой работы, в XVI веке к революции относили повторяющиеся циклы изменений, обращений систем или их компонентов. Со временем термин революция стал обозначать коренные качественные изменения систем (предметов), как предполагалось, в направлении их совершенствования. Называть революциями изменения, например агрегатных состояний воды, кажется нелепостью. Поэтому за термином «революция» осталось значение коренных, связанных с перестройками структуры преобразований в социальной и интеллектуальной сферах. Понятие научная революция обозначает совокупность коренных качественных изменений в развитии науки, связанных с преобразованием ее оснований (идеалов, норм и т.п.), форм и методов познания.
Разные аспекты проблем революций в обществе активно исследовались в марксизме. Во второй половине XIX века, и особенно в последней его трети, проблематика научных революций интенсивно исследуется отечественными учеными. Интересные и существенные для понимания особенностей научной революции результаты получены в исследованиях, проведенных в русле диалектико-материалистической философии и методологии научного познания.
На западе внимание к проблемам научных революций привлекла книга Т. Куна «Структура научных революций», опубликованная в 1962 году на английском языке. Книга попала в орбиту внимания отечественных и зарубежных мыслителей. Проблематика научных революций стала предметом исследования методологов и историков науки. К. Поппер, П. Фейе-рабенд, как и Т. Кун, включили в свои схемы роста (развития, динамики) знаний представление о несоизмеримости новых и ранее полученных знаний. Это представление вело к отрицанию преемственности новых и старых теорий, снимало вопрос об истинности научных знаний. Тезис о несоизмеримости новых и ранее полученных знаний, как и субъективно-идеалистические трактовки детерминации научного познания, обоснованно критиковались отечественными исследователями с философских позиций диалектического материализма, а также при анализе конкретного материала по истории физического, биологического и других видов познания.
В работах отечественного философа B.C. Стёпина в истории познания выделены четыре научные революции и соответствующие им три типа научной рациональности. Научная рациональность, помимо традиционного (для рацио) обращения к понятиям, к сфере мышления, включает представление об определенной исследовательской деятельности. Научная рациональностькак деятельность направлена на получение объективной истины и осуществляется в отношениях «субъект - средства познания -объект».
Первая научная революция - революция XVII века, приведшая к появлению классической науки с классическим (декартовским) типом идеала (совокупности критериев и норм) научности. Первой научной революции соответствовал классический тип научной рациональности. Он ориентировал на исключение субъективных моментов познания и возможно более полное воспроизведение объекта познания (вспомним идолов, или призраков, Ф. Бэкона)
Вторая научная революция протекала в конце ХУШ - первой половине ХГХ века. Произошел переход от изучения в основном механических и физических процессов к дисциплинарно организованной науке. Появляются как отрасли науки биология, геология, химия. Прежней механистической картине мира предстоит считаться с новой для нее идеей развития, выдвинутой и разрабатываемой в биологии. Начинает формироваться неклассический тип рациональности, в котором обращается внимание на влияние средств познания на объект.
Третья научная революция занимала период с конца XIX до середины XX века. Многие вспоминают применительно к этому времени о революционере-радии и коренных изменениях в картине мира. В физике появляются релятивистская и квантовая теории, в химии - квантовая химия, в биологии - генетика, становление которой было связано с переоткрытием законов Г. Менделя и разработкой основополагающих идей науки о наследственности и изменчивости. Возникли новые отрасли: кибернетика, теория систем. Формировалось неклассическое естествознание. Происходившие революционные изменения коснулись идеалов и норм науки, ее философских оснований. Приходилось признавать историческое изменение знаний, относительность истин науки. Требовалось учитывать влияние средств познания на адекватность знаний об изучаемом объекте. Третья научная революция ведет к завершению формирования неклассического типа рациональности.
Четвертая научная революция началась в последней трети XX века. Она привела к появлению постнеклассической науки и постнеклассического типа рациональности. В сферу исследования вовлекаются не только сложные системы, но и процессы их саморазвития. Рождающаяся синергетика коренным образом меняет представления о мире. Была обоснована возможность появления «порядка из хаоса», показана значимость отдельных флуктуации на последующую траекторию изменения систем (см. об основных идеях синергетики в соответствующем разделе курса, при рассмотрении вопроса о самоорганизации бытия). Изменения коснулись идеалов и норм науки, ее философских оснований. Исследователей привлекают уже не идеальные модели, а различные сценарии возможных путей развития систем, требующие компьютерного обеспечения. Приходится учитывать роль ценностных ориентации субъекта познания, как и значение средств исследования в получении знаний об объекте. Человек становится ь центре сложных саморазвивающихся систем. Ценностные ориентации человека как субъекта проецируются на содержание знаний, вводя в строгую научность влияние вненаучных факторов и представлений (этических, эстетических, философских, религиозных и т.д.). Научное познание пришло к необходимости включать гуманистические, «человекоразмерные» ориентиры в организацию, проведение и получаемые результаты научных исследований. Положительные следствия такой ориентации несомненны. Отрицательное следствие в виде размывания представлений об объективной истине требует дополнительных усилий исследователей.
38.Наука и техника. Противоречивость научно- технического прогресса. Предпосылки и особенности научно-технической революции.
В рамках данного вопроса можно использовать представления о науке, изложенные и усвоенные на предыдущих занятиях. Остановимся на понятии «техника». В обыденном, повседневном разговоре под техникой мы понимаем созданный человеком механизм или некое устройство, состоящее из ряда деталей и их соединений, способных выполнять определенную работу. Иногда слово «техника» используют в несколько ином смысле, говоря о качественном выполнении какой-либо работы или вида деятельности, например, о технике чтения, письма, танца и т.д. Оба смысла обыденного употребления слова «техника» заключены в греческом «тех-нэ» (techno, techne), переводимом как мастерство, искусство, умение. Слово «технэ» использовали уже Платон и Аристотель, упоминая об искусственных орудиях труда. В отличие от природных, естественных предметов техника создается людьми, воплощает их замыслы. Техника может быть определена как совокупность средств целесообразной деятельности людей, создаваемых и применяемых в виде орудий и механизмов для выполнения определенной работы. Совокупность целенаправленных последовательных действий по получению ожидаемых результатов, часто с использованием техники, называют технологией. Иногда образно технику характеризуют как овеществленную силу знания. В структуру знания входят идеи, реализуемые в технических устройствах. Исходя из этого, идеалистически или религиозно ориентированные ученые предлагают понимать технику как воплощение в предметной форме сверхъестественного нематериального начала. Научное познание, базируясь на философских основаниях диалектического материализма, исключает представления о сверхъестественном начале и сущности техники.
В период (условно назовем его первый), когда труд в основном был ручным, техника была инструментальной. В трудовых процессах использовались инструменты (от лат. instrumentum - орудие; здесь - в значении орудие для работы). Инструментальная техника использовалась человеком с незапамятных времен (вспомним: мотыга, соха - в земледелии; подъемники, блоки - при постройке пирамид, храмов). Инструменты-орудия увеличивали мощь человека, расширяли его возможности. Со временем (второй этап) простые орудия заменяются более сложными устройствами -машинами. Создавая машины, человек в процессе труда становится как бы дополнением к ним, поскольку количество и качество работы напрямую зависит от наличия машин, их мощности, исправности и т.д. Изобретение и внедрение в производство (третий этап) различных управляющих устройств, от простейших регуляторов до автоматических линий, освобождает человека от роли придатка машины, оставляя за ним интеллектуальные функции создателя, творца и управляющего техникой и новейшими, как принято говорить, высокими технологиями. При ведущей роли интеллекта (разум), через научные открытия и их внедрение в производство, развитие техники ведет к научно-техническому прогрессу как разновидности общественного прогресса второй половины XX веча.
Понятие прогресс (от лат. progressus, progresses - движение вперед, успех) обозначает направление развития к более высокому и более совершенному состоянию (качеству) изменяющейся системы (предмета). Соотносимое с прогрессом понятие регресс выражает понижение уровня организации изменяющейся системы вплоть до возможного ее полного распада (деградации) на составляющие, далее неделимые элементы. К важнейшим характеристикам прогресса следует отнести его относительность (не универсальность) и противоречивость. Прогресс отдельных элементов или звеньев системы может сопровождаться деградацией других элементов или их участием в других типах изменений более сложных или более простых систем. Научно-технический прогресс как разновидность социально го прогресса также осуществляется противоречивс, особенно в обществе с антагонистическими противоречиями. К. Маркс сравнивал прогресс в буржуазном обществе с отвратительным языческим идолом, который не желал пить нектар не иначе как из черепа убитого. «Мы видим, что машины, обладающие чудесной силой сокращать и делать плодотворным человеческий труд, приносят людям голод и изнурение... Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации...», - отмечал К. Маркс, в речи по случаю юбилея «The people's рареr» в 1856 году.
Научно-техническому прогресс вел к ускорению и увеличению масштабов взаимодействий науки и техники, их взаимопроникновению, породившему качественно новое явление - научно-техническую революцию (НТР). Ее сущность одни авторы усматривали в автоматизации производства, другие - в использовании новых материалов или новых источников энергии. Но сущность НТР схвачена и выражена в ее названии, в том, что она одновременно и научная, и техническая, чего раньше не было. Сущность НТР - в единстве, взаимопроникновении научной и технической революций, приводящих к качественно новому уровню развития производства и связанных с ним общественных отношений. Раньше были революции в отдельных областях науки или техники, достаточно долго не влиявшие друг на друга. Первая промышленная революция произошла в XVII -ХУШ веках. Она привела к созр:- • пгрового двигателя, заменившего природные источники энергии ветра, оды, мускульной силы животных и человека. От обнаружения электроразрядов в опытах ученых до практического использования электричества прошли десятки лет. «Революцию электричества» от «революции пара» отделяло более сотни лет.
В качестве основных направлений НТР чаще всего выделяют: 1) автоматизацию, связанную с компьютеризацией производства; 2) использование ядерной энергии; 3) производство искусственных материалов (полимерных, композитных и т.д.), что связано с возможностью перестроек в структуре вещества; 4) освоение космоса; 5) ускорение внедрения научных открытий в производство (в приборостроении, биотехнологии, в автоматизации и компьютеризации производства, создании робототехники и т.д.); 6) производство становится технологической сферой применения науки, а наука превращается в непосредственную производительную силу; 7) коренным образом меняется положение человека в производстве. За ним остаются творческие функции создания и управления автоматическими поточными линиями с использованием компьютеров и робототехники.
Предпосылки НТР складывались в конце ХГХ - начале XX века в виде крупнейших научных открытий и достижений в развитии техники. Открытие «революционера-радия», рентгеновского излучения, создание теории относительности вело к кардинальным изменениям прежних взглядов на мир. Механическая, ньютоновская картина мира заменялась электромагнитной. Научные достижения давали возможность идти в глубь структуры атома, ранее казавшегося неделимым, к открытию принципиально новых источников энергий и созданию новых искусственных материалов. Были и определенные достижения в развитии техники. Паровой двигатель совершенствовался, в частности, через изобретение регулирующих устройств, прокладывавших путь к автоматизации технологических процессов, поточных линий производства.
Социально-экономические предпосылки создавались потребностью увеличения производства жизненных средств. Развертывание НТР пришлось на время противостояния двух социальных систем - капитализма и социализма. В капиталистическом обществе потребность ускорения научно-технического прогресса диктуется желанием владельцев средств производства иметь сверхприбыли. При социализме на первое место официальная идеология выдвигала подъем отраслей народного хозяйства для удовлетворения растущего спроса трудящихся, повышения их жизненного уровня. Немаловажное значение имело желание каждой стороны обеспечить свое военное превосходство, что оборачивалось существенной финансовой поддержкой работ в соответствующих областях науки и техники. Например, развитие информатики, на базе которой развернулась компьютерная революция, первоначально определялось практической потребностью обеспечивать эффективные прямые и обратные связи в наведении орудий на цель и поражении техники противника.
Научно-техническая революция как сторона научно-технического прогресса осуществляется противоречиво и ведет к противоречивым следствиям (в литературе часто пишут о последствиях НТР). Так, НТР порождает новые, ранее невиданные, возможности производства дешевых продуктов потребления, средств массовой культуры. В социальной сфере это ведет к исчезновению антагонизма труда и капитала, делает ненужными политические революции. Создаются возможности для благоденствия всех людей. Но, увы! На всех всего не хватает. Не хватает хорошей питьевой воды, сбалансированной по белку пищи, возможности обучиться грамоте и реализовать свои потенциальные возможности. Остаются проблемы голода, нищеты, неграмотности, бездомности миллионов людей. Снимая антагонизмы в социальной сфере, создавая предпосылки достойной жизни для всех людей Земли, НТР не решает ряда проблем (некоторые отмечены выше), и даже обостряет экологическую проблему, создает возможность производства ядерного оружия огромной разрушительной силы. Мы видим, что задачи разумного социального устройства общества НТР автоматически не решает, хотя и дает очень многое для изменений в общественной жизни в интересах миллионов трудящихся, а в обозримом будущем - для всех жителей Земли.
В отношении к противоречивым следствиям НТР в обществе сложились противоположные ожидания в русле сциентизма, то есть преувеличение роли науки (от лат. scientist - знание), и антисциентизма - признания за наукой и техникой демонической, разрушающей силы. Иногда сциентизму и технократизму противопоставляется антропологизм как обращение к гуманным, человеческим проявлениям социального или научно-технического прогресса. Проявления сциентизма и антисциентизма-антропологизма многообразны. На них мы специально останавливаться не будем. Все же можно отметить появившиеся еще во второй половине XX века представления о будущем постиндустриальном обществе (Р. Арон, Д. Белл), технотронной эре (3. Бжезинский) как оптимистических ожиданиях благ от развертывания НТР. Появились и пессимистические представления (интересно название одного из них - «Футурошок» А. Тоффлера), в которых сквозила боязнь развития техники - технофобия. Неоднозначное отношение к НТР, к ее следствиям и их влиянию на будущее, на судьбы человечества воплотилось в новом литературном жанре - антиутопии. Читая произведения этого жанра (Е. Замятин «Мы», О. Хаксли «О дивный новый мир», Дж. Оруэлл «1984», «Скотский уголок»), и «физики», и «лирики» помимо пользы получат большое удовольствие от чтения замечательных произведений. Их авторы пытались в художественно-публицистической форме осмыслить новые для их поколения явления развертывания НТР и ожидаемых следствий усиливающихся взаимодействий по линиям:
Природа