Тема 18. Глобальные проблемы современности.

607. Автор работы «Закат Европы»:

a) О. Шпенглер

b) Э.Б. Тайлор

c) А. Тойнби

d) Н.Я. Данилевский

e) П. Тейяр де Шарден

608. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:

a) огонь

b) вода

c) земля

d) дерево

609. По Платону прекрасное – это:

a) нравственное величие души

b) разумное построение произведения искусства

c) то общее, что прекрасные предметы имеют между собой

d) совершенство линий и форм

610. По мнению этого философа, знание – высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей, сдержанности, мужества и справедливости:

a) Пиррон

b) Сократ

c) Диоген

611. По Эпикуру наслаждение от еды есть удовольствие:

a) динамическое

b) статическое

c) разумное

d) совершенное

612.Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир:

a) множества конкретных предметов и вещей

b) эйдосов

c) первоматерии

d) представлений

613.Основополагающей категорией бытия Аристотель считал:

a) субстанцию

b) обладание

c) положение

d) время

614.Если киник проголодался, то он:

a) станет есть ту еду, что попадется на глаза

b) выпьет воды и убедит себя в том, что есть он не хочет

c) купит то, что он любит и получит удовольствие от еды

d) подождет до определенного часа и съест то, что считает полезным

615.Сократ говорил «Я знаю, что ничего не знаю, но …»

a) другие не знают и этого

b) знания увеличивают скорбь

c) знать что-то вовсе и не нужно

d) знать все и невозможно

616.По Аристотелю человек – это:

a) политическое животное

b) нравственное существо

c) душа в темнице тела

d) двуногое без перьев

617.Перипатетическая школа зародилась в:

a) лицее

b) гимназии

c) академии

d) университете

618. О том, что во главе государства должны стоять философы говорил:

a) Платон

b) Сократ

c) Христипп

d) Аристотель

619. По Марксу в основе развития общества лежит развитие:

a) производительных сил

b) сознания

c) мирового исторического процесса

d) взаимодействие Бога и природы

620.К законам материалистической диалектики не относится закон:

a) тождества материи и сознания

b) единства и борьбы противоположностей

c) перехода количества в качество

d) отрицание отрицания

621. Понятие, противоположное по смыслу истине в гносеологии

a) заблуждение

b) ложь

c) суждение

d) предрассудок

622. Коэволюция – это:

a) гармоническое развитие взаимодействия общества и природы, сохраняющее благоприятные условия для существования человека и всего живого

b) целесообразная связь всего живого

c) взаимодействие различных национальных общностей

623. По мысли Гегеля предмет философии совпадает с предметом:

a) религии

b) естественных наук

c) истории

d) математики

624.Согласно Шопенгауэру, человеческая история – это:

a) бессмысленное сплетение событий

b) неизбежное приближение Страшного Суда

c) прогрессивное движение к обществу всеобщего благоденствия

d) непредсказуемая игра случайности, отражающая внутреннюю закономерность

625. Шопенгауэр считал, что жизнь людей – это:

a) цепь тревог, разочарований и мучений

b) удел радостей и прогресса

c) серая и безликая жизнь насекомых

626. Утверждение прагматизма:

a) истина – то, что полезно

b) истина – то, что доказано

c) истина – то, что привычно

d) истина – то, что непостижимо

627. Человеческая история абсурдна, бессмысленна – так считали:

a) экзистенциалисты

b) марксисты

c) идеалисты

628. Полагал, что Бог – это природа:

a) Д. Бруно

b) Ф. Аквинский

c) Платон

629. Знание, которое не будет опровергнуто в будущем – это:

a) абсолютная истина

b) относительная истина

c) формальная истина

630. «Начало Вселенной – атомы и пустота. Все остальное существует во мнении» - так считал:

a) Демокрит

b) Гегель

c) Платон

631. «Верь, чтобы понимать» - так считал:

a) Августин Блаженный

b) Кант

c) Фома Аквинский

632. «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно» - так считал:

a) Эпикур

b) Диоген

c) Декарт

633.«Из земли все возникает, и в землю все возвращается» - так считал:

a) Ксенофан

b) Аристотель

c) Будда

634.Онтология – это:

a) учение о бытии

b) раздел богословия

c) учение о познании

d) учение о понимании

e) учение о конце света

635.Основной атрибут, способ существования материи – это:

a) движение

b) вещество, поле, вакуум

c) микромир

d) цикличность

e) необратимость

636.Философская антропология – это:

a) учение о существовании человека во всей его полноте

b) учение о долге

c) раздел археологии

d) учение о взаимоотношении человека и природы

637. Гносеология – это:

a) учение о правильном мышлении

b) учение о ценностях

c) раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей

d) раздел философии, изучающей фундаментальные принципы бытия

638.Антропосоциогенез – это:

a) теория Дарвина об эволюции

b) единый процесс становления человека и общества

c) учение о первобытном человеке

d) учение о сознании

639.Идеализм в объяснении общественных явлений заключается:

a) в признании определяющей роли идей в жизни общества

b) в отрицании законов общества

c) в признании ведущей роли производственных отношений

d) в признании производительных сил основным двигателем общественного прогресса

640. Найдите верное высказывание:

a) объективный идеализм утверждает, что в основе мира лежит сверхприродное духовное начало

b) объективный идеализм отрицает познаваемость мира

c) объективный идеализм утверждает, что сознание и материя не зависят друг от друга

d) объективный идеализм полагает, что мир существует в сознании человека

e) объективный идеализм утверждает, что сознание порождается материей

641.Найдите субъективно-идеалистическое высказывание:

a) мир есть комплекс ощущений

b) мысль материальна

c) вся материя обладает способностью ощущения

d) вся материя живая

e) материя обладает способностью отражения

642.Энтелехия – это:

a) активное начало, движущая сила

b) мир живой природы

c) мир вещей и явлений

643. Учение, исходящее из приоритета одной какой-то субстанции – это:

а) философский монизм

b) философский дуализм

c) философский оптимизм

644. Философская позиция в качестве первоосновы берет две субстанции-это:

а) дуализм

b) материализм

c) идеализм

645. При изучении пространства и времени в истории философии сложились два направления:

a) субстанциальное и реляционное

b) одномерное и многомерное

c) метафизическое и прагматическое

646. Русский мыслитель, уделявший в своих исследованиях большое внимание античной культуре и мифологии, автор работ «Античный космос и современная наука», «Диалектика мифа», «Античная мифология в ее историческом развитии», «Типы античного мышления»:

a) А. Лосев

b) В.Соловьев

c) К.Леонтьев

d) Д. Лихачев

e) Л. Баткин

f) С. Аверинцев

647. Теория происхождения культуры, в которой утверждается: в глубокой древности Землю неоднократно посещали космические существа, превратившие путем искусственной мутации живших тогда на Земле гоминидов в существ с человеческим интеллектом, человеческой психикой. С такой точки зрения все древние верования, сказания, мифы, легенды, отдельные культовые постройки, предметы являются отражением этих контактов.

a) теория палеоконтактов

b) эволюционизм

c) гипотеза панспермии

d) функционализм

e) структурализм

648. Автор теории, согласно которой культура основана на отказе удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимации энергии либидо; прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных влечений:

a) З. Фрейд

b) Х. Ортега - и – Гассет

c) Г. Спенсер

d) Э. Дюркгейм

649. Работа Л.Н. Гумилева, в которой он рассматривает культуру как «кристаллизованную пассионарность»:

а) «Смысл и назначение истории»

b) «Актуальность прекрасного»

c) «Этногенез и биосфера Земли»

d) «Живая Вселенная»

650. Западный ученый, рассматривавший цивилизации как «самозамкнутые дискретные единицы, на которые распадается историческое существование человечества»:

a) А. Тойнби

b) Ф. Нортроп

c) М. Вебер

d) М. Мид

e) А. Моль

651. Пространство и время – это всеобщие формы существования:

а) материи

b) философии

c) человечества

d) жизни на земле

652. В рамках стихийного материализма материя часто определялась как:

a) единица вещества

b) субстанция всех вещей и явлений в мире

c) элемент пространства

653. Универсальное свойство материи:

а) движение

b) взаимозаменяемость

c) детерминированность

d) наложение явлений

654. Простейшая форма движения:

a) перемещение

b) ходьба

c) бег с ускорением

d) езда

655. Пространство нашего мира:

a) трехмерно

b) одномерно

c) пятимерно

d) девятимерно

656. Выберите пару категорий диалектики:

a)необходимость и случайность

b) принцип и случайность

c) свобода и условие

d) пространство и время

657. Известный мыслитель К. Ясперс в своей книге «Истоки истории и ее цель» вводит понятие «осевое время», обозначающее период, когда «возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, как он есть», «для всех народов были найдены общие рамки понимания их исторической значимости», «произошел самый резкий поворот в истории». Этот период продолжался:

a) V в. до н.э. – V в. н.э.

b) III – II тысячелетие до н.э.

c) VIII – II вв. до н.э.

d)I-X вв. н.э.

658. Автор работы «Закат Европы»:

a) О.Шпенглер

b) Э.Б. Тайлор

c)А. Тойнби

d) П. Тейяр де Шарден

659. Отличительная черта философии Возрождения:

a) гуманистическое мировоззрение

b) обращение к культурному наследию античности

c) антиклерикальный характер

660. Мыслитель, который является автором концепции сверхиндустриальной цивилизации, полагает, что ускорение общественного и научно-технического развития ставит индивида во все более сложные условия социально-культурной адаптации; выделяет три волны цивилизации: аграрную, индустриальную и современную, сверхиндустриальную: автор работ «Третья волна», «Шок от столкновения с будущим»:

а) А. Тоффлер

b) М.Мид

c) Р.Нибур

d) А.Швейцер

661. Ученый, который ввел в научный оборот термин «индустриальное общество»:

a) А. Сен-Симон

b) Р. Арон

c) М. Вебер

662. Научная школа, в которой сложились следующие представления: история цивилизаций есть последовательный ряд культурных кругов, в основании которого лежит первоначальный круг культуры пигмеев, обитавших по всей ойкумене:

a) культурно-историческая школа

b) функционализм

c) структурализм

d) эволюционизм

663. Направление общественной мысли, признающее разум основой познания и поведения людей:

a) рационализм

b) гуманизм

c) экзистенциализм

664. Глобальные проблемы – это:

a) совокупность жизненно важных проблем человечества

b) проблемы образования

c) проблемы здравоохранения

665. Конвергенция – это:

a) сближение

b) разъединение

c) растяжение

666. Течение русской философской мысли, трактовавшее историю России как часть общемирового исторического процесса.

a) Западничество;

b) Славянофильство;

c) ленинизм.

667. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:

a) Ницше и Камю;

b) Михайловский и Лавров;

c) Маркс и Энгельс;

d) Сен-Симон и Спенсер.

668. Фактору случайности в развитии общества основное значение придает современное направление:

a) Синергетика;

b) Постмодернизм;

c) герменевтика.

669. В ноосферной человеческой модели основная роль отведена:

a) Науке:

b) экономике;

c) государству;

d) нации.

670.Глобалистика – это:

a) область знания, изучающая глобальные проблемы современности, их классификацию и причины их возникновения;

b) область знания, изучающая глобальные изменения в естественных науках, причины возникновения масштабных природных изменений на планете

c) область знания, изучающая глобальное абстрактное мышление.

671. Отрицательные последствия интеллектуализации и массовой технизации бытия заключаются в следующем:

a) в духовной деградации общества;

b) в снижении интеллектуальных способностей человека;

c) в повышении уровня преступности;

d) во всех перечисленных компонентах.

672. Информационное общество – это:

a) особая стадия эволюции, техносферы, исторического, культурного и социально-экономического развития общества.

b) сообщество людей, создающее компьютерные информационные программы;

c) общество, сформировавшееся на стадии перехода от аграрной культуры к индустриальной.

759 Тоффлер предложил футурологическую модель

а) «третьей волны»

в) заката Европы

с) массового общества

d) столкновения цивилизаций

760. Глобальные проблемы могут быть решены:

а) объединенными усилиями всех стран

в) политическими партиями

с) научными сообществом

d) выдающимися личностями

761. Спецификой глобального характера современного общества не является:

а) постоянная смена философских концепций

в)массовый характер современного производства

с) ускоренное развитие средств массовой коммуникации

d) высокие темпы развития техники

762..Для разрешения глобальных проблем необходимо:

а) изменить потребительское отношение человека к природе

в) снизить темпы научно-технического прогресса

с) прекратить исследование космоса

d) унифицировать национальные культуры

Наши рекомендации