Тема 9. Смысл и структура человеческого бытия
319. Концепция борьбы за жизненное пространство как источник развития общества – это:
a) географический детерминизм
b) геополитика
c) геоцентризм
320.«Первым человеком является и может быть только множество людей». Эту мысль обосновал:
a) Тейяр де Шарден
b) Ч. Дарвин
c) Энгельс
321. Соотношение понятий «религия» и «религиозная культура»:
а) понятие «религия» шире понятия «религиозная культура»
b) понятие «религиозная культура» шире понятия «религия»
c) эти понятия тождественны
322 «Сущность человека с самого начала присутствует в его становящемся существовании в качестве «семени», а не в качестве неизвестно откуда взявшегося «плода»» - так сказал:
a) А. Камю
b) Сартр
c) Н. Бердяев
323. Человек выступает объектом только биологического знания. Эта мысль обосновывается в:
a) социобиологии
b) социологии
c) генетике
324. «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека». Эта мысль принадлежит:
a) Леонтьеву А.Н.
b) Марксу
c) Ницше
325. Выберите правильное суждение:
a) поведение человека обусловлено его сознанием и социальными факторами
b) поведение человека обусловлено архетипами
c) поведение человека имеет биологическую и эротическую детерминацию
326 Выберите правильное суждение:
a) развитие личности происходит на основе взаимосвязи социального и биологического наследования
b) в формировании личности преобладает социальное наследование
c) в формировании личности решающую роль играет биологическое наследование
327.«Победные венки получают лишь те, кто участвует в состязаниях» - так говорил:
a) Аристотель
b) Маркс
c) Гегель
328 «Тот, кто имеет, зачем жить, может вынести любое как». Это афоризм принадлежит:
a) Ницше
b) Канту
c) Фромму
329 Словосочетание, которое переводится с латинского как человек умелый:
a) гомо хабилис
b) гомо сапиенс
c) гомо фабер
d) гомо эреутус
330. Термин «гуманизм» означает:
a) человеческий (человечный)
b) божественный
c) природный
d) животный
331 .На основании концепции о физическом единстве Вселенной Дж. Бруно высказал мысль:
a) космос одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное, не сотворенное бытие
b) бесконечность космоса – божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным Богом
c) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (Богом)
d) космос сотворен Богом и конечен, но сам Бог бесконечен и творит новые миры
332. .Философия природы Дж. Бруно – это:
a) пантеизм
b) креационизм
c) деизм
d) дуализм
333 .Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:
a) формирование наук, в первую очередь, естественных
b) развитие протестантизма как нового направления мирового христианства
c) становление абсолютной монархии
d) подъем народно- революционного движения
334 По Ф. Бэкону, эмпирия – это:
a) опыт, опирающийся на эксперимент
b) изолированное чувственное восприятие
c) форма, присущая самой вещи
d) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании
335 Основной рабочий метод Бэкона – это:
a) индукция
b) синтез
c) дедукция
d) анализ
336 .Исходя из учения Ф. Бэкона об «идолах», очевидность движения Солнца по небосводу вокруг Земли, является идолом:
a) рода
b) пещеры
c) рынка
d) театра
337 Мысль: «Все события в обществе совершаются однозначно, в соответствии со строгой необходимостью, исключая все случайности» принадлежит:
a) механистическому детерминизму
b) фатализму
c) волюнтаризму
d) материалистическому пониманию истории
338 Мысль о том, что общество на основе предустановленной гармонии развивается в направлении совершенства, принадлежит:
a) религиозному пониманию истории
b) волюнтаризму
c) материалистическому пониманию истории
d) субъективному идеализму
339 .Общественная закономерность – это:
a) тенденция, прокладывающая дорогу в массе событий
b) законы, принятые обществом и направляющие действия людей
c) выражение связи между желаниями людей и возможностями их удовлетворения
340 Прежде чем заявить «я мыслю, следовательно, я существую», Декарт утверждал:
a) во всем должно сомневаться
b) верую, потому что нелепо
c) любовь движет солнца и светила
d) знание – сила
341 Аккультурация – это:
a) процессы взаимовлияния культур
b) происхождение культур
c) отставание одной культуры от другой
342 . Подход к исследованию культуры с точки зрения ценностного ее содержания:
a) аксиологический
b) гедонистический
c) коммуникативный
d) диалогический
343 Соотношение понятий «экономика» и «хозяйственная культура»:
a) понятия тождественны
b) понятие «хозяйственная культура» шире понятия «экономика»
c) понятие «экономика» шире понятия «хозяйственная культура»
344 Понятие, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени:
a) традиция
b) ритуал
c) обряд
d) праздник
345 . Процесс начального возникновения какого-либо народа, дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей:
a) этногенез
b) антропогенез
c) социогенез
d) аккультурация
346 .Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:
a) рациональную дедукцию
b) эмпирическую индукцию
c) созерцательный анализ
d) спекулятивный синтез
347. . Общественная закономерность – это:
a) повторяющаяся существенная связь общественных явлений
b) последовательность событий
c) причинно-следственные связи
348. Человек по природе зол – так считал:
a) Кант;
b) Сократ;
c) Маркс.
349 Человек по природе добрый и злым бывает только по незнанию – так считал:
a) Сократ;
b) Августин;
c) Фейербах.
350. Философия Фейербаха –
a) Антропологический материализм;
b) Географический детерминизм;
c) механистический материализм;
d) диалектический материализм.
351 . Проблемы отчуждения и свободы являются основными для :
a) Экзистенциализма;
b)структурализма;
c) позитивизма.
352 Русский религиозный философ считал религиозную веру выше разума:
a) Соловьев;
b) Вернадский;
d) Чижевский.
353. Различают экзистенциализм:
a) религиозный и атеистический;
b) религиозный и иррациональный;
c) гносеологический и онтологический.
354 Центральный вопрос экзистенциализма:
a) существование человека, смысл его жизни в мире;
b) проблемы гносеологии:
c) рационализм и практицизм.
355. Существование с точки зрения экзистенциализма:
a) не поддается рациональному постижению и единственная возможность познать его заключается в том, чтобы его пережить;
b) поддается рациональному постижению путем логических операций;
c) существование нельзя пережить.
356 Согласно экзистенциализму человек
a) существует лишь настолько, насколько сам себя осуществляет:
b) реально не существует;
c) определен изначально.
d) все ответы верны.
357 Экзистенциализм учит, что:
a) каждый человек должен внести свой вклад в общее творчество и созидание совместной жизни людей;
b) искать смысл жизни;
c) бороться за справедливое общество;
d) все ответы верны.
358. Укажите наиболее правильное определение человека:
a) это биопсихосоциальное существо, способное мыслить, творить, трудиться;
b) это общественное животное, способное мыслить;
c) это животное, способное изготавливать орудие труда;
d) это субъект познания, общения, управления, трудовой деятельности.
359. «Вторая природа» - это:
a) культура;
b) цивилизация;
c) организация.
360. .В каждом возникающем общественном организме присутствуют 2 элемента; творческое меньшинство, которое находит ответы на вызовы мира и абсолютное большинство, которое и вызовов не видит, да и не в состоянии найти на них адекватный ответ. Так считал:
a) Тойнби;
b) Маркс;
c) Декарт.
361 «Пределы роста»
a) - это первый доклад Римского клуба, в котором содержится оценка перспектив развития человечества.
b) Работа немецкого философа Х. Бека;
c) Отрывок из работы К. Ясперса «Смысл и назначение истории».
362 Философ, считавший естественным состояние «война всех против всех» - это:
a) Гоббс;
b) Бруно;
c) Дидро;
d) Фихте.
363 .Человек обретает свою сущность уже существуя – считает:
а) экзистенциализм
в)герменевтика
с)позитивизм
d) неотомизм
364. Как единичный представитель человеческого рода человек есть
а)индивид
в) особь
в) индивидуальность
d) личность
297. Широко распространенный термин «постиндустриальное общество» применяется для обозначения:
а) современного общества
b) общества, которое будет существовать в XXI веке
c) общества периода 1845 – 1885 гг.