Тема 5. Научные, философские, религиозные картины мира.

177. Деятельность, к которой относится воспроизведение текстов во время религиозных богослужений:

а) культовая

b) некультовая

c) светская

d) служебная

178. Религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции:

a) богоискательство

b)всеединство

c) богостроительство

179. Философская основа индуизма:

а) буддизм

b) брахманизм

c) веданта

180. Личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего – это:

a) вера

b) взгляды

c) убеждение

181. Выберите правильное высказывание:

a) оба высказывания правильны

b) экосфера – совокупность свойств Земли (или другого космического тела), создающих на ней условия для развития жизни

c) экосфера – сфера воздействия Солнца, в которую входит Земля как планета

182. Религиозно-философское учение, согласно которому бог, сотворив мир, не вмешивается в его дальнейшее развитие – это:

а) деизм

b) атеизм

c) гностицизм

183. По какому варианту бессмертия считается, что душа человека переселяется лишь на время и после его смерти переходит в животное и через 3 тысячи лет вновь переходит в тело, но уже другого человека:

а) мигрирующее бессмертие

b) религиозное бессмертие

c) астрологическое бессмертие

d) натуралистическое бессмертие

184. Название учения о смерти:

а) танатология

b) прагматизм

c) махизм

d) агностицизм

185.По вопросу о способе получения истинно научного знания философы Нового времени делятся на:

a) эмпириков и рационалистов

b) догматиков и диалектиков

c) теоретиков и практиков

186.Преувеличение, абсолютизация устойчивого элемента в истине, это:

a) догматизм

b) релятивизм

c) абсолютизм

187.В наибольшей мере уделял внимание вопросам ненасилия:

a) Л.Н. Толстой

b) Макиавелли

c) Аристотель

d) В.Г. Белинский

e) В.И. Ленин

188.Родоначальником теории общественно-экономических формаций является:

a) Маркс

b) Гегель

c) Арон

d) Гелбрейт

e) Фейербах

189.Правильной интерпретацией понятия «индивид» является:

a) индивид - это представитель человеческого рода

b) индивид - это статистическая характеристика, представляющая совокупность только социально значимых качеств личности

c) индивид - это понятие, отражающее уникальный набор качеств и характеристик, присущих только данному человеческому существу

190.Философия рассматривает человека как:

a) в целостности всех перечисленных компонентов

b) продукт социальной эволюции

c) продукт культурной эволюции

d) продукт биологической эволюции

191.Процесс познания начинается, как правило, с:

a) этапа созерцания

b) этапа абстрактного размышления

c) этапа практического освоения мира

d) этапа конкретно предметных размышлений

192.С точки зрения К. Маркса, источником общественного развития является:

a) социальные противоречия

b) конфликт интересов личности и общества

c) борьба между индивидами за свои интересы

d) гендерные конфликты

193.Познание – это:

a) процесс отражения объективных характеристик действительности в сознании человека

b) процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление и расширение

c) процесс потребления накопленного человечеством знания

d) отражение субъективного восприятия мира в сознании человека

194.Источник проблемы свободы и ответственности личности заключается:

a) в человеческой природе

b) в интеллектуальном уровне

c) в материальном положении

195.Проблема свободы и ответственности личности включает в себя:

a) соотнесение способностей человека к активной деятельности и его желания делать что-либо

b) соотнесение потребностей человека и потребностей общества

c) ограничение свободы человека с точки зрения потребностей общества

196. Индивидуальное бытие включает:

a) нечто, о существовании которого нас информируют наши органы чувств

b)то, что неизменно, абсолютно и находится за границами наших чувственных восприятий

c) мир, безграничный и неподвижный

197.Совокупным субъектом познания является:

a) человечество

b) человек

c) социальная группа

d) нация

198.Постоянная причина конфликтов заключена:

a) в социальном неравенстве в обществе

b) в социальных отношениях

c) в столкновении разных жизненных ценностей, которые должна преодолеть любовь к ближнему

d) в соперничестве, недоверии, жажде славы, противовесом которым должен быть общественный договор

199.Специфика человеческой деятельности заключается:

a) в сознательности

b) в абстрактном схематизме

c) в стихийности

200.Общение невозможно без:

a) участия равноправных активных субъектов

b) использования речи

c) использования технических средств

201.Вера – это:

a) отражение субъективных характеристик действительности в сознании человека

b) создание образа окружающего мира с помощью языка

c) объективация окружающего мира

202.Обществу как системе присущи следующие признаки: Исключите лишний

a) прогрессивность

b) иерархичность

c) эволюционизм

d) самодостаточность

203.Верным определением общества является:

a) это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами деятельности

b) это коллективное единство, обладающее способностью к саморегуляции

c) это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая объединения и взаимозависимости

204. Направление в средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесным обозначением - это:

a) Номинализм;

b) Реализм;

c) дуализм

205. Учение, согласно которому человеческая история – это предопределенный Богом план спасения человечества:

a) Провиденциализм

b) Эсхатология;

c) Креационизм;

206.Философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность –

a) Телеология;

b) Теология;

c) софистика.

207. Античный мыслитель, считавший высшей идеей идею блага:

a) Платон;

b) Аристотель;

c) Парменид.

208. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоящая схоластике и духовному господству церкви:

a) Гуманизм;

b) Природоцентризм;

c) идеализм,

d) материализм.

209.??Понятийный компонент картины мира включает в себя:

a) категории, принципы, законы, фундаментальные понятия;

b) законы, категории, гипотезы, обыденное знание;

c) формулы, изречения философов, образы, принципы;

d) категории, законы, формулы. принципы.

210. .Основное внимание принятию рациональных, хозяйственных решений уделяет экономическая картина мира:

a) «Мир хозяйственного субъекта»

b) «Мир хозяйственной культуры»

c) Философско-экономическая картина мира «Мир богатства»

211 .Авторами экономической картины мира – «мир богатства», главное внимание в которой уделялось накоплению, распределению и обмену, являются:

a) Смит; Рикардо

b) Маркс; Энгельс

c) С. Булгаков, Н. Михайловский

212 . Природа, подобно человеку, одушевлена – считают: представители

а) гилозоизма

b) материализма

с) деизма

d) идеализма

213/ В основе религиозной картины мира лежит принцип:

а) креационизма

b) независимости жизни человека от воли Творца

с) вера в бесконечный прогресс человеческого общества

d) опора на полученные знания

214 .Для научной картины мира характерно:

а) истинное знание причин

b) уверенность в существовании Абсолюта

с) отождествление веры и знания

d) безоговорочное признание авторитета

215.Философы

1. Шопенгауэр

2.Тейяр де Шарден

3.Ницше

Выдвигали следующие идеи:

а) основой жизни является воля к власти, стремление человека к самоутверждению

б) Никогда не будет счастлив тот, кто завидует другим

в) Человек – это микрокосмос, так как он соединяет в себе все потенции космоса.

Ответы:

a. 1б.2в.3а

b. 1а 2б 3в

c. 1б 2а 3в

216 Философы

1. Ницше

2. Шопенгауэр

3. Тейяр де Шарден

Написали следующие работы:

а) «Афоризмы житейской мудрости» и «Мир как воля и представление»

б) «По ту сторону добра и зла» «Воля к власти»

в) «Феномен человека» «Гимн Вселенной»

Ответы:

  1. 1б 2а 3в
  2. 1а 2в 3б
  3. 1в 2а 3б

Тема 6. Диалектика

217. Зарождение и последующий процесс развития – это:

a) генезис

b) следствие

c) причина

218. Философская категория, выражающая обособленность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени вещей и событий – это:

a) единичное

b) особенное

c) общее

219. Принцип диалектики, выражающий источник самодвижения и развития природы и общества - это:

a) единство и борьба противоположностей

b) единство мира

c) отрицание отрицания

220. Свойство организма поддерживать свои параметры в определенном диапазоне – это:

a) гомеостаз

b) генеология

c) генезис

221. Необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта – это:

a) атрибут

b) необходимость

c) следствие

222. Антагонизм – это:

а) непримиримость противоречий враждующих сил

b) борьба человека с природой

c) скачки в обществе

223.Суждение, из которого логически следует фатализм:

а) в мире существует только необходимость, случайность - субъективная категория

а) следствия закономерно вытекают из своих причин

b) некоторые явления в мире причинно не обусловлены

c) все в мире причинно обусловлено

224 .Тезис о том, что философы лишь различным образом объясняли мир, а задача заключается в том, чтобы изменить его, является:

a) спорным

b) правильным

c) неправильным

225 .Не относится к законам формальной логики:

a) закон перехода количества в качество

b) закон исключенного третьего

c) закон тождества

226 .Извлечение опыта из самого опыта называется:

a) эмпиризмом

b) рационализмом

c) экспериментом

227 .Изучение закономерностей познавательного процесса является

a) гносеологической функцией философии

b) логической функцией философии

c) онтологической функцией философии

228 .Непосредственное постижение истины – это:

a) интуиция

b) чувство

c) вера.

229 .Не относится к свойствам информации:

a) коммуникабельность

b) оперативность

c) точность

d) новизна

230 .Не входят в состав информационной экономики:

a) товар

b) капитал

c) труд

231 .Традиционным называется

a) доиндустриальное общество

b) индустриальное общество

c) постиндустриальное общество

d) технотронное общество

232 .Внес вклад в разработку цивилизационного подхода к объяснению истории и общества:

a) А. Тойнби

b) Ф. Ницше

c) В. Лейбниц

d) Дж. Беркли

e) Д. Дидро

233 .Не является глобальной:

a) проблема повышения качества прохладительных напитков

b) проблема защиты окружающей среды

c) проблема обеспечения человечества продуктами питания

d) проблема сохранения мира на Земле

234 .Впервые употребил термин «органон»:

a) Аристотель

b) Гегель

c) Платон

d) Сократ

e) Маркс

235 .Из названных критериев общественного прогресса считается наиболее существенным:

a) уровень развития производительных сил

b) уровень развития образования

c) уровень развития медицинского обслуживания

d) уровень развития обществознания

236 .Основным элементом миропонимания являются:

a) знания

b) чувства

c) образы

237Анаксимандр считал первоосновой мира:

a) апейрон

b) воздух

c) огонь

d) воду

238. Если движение абсолютно, то покой:

a) Относителен;

b) Стабилен;

c) изменчив.

239. Состояние, которое сопровождается появлением качественно новых черт предмета

a) Развитие;

b) Движение;

c) прогресс.

240. Философ эпохи Просвещения, выдвинувший идею поступательного развития общества – это:

a) Кондорсе;

b) Декарт;

c) Спиноза.

241. Застой в обществе, экономике, производстве :

a) Стагнация;

b)регресс;

c) прогресс ;

d) революция

242. Атрибут материи – это:

a) Движение;

b) Время;

c) сознание;

d) системность.

243. «Наивную диалектику « создал:

a) Гераклит;

b) Поатон;

c) Фалес;

d) Аристотель.

244..Впервые сформулировал законы диалектики:

a) Гегель;

b) Маркс;

c) Ленин;

d) Аристотель.

245. .Мерой возможности наступления случайных событий выступает:

a) вероятность;

b) случайность;

c) необходимость;

d) причинность.

246 .Внутренняя, устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение – это:

a) закон;

b) необходимость;

c) сущность.

247.Не является признаком развития:

a) последовательность;

b) качественный характер изменений;

c) необратимость;

d) направленность.

248 .Отвечает на вопрос, почему происходит развитие:

a) закон единства и борьбы противоположностей;

b) закон отрицания отрицания;

c) закон переходи количественных изменений в качественные;

d) все ответы верны.

249. Совокупность свойств вещей представляет собой проявление:

a) качества;

b) количества;

c) характеристики;

d) все ответы верны.

250. .Отвечает на вопрос, как происходит развитие:

a) закон перехода количественных изменений в качественные;

b) закон единства и борьбы противоположностей;

c) все ответы верны.

d) закон отрицания отрицания;

251.Отвечает на вопрос, когда происходит развитие:

a) закон отрицания отрицания;

b) закон перехода количественных изменений в качественные;

c) закон единства и борьбы противоположностей;

d) все ответы верны.

252. Наиболее правильное определение движения:

a) это изменение вообще;

b) способ существования материи;

c) свойство материи;

d) отсутствие покоя;

e) любое перемещение.

253. .Единство качества и количества есть:

а) мера,

в)норма

с)граница

d) время существования

254. .Верным суждением относительно связи движения и развития является следующее:

а) не всякое движение является развитием

в)не всякое развитие есть движение

с)движение и развитие не связаны друг с другом

d) движение и развитие не связаны друг с другом

255. .Внутреннее упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется:

а) системой

в) суммой

с)совокупностью

d) схемой.

256. Философы:

1. Кант

2 Гегель

3 Фейербах

Являются представителями следующих философских направлений:

а) классическая философия

б )немецкий классический идеализм

в)антропологический материализм

Ответы:

1.1а. 2б. 3в

2. 1а 2в 3б

3.1в 2б 3а


Наши рекомендации