Тема 5. Научные, философские, религиозные картины мира.
177. Деятельность, к которой относится воспроизведение текстов во время религиозных богослужений:
а) культовая
b) некультовая
c) светская
d) служебная
178. Религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции:
a) богоискательство
b)всеединство
c) богостроительство
179. Философская основа индуизма:
а) буддизм
b) брахманизм
c) веданта
180. Личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего – это:
a) вера
b) взгляды
c) убеждение
181. Выберите правильное высказывание:
a) оба высказывания правильны
b) экосфера – совокупность свойств Земли (или другого космического тела), создающих на ней условия для развития жизни
c) экосфера – сфера воздействия Солнца, в которую входит Земля как планета
182. Религиозно-философское учение, согласно которому бог, сотворив мир, не вмешивается в его дальнейшее развитие – это:
а) деизм
b) атеизм
c) гностицизм
183. По какому варианту бессмертия считается, что душа человека переселяется лишь на время и после его смерти переходит в животное и через 3 тысячи лет вновь переходит в тело, но уже другого человека:
а) мигрирующее бессмертие
b) религиозное бессмертие
c) астрологическое бессмертие
d) натуралистическое бессмертие
184. Название учения о смерти:
а) танатология
b) прагматизм
c) махизм
d) агностицизм
185.По вопросу о способе получения истинно научного знания философы Нового времени делятся на:
a) эмпириков и рационалистов
b) догматиков и диалектиков
c) теоретиков и практиков
186.Преувеличение, абсолютизация устойчивого элемента в истине, это:
a) догматизм
b) релятивизм
c) абсолютизм
187.В наибольшей мере уделял внимание вопросам ненасилия:
a) Л.Н. Толстой
b) Макиавелли
c) Аристотель
d) В.Г. Белинский
e) В.И. Ленин
188.Родоначальником теории общественно-экономических формаций является:
a) Маркс
b) Гегель
c) Арон
d) Гелбрейт
e) Фейербах
189.Правильной интерпретацией понятия «индивид» является:
a) индивид - это представитель человеческого рода
b) индивид - это статистическая характеристика, представляющая совокупность только социально значимых качеств личности
c) индивид - это понятие, отражающее уникальный набор качеств и характеристик, присущих только данному человеческому существу
190.Философия рассматривает человека как:
a) в целостности всех перечисленных компонентов
b) продукт социальной эволюции
c) продукт культурной эволюции
d) продукт биологической эволюции
191.Процесс познания начинается, как правило, с:
a) этапа созерцания
b) этапа абстрактного размышления
c) этапа практического освоения мира
d) этапа конкретно предметных размышлений
192.С точки зрения К. Маркса, источником общественного развития является:
a) социальные противоречия
b) конфликт интересов личности и общества
c) борьба между индивидами за свои интересы
d) гендерные конфликты
193.Познание – это:
a) процесс отражения объективных характеристик действительности в сознании человека
b) процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление и расширение
c) процесс потребления накопленного человечеством знания
d) отражение субъективного восприятия мира в сознании человека
194.Источник проблемы свободы и ответственности личности заключается:
a) в человеческой природе
b) в интеллектуальном уровне
c) в материальном положении
195.Проблема свободы и ответственности личности включает в себя:
a) соотнесение способностей человека к активной деятельности и его желания делать что-либо
b) соотнесение потребностей человека и потребностей общества
c) ограничение свободы человека с точки зрения потребностей общества
196. Индивидуальное бытие включает:
a) нечто, о существовании которого нас информируют наши органы чувств
b)то, что неизменно, абсолютно и находится за границами наших чувственных восприятий
c) мир, безграничный и неподвижный
197.Совокупным субъектом познания является:
a) человечество
b) человек
c) социальная группа
d) нация
198.Постоянная причина конфликтов заключена:
a) в социальном неравенстве в обществе
b) в социальных отношениях
c) в столкновении разных жизненных ценностей, которые должна преодолеть любовь к ближнему
d) в соперничестве, недоверии, жажде славы, противовесом которым должен быть общественный договор
199.Специфика человеческой деятельности заключается:
a) в сознательности
b) в абстрактном схематизме
c) в стихийности
200.Общение невозможно без:
a) участия равноправных активных субъектов
b) использования речи
c) использования технических средств
201.Вера – это:
a) отражение субъективных характеристик действительности в сознании человека
b) создание образа окружающего мира с помощью языка
c) объективация окружающего мира
202.Обществу как системе присущи следующие признаки: Исключите лишний
a) прогрессивность
b) иерархичность
c) эволюционизм
d) самодостаточность
203.Верным определением общества является:
a) это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами деятельности
b) это коллективное единство, обладающее способностью к саморегуляции
c) это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая объединения и взаимозависимости
204. Направление в средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесным обозначением - это:
a) Номинализм;
b) Реализм;
c) дуализм
205. Учение, согласно которому человеческая история – это предопределенный Богом план спасения человечества:
a) Провиденциализм
b) Эсхатология;
c) Креационизм;
206.Философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность –
a) Телеология;
b) Теология;
c) софистика.
207. Античный мыслитель, считавший высшей идеей идею блага:
a) Платон;
b) Аристотель;
c) Парменид.
208. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоящая схоластике и духовному господству церкви:
a) Гуманизм;
b) Природоцентризм;
c) идеализм,
d) материализм.
209.??Понятийный компонент картины мира включает в себя:
a) категории, принципы, законы, фундаментальные понятия;
b) законы, категории, гипотезы, обыденное знание;
c) формулы, изречения философов, образы, принципы;
d) категории, законы, формулы. принципы.
210. .Основное внимание принятию рациональных, хозяйственных решений уделяет экономическая картина мира:
a) «Мир хозяйственного субъекта»
b) «Мир хозяйственной культуры»
c) Философско-экономическая картина мира «Мир богатства»
211 .Авторами экономической картины мира – «мир богатства», главное внимание в которой уделялось накоплению, распределению и обмену, являются:
a) Смит; Рикардо
b) Маркс; Энгельс
c) С. Булгаков, Н. Михайловский
212 . Природа, подобно человеку, одушевлена – считают: представители
а) гилозоизма
b) материализма
с) деизма
d) идеализма
213/ В основе религиозной картины мира лежит принцип:
а) креационизма
b) независимости жизни человека от воли Творца
с) вера в бесконечный прогресс человеческого общества
d) опора на полученные знания
214 .Для научной картины мира характерно:
а) истинное знание причин
b) уверенность в существовании Абсолюта
с) отождествление веры и знания
d) безоговорочное признание авторитета
215.Философы
1. Шопенгауэр
2.Тейяр де Шарден
3.Ницше
Выдвигали следующие идеи:
а) основой жизни является воля к власти, стремление человека к самоутверждению
б) Никогда не будет счастлив тот, кто завидует другим
в) Человек – это микрокосмос, так как он соединяет в себе все потенции космоса.
Ответы:
a. 1б.2в.3а
b. 1а 2б 3в
c. 1б 2а 3в
216 Философы
1. Ницше
2. Шопенгауэр
3. Тейяр де Шарден
Написали следующие работы:
а) «Афоризмы житейской мудрости» и «Мир как воля и представление»
б) «По ту сторону добра и зла» «Воля к власти»
в) «Феномен человека» «Гимн Вселенной»
Ответы:
- 1б 2а 3в
- 1а 2в 3б
- 1в 2а 3б
Тема 6. Диалектика
217. Зарождение и последующий процесс развития – это:
a) генезис
b) следствие
c) причина
218. Философская категория, выражающая обособленность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени вещей и событий – это:
a) единичное
b) особенное
c) общее
219. Принцип диалектики, выражающий источник самодвижения и развития природы и общества - это:
a) единство и борьба противоположностей
b) единство мира
c) отрицание отрицания
220. Свойство организма поддерживать свои параметры в определенном диапазоне – это:
a) гомеостаз
b) генеология
c) генезис
221. Необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта – это:
a) атрибут
b) необходимость
c) следствие
222. Антагонизм – это:
а) непримиримость противоречий враждующих сил
b) борьба человека с природой
c) скачки в обществе
223.Суждение, из которого логически следует фатализм:
а) в мире существует только необходимость, случайность - субъективная категория
а) следствия закономерно вытекают из своих причин
b) некоторые явления в мире причинно не обусловлены
c) все в мире причинно обусловлено
224 .Тезис о том, что философы лишь различным образом объясняли мир, а задача заключается в том, чтобы изменить его, является:
a) спорным
b) правильным
c) неправильным
225 .Не относится к законам формальной логики:
a) закон перехода количества в качество
b) закон исключенного третьего
c) закон тождества
226 .Извлечение опыта из самого опыта называется:
a) эмпиризмом
b) рационализмом
c) экспериментом
227 .Изучение закономерностей познавательного процесса является
a) гносеологической функцией философии
b) логической функцией философии
c) онтологической функцией философии
228 .Непосредственное постижение истины – это:
a) интуиция
b) чувство
c) вера.
229 .Не относится к свойствам информации:
a) коммуникабельность
b) оперативность
c) точность
d) новизна
230 .Не входят в состав информационной экономики:
a) товар
b) капитал
c) труд
231 .Традиционным называется
a) доиндустриальное общество
b) индустриальное общество
c) постиндустриальное общество
d) технотронное общество
232 .Внес вклад в разработку цивилизационного подхода к объяснению истории и общества:
a) А. Тойнби
b) Ф. Ницше
c) В. Лейбниц
d) Дж. Беркли
e) Д. Дидро
233 .Не является глобальной:
a) проблема повышения качества прохладительных напитков
b) проблема защиты окружающей среды
c) проблема обеспечения человечества продуктами питания
d) проблема сохранения мира на Земле
234 .Впервые употребил термин «органон»:
a) Аристотель
b) Гегель
c) Платон
d) Сократ
e) Маркс
235 .Из названных критериев общественного прогресса считается наиболее существенным:
a) уровень развития производительных сил
b) уровень развития образования
c) уровень развития медицинского обслуживания
d) уровень развития обществознания
236 .Основным элементом миропонимания являются:
a) знания
b) чувства
c) образы
237Анаксимандр считал первоосновой мира:
a) апейрон
b) воздух
c) огонь
d) воду
238. Если движение абсолютно, то покой:
a) Относителен;
b) Стабилен;
c) изменчив.
239. Состояние, которое сопровождается появлением качественно новых черт предмета
a) Развитие;
b) Движение;
c) прогресс.
240. Философ эпохи Просвещения, выдвинувший идею поступательного развития общества – это:
a) Кондорсе;
b) Декарт;
c) Спиноза.
241. Застой в обществе, экономике, производстве :
a) Стагнация;
b)регресс;
c) прогресс ;
d) революция
242. Атрибут материи – это:
a) Движение;
b) Время;
c) сознание;
d) системность.
243. «Наивную диалектику « создал:
a) Гераклит;
b) Поатон;
c) Фалес;
d) Аристотель.
244..Впервые сформулировал законы диалектики:
a) Гегель;
b) Маркс;
c) Ленин;
d) Аристотель.
245. .Мерой возможности наступления случайных событий выступает:
a) вероятность;
b) случайность;
c) необходимость;
d) причинность.
246 .Внутренняя, устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение – это:
a) закон;
b) необходимость;
c) сущность.
247.Не является признаком развития:
a) последовательность;
b) качественный характер изменений;
c) необратимость;
d) направленность.
248 .Отвечает на вопрос, почему происходит развитие:
a) закон единства и борьбы противоположностей;
b) закон отрицания отрицания;
c) закон переходи количественных изменений в качественные;
d) все ответы верны.
249. Совокупность свойств вещей представляет собой проявление:
a) качества;
b) количества;
c) характеристики;
d) все ответы верны.
250. .Отвечает на вопрос, как происходит развитие:
a) закон перехода количественных изменений в качественные;
b) закон единства и борьбы противоположностей;
c) все ответы верны.
d) закон отрицания отрицания;
251.Отвечает на вопрос, когда происходит развитие:
a) закон отрицания отрицания;
b) закон перехода количественных изменений в качественные;
c) закон единства и борьбы противоположностей;
d) все ответы верны.
252. Наиболее правильное определение движения:
a) это изменение вообще;
b) способ существования материи;
c) свойство материи;
d) отсутствие покоя;
e) любое перемещение.
253. .Единство качества и количества есть:
а) мера,
в)норма
с)граница
d) время существования
254. .Верным суждением относительно связи движения и развития является следующее:
а) не всякое движение является развитием
в)не всякое развитие есть движение
с)движение и развитие не связаны друг с другом
d) движение и развитие не связаны друг с другом
255. .Внутреннее упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется:
а) системой
в) суммой
с)совокупностью
d) схемой.
256. Философы:
1. Кант
2 Гегель
3 Фейербах
Являются представителями следующих философских направлений:
а) классическая философия
б )немецкий классический идеализм
в)антропологический материализм
Ответы:
1.1а. 2б. 3в
2. 1а 2в 3б
3.1в 2б 3а