Возникновение и развитие позитивистской социальной философии и ее проблематики

Социальная философия как теоретически выраженная сис­тема философских воззрений на существование и развитие об­щества ведет свое начало с 20—40-х гг. прошлого столетия. В то время ее обширная проблематика была представлена преж­де всего в работах французского философа Огюста Конта, а в дальнейшем его последователей — Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма.

Огюст Конт (1798—1857) ввел в науку термин «социология»,
образованный из сочетания латинского слова «cosietas» (общество) и греческого «logos» (учение), что означает «учение об обществе». Именно его нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. Эту науку
он называл еще социальной философией.

О. Конт выступил против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые многими мыслителями до него рассматривались как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу. Согласно такому пониманию развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более раз­виты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производственной, духовной и иной деятельности, их нравственных, политических и других качеств, тем, следовательно, совершеннее будет общество. Так рассуждали, в частности, представители немецкого и французского Просвещения Гердер, Лессинг, Вольтер, Руссо и др.

Иная точка зрения, которую проповедовали, например, фран­цузские мыслители XVIII в. Гольбах и Гельвеции, заключается том, что человек есть продукт социальных обстоятельств. Они убедительно показали роль социальной среды в формировании
личностей, писали, что не только навыки к той или иной дея­тельности, но и характер людей формируется обстоятельствами их социальной жизни. Отсюда следует, что общество если не во всем, то во многом формирует людей по своему образу и
подобию. И чтобы изменить людей, сделать их более совершен­ными и гармонично развитыми, надо изменить общество, при­
сущие ему социальные и политические институты, систему об­разования и воспитания. Человек может играть малую или
большую роль в обществе, но лишь как социальный субъект, а
не как автономно развивающаяся и абсолютно свободная в
своих действиях личность. Он действует на основе и в пределах
; общества, на базе выработанных в обществе правил и норм по^
ведения, выполнение которых общество обеспечивает через со­
ответствующие социально-политические и другие институты.
Такой подход к весьма актуальной не только в восемнадцатом,
но и в девятнадцатом веке проблеме взаимодействия личности и
общества поддерживал и развивал О. Конт. Он поставил и решал
проблему функционирования и развития общества как целостно­
го социального организма. Именно он предложил рассматривать
общество как систему. Согласно его взглядам, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов,
будь то личность, сословие или класс, упоминание о которых
часто встречается в его работах. Он ввел в социологию понятия
«социальная статика» для истолкования структуры общества,
взаимосвязей его различных сторон и «социальная динамика»,
с помощью которого им раскрывался механизм функционирования и развития общества. В итоге он разработал систему по­нятий социальной философии, с помощью которой выразил свои взгляды на общество и исторический процесс. Этому по­священы многие его работы, среди которых особое место зани­жают «Курс позитивной философии» в шести томах и «Система позитивной политики» в четырех томах.

О. Конт называл свою философию и социологию позитивной, поясняя при этом, что они целиком базируются на данных науки — не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях. Он вошел в историю науки и философии как основопо­ложник позитивизма — одного из наиболее влиятельных и поныне направлений в области философии. Центральными проблемами позитивистской социальной философии О.Конта являются проблемы закономерного характера развития общества и его первоосновы. Решая эти пробле­мы, он сформулировал «великий основной закон интеллекту­альной эволюции человечества». Согласно этому закону, позна­вательная деятельность людей, их общественное, сознание и в конечном счете человеческая история прошли через три ста­дии своего развития: теологическую, метафизическую и пози­тивную. На первой из этих стадий — теологической—доминирует религиозное мифологическое сознание, на основе которо­го складывалось отношение людей к Внешнему миру, формиро­валась их мораль, решались -проблемы их каждодневной: жизни. На метафизической стадии человеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением,, а понятиями, от­ражающими реальные процессы жизни людей. Однако в силу слабого развития знаний людей об окружающем их мире эти понятия довольно-таки абстрактны. Метафизический метод мышления, ориентирующийся, по словам Конта, на познание реальных явлений, «упрощал теологию (учение о Боге. — Авт.) и мало-помалу разлагал ее». В то же время он не позволял по­нять более конкретно сущность многих явлений и не мог окон­чательно избавить сознание от мифов. На Позитивной стадии человеческое сознание исходит в своих суждениях и выводах преимущественно из научных наблюдений. Теологический (ре­лигиозно-мифологический) и абстрактно-метафизический; подходы к миру все более сменяются открытием и исследова­нием его законов, — «постоянных отношений существующих между наблюдаемыми явлениями».

Знание этих законов необходимо, чтобы учитывать и пред­видеть их действие. В этом О. Конт видел практическое назначение позитивной философии и социологии (социальной фило­софии). Делается вывод:

«Истинное положительное мышление заключается преимуще­ственно в способе видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том что должно произойти согласно обще­му положению о неизбежности естественных законов».

Позитивизмом ставилась и решалась проблема прогрессив­ного развития общества под влиянием биологических и «астро­номических» (космических) законов. Конт писал о влиянии на развитие общества климата и расового состава населения. Од­нако основное влияние на развитие общества оказывает, по Конту, интеллектуальная эволюция человечества как эволюция его сознания. Первичность сознания людей и его решающее воздействие на развитие общества — таков подход основоположника позитивистской философии О. Конта к решению проблем исторического развития. При этом особую роль он от­водил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюций человечества.

В своем учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он ука­зывает на большую роль в этом процессе общественного разде­ления труда. Особое значение он придавал политической деятельности людей, исследованию которой он посвятил свой труд «Система позитивной политики». Решая проблему социального прогресса, Конт писал: «Человечество беспрерывно развивается во время хода цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения». При этом интеллектуальная эволюция человечества определяет содержание и направленность всех сторон прогрессивного развития общест­ва, является как бы внутренней субстанцией этого прогресса. Важное место в социальной философии Конта занимает решение проблем гармонизации в развитии общества и достижения его стабильности, которые и по сей день не потеряли своей актуальности. Гармония в обществе, по Конту, есть гармония «между целым и частями социальной системы», а также между самими частями, в качестве которых выступают духовная, по­литическая, экономическая и биологическая стороны жизни ,общества. Гармония в обществе, подчеркивал он, — это прежде всего наилучшее сочетание интересов различных личностей и социальных слоев. Значение политической власти и достоин­ство политиков, писал он, состоит в мудром согласовании ин­тересов социальных субъектов. Гармония в обществе Достига­ется, в частности, тогда, когда «политические учреждения, с одной стороны, нравы и идеи — с другой, гармонируют между собой».

В гармонии общества Конт видел основное условие его ста­бильности, возможность нормального существования и разви­тия в нем каждого сословия, народа, человека. По его мнению, социальной гармонии и стабильности можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества, согласования интересов всех социальных слоев и личностей с интересами об­щества.

Как видно, проблемы, которые решались в социальной фи­лософии О. Конта, весьма актуальны в настоящее время. Не ут­ратила своего значения и методология решения этих проблем. Речь идет прежде всего о подходе к обществу как к целостной ,
социальной системе, а также о методологическом значении его
положений о закономерном и прогрессивном развитии общества, роли в этом развитии разделения труда политической деятельности людей, науки и духовной культуры. Весьма актуальны сегодня взгляды Конта на факторы гармонии в обществе
и его стабильности, а также на роль политиков в согласовании
интересов различных социальных субъектов. Эти и другие положения социальной философии Конта помогают глубже осмыслить многие современные проблемы развития общества.
Именно в силу актуальности проблем, поставленных в социологии Контом, и научной продуктивности их решения его учение было усвоено и продолжено многочисленными последователями.

Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские ус­тановки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820—1903).

Основное сочинение Г. Спенсера—«Система синтетической философии», в котором он глубоко и подробно изложил свои взгляды на проблемы развития природных и социальных явле­ний. Эти взгляды он обосновал также в своем труде «Основные начала». Г.Спенсер является основателем органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понима­ние социальной эволюции он подробно изложил в сочинении под названием «Научные, политические и философские опыты».

Суть органической теории общества заключается в том, что в ней решается фундаментальная и актуальная по сей день проблема взаимодействия биологических и социальных факто­ров в развитии общества. Г.Спенсер рассматривал общество как единую систему взаимозависимых природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Он считал, что только в рамках целостного социально-природного организмапроявляется подлинное значение любого социального инсти­тута и социальная роль каждого субъекта. Особое Значение он, придавал деятельности государства и церкви. В подтверждение разрабатываемой им органической теории общества Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, правительство в государстве уподоблялось им мозгу чело­века: подобно тому, как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, правительство руководит жизнедеятельностью об­щества, исчисляя и балансируя интересы взаимодействующих между собой сословий и политических партий. Торговля в об­ществе сравнивалась с кровообращением в живом организме. Телеграфные провода, несущие информацию и способствую­щие жизнеобеспечению общества, сравниваются с нервной системой живого организма. «Проводя сравнение до мело­чей, — писал Г. Спенсер, — мы находим, что эти крупные (при­веденные выше. — Авт.) аналогии влекут за собой множество мелких, гораздо более тесных, нежели можно ожидать».

Представляет интерес решение Г. Спенсером проблемы эво­люции, в том числе социальной. В эволюции он видел следую­щие основные моменты:, переход от простого к сложному (ин­теграция); от однородного к разнородному (дифференциация); от неопределенного к определенному (возрастание порядка)2. Что такое социальная эволюция — ставит вопрос Спенсер. И отвечает на него в том смысле, что социальная эволюция есть прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и со­вершенствования деятельности социальных институтов. Он показывает объективную обусловленность социальной эволю­ции потребностями людей.

С точки зрения Г.Спенсера, в процессе социальной эволю­ции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов. Он писал: «Про­гресс в человеческих обществах всегда происходит в направлении поглощения индивидуальных действий действиями кор­поративных органов»3. В то же время он подчеркивал, что об­щество должно служить индивидам, а не поглощать их. Далее ан обращал внимание на то, что в ходе социальной эволюции, совершающейся совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества, они «возрастают в размере, в разнообразии, в определенности и сложности»1.

Так же, как и О.Конт, Г.Спенсер ставил и решал проблемы
равновесия, гармонии и стабильности в обществе. Социальное
равновесие истолковывалось им как результат приспособительных действий людей, достижение гармонии их интересов, а также компромиссов в действиях социальных групп и институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и социальных институтов и выступает как фактор стабильности в обществе. Со времен Конта и Спенсера проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе постоянно решаются в западной социальной
философии.

Спенсер излагает свое видение проблемы распада общества как процесса, обратного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествует его упадок, писал он. Этот процесс совершается под воздействием внутренних и внешних причин. Распад общества, по Спенсеру, начитается с прекращения эффективной деятельности государственных институтов, включая институт власти, армии, прогрессивные в прошлом организации. Становится малоэффективной деятельность «промышленных классов». Движению масс мешают отдельные личности, прежде всего из числа политиков. При распаде общества, продолжает Спенсер, происходит «уменьшение интегрированных движений (направленных на совместное решение проблем экономической и политической жизни. — Авт.) и возрастание движений дезинтегрированных, центробежных». Растет беспорядок, правительство часто демонстрирует неумелые и даже нелепые действия, прерывается течение промышленных и торговых процессов; находящихся в тесной связи со всем политическим организмом.

Стоит оценить актуальность данных высказываний Спенсера, глубину и четкость его суждений. Картина распада общества нарисована им объемно и дает немало для понимания процессов, происходящих в современном обществе.

К наиболее значительным представителям позитивистской социальной философии конца XIX — начала XX в. относится французский мыслитель Эмиль Дюркгейм (1858—1917). Сам он неоднократно подчеркивал значение социально-философ­ских воззрений О.Конта и Г.Спенсера, которые он критически осмыслил и развил далее. Он продолжил разработку проблемы общества как единого социального организма — такой систе­мы, элементы которой должны гармонировать, между собой ради сохранения целом.

В рамках своей социологии он решал многие общие и част­ные проблемы функционирования и развития общества. Он обосновал самостоятельный статус социологии по отношению к философии. В то же время те общие проблемы, которые ре­шались им в рамках его социологии, составляют содержание также и социальной философии и тем самым связывают между собой эти науки.

Проблема взаимодействия человека и его социальной среды — одна из центральных в социологии Э. Дюркгейма. Он энергично выступил против индивидуалистических и психоло­гических подходов в объяснении явлений общественной жизни. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять, ис­ходя из реалий общественной жизни. Исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности он считал общество как систему взаимодействия индивидов, со­циальных групп и соответствующих социальных институтов, большую роль в поведении людей играет, по его мнению, их не­посредственная, а также более широкая социальная среда.

Эмиль Дюркгейм поставил проблему научного метода в исследований явлений общественной жизни. Данный метод состоит, по его мнению, в рационалистическом, строго логическим, объяснении социальных явлений. В предисловии к одному аз своих основных трудов «Метод социологии» он писал, что его главное намерение состоит в том, чтобы распространить на человеческое поведение научный рационализм», теоретически объяснить поведение и деятельность людей и тем самым поставить на место умозрительных теорий научные.

В своем учении о социальных фактах Дюркгейм решал проблему взаимодействия человека, коллектива и общества. Он считал, что вырабатываемые коллективным сознанием людей моральные, политические, правовые, религиозные и другие идеи, нормы и ценности заставляют отдельных индивидов дей­ствовать в определенном направлении и тем самым выступают как конечные причины социальных явлений, «источник всякой социальной эволюции».

Сохраняет свою актуальность поставленная Дюркгеймом проблема социального здоровья общества и его социальных бо­лезней. Он ставит задачу найти объективный критерий, позво­ляющий «научно различать здоровье от болезни в разных раз­рядах социальных явлений»1. Социальное здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил? индивида, коллектива и общества, в их способности адаптиро­ваться к условиям природной и социальной среды и использо­вать ее для своего развития. Болезнь общества может заро­диться в любой его сфере. Если же оно больно целиком, лечить его надо комплексно. Большое значение придавал Дюркгейм моральному и политическому оздоровлению общества, внедре­нию во все его сферы социально здоровых и эффективных стимулов деятельности и общения людей.

Представляет интерес анализ Дюркгеймом проблемы кол­лективности. Коллективность трактуется им как «основной фактор социальности», определяющий развитие общества. Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллек­тивного существа», имеет общественную природу и сущность. В силу самого факта коллективного существования индивидов они воздействуют друг на друга и выступают как социально
ориентированные в своих действиях личности. При этом она
придерживаются определенной социальной (политической;
правовой, моральной) дисциплины, в которой Дюркгейм видел «существенное условие всякой общей жизни, основывая её на разуме и истине». Сегодня, как и во времена Дюркгейма, эти звучит весьма актуально. В развитии коллективности, в социальной интеграции людей Дюркгейм отводил решающую роль
идеалам и верованиям.

Таковы некоторые основные положения созданной Э.Дюркеймом теории функционирования общества, сохраняющей свое значение и в настоящее время.

Наши рекомендации