Предметом античной фил как особого мышления – познание природы в ее структурном познании человека как неотъемлимой части природы
Природа – предмет умственного созерцания
Космос – художественно понимаемое целое
Антропоморфизм богов – результат художественной обработки мифов
Гармоничность, симметричность, мера, красота.
Принцип объективизма
Объект никогда не ставился ниже субъекта. Человек – микрокосмос, вкюч в макрокосмос
Стихии, борющиеся в космосе, пронизывающие человеческое существование
В мире действует некая природная необходимость, которой подчинены не только люди, но и боги.
Античный бог в философском понимании никогда не творит мир из ничего. Он лишь придает форму единства тому, что существует.
Нет ничего выше природы. Переход от матриархата к патриархату.
«закат Европы». В этой работе говорится, что просимволом греческой культуры было тело – скульптура.
Наиболее совершенная форма для античной философии – сфера.
Патеизм
Единственным божественным для античной фил является космос.
Боги античного пантеона – принципы действия различных сторон природы.
Мировоззренческий фон античной философии
I. Из ничего не может возникнуть нечто
II. Подобное всегда стремится к подобному и называется подобным
III. Время есть подвижный образ вечности
Одномоментность времени
Цикличное восприятие времени
Космос переодически погибает – цикличность процесса (возникновение и уничтожение)
Греки представляли себе временное движение на одном месте, как небосвод, который вращается независимо от нас…годы рассыпаны пестрой неподвижной росписью
IV. Человек – абстрактное представление рода разумных существ. Но не личность.
Фил понятие личности не могло возникнуть в Др Греции
Платон – понятие души индивидуально. Но душа не связана с данным конкретным телом не разделены издали…
Аристотель – душа неотъемлемый способ тела, быть живым, но умреть вместе с телом. Бессмертен лишь разум, носящий безличный характер
V. Сочетание фатализма и героизма.
VI. Человек не зная своего происхождения и смысла жизни, решает действовать как герой. Он идет на риск.
Стремление к доблести. Кот может быть оценена не богами, но равными тебе людьми – состязательность характера – философия и искусство
Важная особенность возникновения Др Греческой фил – полисная организация жизни
Становление полиса создало предпосылки индивидуальной свободы. Только в Др Греческом мире мы сравниваем с формой непосредственной демократии (каждый человек имеет право учавствовать в управлении гос-вом)
Отказ от иерархических отношений.
ТЕМАТИКА
Соотношение небытия и бытия, идеи и материи
Соотношение единого и многого
Соотношение ума и души
Соотношение души и тела
2 ОСНОВНЫЕ ОППОЗИЦИИ:
Материализм (в натурфил) – Идеализм (Платон)
Фил жизни (свобода, - Аристотель
Воображение, творчество)
Платон
ПЕРИОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
В Виндельбан
Относительная замкнутость греческой культуры
В до нэ – 322г до нэ
Созерцание природы, как целого.
Эллинистический – римский период
Г до нэ – 6в нэ
Г – смерть Македонского
Г – смерть Аристотеля
СН Трубецкой
С возникновения до Сократа
От Сократа до Аристотеля
После Аристотеля
+основа – смена объекта и задач фил
Натурфил период
В до нэ – сер 5в до нэ
Антропологический период
До конца 5в до нэ
Систематический период
В до нэ – 4в до нэ
Этический период
3в до нэ –
Религиозный период
Вв нэ – 6в нэ
A. что является первоосновой всего сущего?
Философы – «физиологи»
Иония Италия
Центр – г. Эфес
Ионийская школа:
Фалес, Венон
Анаксимандр, Парменид
Героклид пифагорское созерцание
(«плачущий мудрец» Анаксагор
«тайный мыслитель») Демократ
B. софисты. Сократ
C. Платон. Аристотель
D. 3 направления
Эпикуреизм стоицизм скептицизм
Фил – искусство мудрого образа жизни
E. Неопифагоризм неоплатонизм
Сосредоточение на проблеме божественного начала
(тетрадь)
СОКРАТ, СОФИСТЫ
Смешение фил интереса на понимание сущности человека
Вторая половина 5в
Нет более спорного явления в фил, чем софисты
Первоначально «мудрец» - Пифагор, Солон
Затем «софист» - не мудрец, а мыслитель, который пользуется своим мнением для док-ва того, что известно ему.
Софистика – любая теория, в кот используется метод аргументации
Устно завершается война Эллады с Персами
Острая политическая борьба – смена форм правления.
Многие считали необходимой политической деятельностью: знание риторики, психологии, аргументации.