Можно ли дать единое определение философии? Если да, то, какое?
Философия
Можно ли дать единое определение философии? Если да, то, какое?
2) Можно ли выделить основные вопросы философии? Если да, то, какие?
Является философия наукой? Аргументы
Обладает ли философия какой-нибудь практической пользой?
Лекция 1
Что такое философия?
Сущность философии. Основные черты философского мышления
Философия, религия, наука
Состав и структура философских знаний
Как определенная форма духовной культуры, философия никогда не меняла предмет своей деятельности.
Философия существует – 2000 лет
Отношение 2 систем: человека и мира
-духовно-практическая (чел. осваивает мир)
-гносеологическая
-онтологическая
Фил направлена на конец всеобщего.
С т.з. отдельных философов философия имела свой предмет
Сократ – фил вечный конец
Платон - -«-«-
Аристотель – фил – наука, обосновывающая все др науки; о высших формах бытия, сущ. ради себя самой, высшая наука
Ионист. Эпоха (после 332г) – фил - наука о мудром образе жизни
Кант – учение о высших формах разума
Классическая философия
(до сер 19в)
Мнения Платонамнения Аристотеля
«фил жизни» «фил неволи»
Свободн деят, наука:
Ей нельзя научить понятийность
Систематичность
Доказательность
Фил - трансляции знаний
Философия в 20в
Типы самоопределения философии
Первая пол 20в – «Доктринальный»
Фил - доктрина, кот была создана определенными людьми
Неотомизм – до 2000г, официальная фил католической церкви
Догматированый марксизм
Инструментальная»
Людвиг Витгенштейн:
«фил не доктрина, фил - деятельность по анализу языка, науки»
По средствам этой деятельности следует избавить язык и науку от утверждений, не имеющих научного смысла.
Нужно оценить высказывания с тз истинна/ложь
Скрытый императизм:
«материальное благополучие есть благо» (стремись к матер благополучию)
-аналитическая фил
-прагматизм
Экзистенциальная»
Е-60е гг. – развивается ЖП Сартр
Фил - транц прояснения человеческого духом смысла своего сущ
«стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?»
-экзистенциализм
-персонализм
Е-80е гг. 20в – «Постмодернистская»
Р.Рорти «фил и зеркало природы»
Наставительная фил –
Новый способ познания мира, его описания.
Чел – есть нечто большее, чем он сам знает о себе.
Черты философского мышления
Рефлективность
Стремление к осознанности своих действий
Рефлексия – приобретенная сознанием способность (Тейятр де Шорден)
«феномен человека» - сосредотачиваться на самом себе и овладеть самим собой как
Предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и значением, Способностью уже не просто познавать, а познавать самого себя, не просто знать, а знать, что ты знаешь
Фил – сознание вслух
Целостность
Критичность – способность человека пересматривать основание своей собств. деятельности под влиянием внешних факторов
Лекция 2
Фил представляет собой форму мировоззрения
Мировоззрение - система взглядов человека на окружающий мир и на самого себя в этом мире и основ на этих взглядах личная концепция
Не получающий радости от жизни имеет неверное мировоззрение
В. Дильтей – разрабатывал понятие мировоззрения
Мировоззрение – стройная система взглядов, кот на основе построения картины мира решает вопросы о смысле мира и выводит из этой основы принцип жизни
Формы мировоззрения
-религиозная
-художественная
-философское
Одна и та же мысль может по-разному выражаться в этих формах.
I. С тз формы религиозного, мировоззрение опирается на определенны
II. традиции, выраженные в священных книгах, на внутр опыт дух жизни вер
Религия – форма духовно- нравственного отношения к миру
Субъект религиозного мировоззрения работает над собственным прообразом.
Фил, как форма мировоззрения опирается на стремление к общей значимости, на рассуждение => выход за пределы эпохи, нации, религии
Фил опирается на научное знание
III. С тз системы ценностей
Фил – ценность познания, свободы
Религия – есть любая система верований, кот выступает объектом незнания и выступает схемой ориентации для чел-ка в его жизни (Э.Фрамм)
Главный признак религиозной веры – эмоциональная вера в сверхъестественное, определенный способ общения со сверхъестественным
IV. Религия – степень причастности к сверхъестественному
Фил проблематизирует мир, сомневается в том, что было изложено ранее
Фил опирается на отдельности индивидуума
Фил больше чем наука
Антология – учение о бытие
Социальная философия
-наиболее общие законы общественного бытия
-перспектива развития человеческого общества
-специфика общества по сравнению с природой
-аксиология
-этика
-эстетика
Происхождение философии
Философия и мифология
Философия и наука
Др Греция
Др Китай
Др Индия
Учения древних пророков
Др Китай – Конфуций
Др Индия – Буддизм
Типы мировоззрения
С миром чел-ка
В основе фил
-понятийный разум
Лекция 3
Философия – мифология
Философия- наука
Мифология – свод взаимосвязанных, взаимодоп друг друга мифов, преданий о героях, деяний предков, кот образуют господств способ мировоззрения первобытной культуры.
Свое племя
Отрицательные события –
Способ философствования
· принцип развития
· социокультурная обусловленность знаний
Теоретическая модель
Общая периодизация
Восточная философия
Различное понимание бытия.
В Восточной – гармония
Отличительные черты
-Западный ум – индуктивен, научен, концептуален, схематичен, аналитичен, обобщающий разум, склонен навязывать свое
- Восточный ум - синтетический, дедуктивный, несистематический, субъективный
Древнекитайская философия
НЕБО-ЗЕМЛЯ-ЧЕЛОВЕК
Мировой процесс не имеет ни начала, ни конца, в нем постоянно перемены!
ОГОНЬ
ДЕРЕВО ЗЕМЛЯ МЕТАЛЛ
ВОДА
У син – взаимодействие физических элементов, которому отчасти соответствует и взаимодействие на другом уровне:
И - справедливость
ТЭНЬ – взаимность
Можно создавать тринраммы
ВОДА
Символ начала инь и ян
Уровня сущего
Стихий и добродетелей
К знаниям
Установки
Перестал
Слух стал послушен
Во многом этому способствует музыка, песни, танец – проявление естественности, спонтанность действия. Идя слейся с природой, для обретения идеального ритма – это самое лучшее, главная цель. (чел в водопаде следовал его ритму. Доминирует во всей китайской культуре)
Даосы близки буддистам, считаю. Сто люди должны принимать себя такими, какие они есть -> меньше нарушения порядка, чем при стремлении к недостижимому идеалу.
Даосизм серьезно занимается вопросами объективной карт мира в его абстрактно - фил категориальном аспекте – проблемы бытия, небытия, становления единства, многого и тд, делая из этого выводы относительно человеческого об-ва и чел а его системе.
ДАОССКАЯ КАРТИНА МИРА
Небытие порождает бытие.
Гармония вещей состоит в том, что они заключают в себе противоположность и что они переходят в себе противоположное благодаря максимальному возрастания одной из противоположностей. – речь идет не о бесчувственных вещах, а о человеческом мире.
«твердое и крепкое – это то, что погибает,
Оба вида знания связаны.
ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ДАОСОВ
УПРАВЛЕНИЕ
Совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем – путем Дао. Он ни во что не вмешивается, не мешает Дао. «… лучший правитель лишь тот, о котором народ знает лишь то, что он существует»
СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ ДАОСОВ
Даосы – сторонники мира.
Путь Дао – путь мира.
КОНФУЦИАНСТВО
А)сыновья почтительность
(выровнять разницу временную, но всегда должно оставаться так, потому что каждым возрастом нужно наслаждаться)
Б) имен
(нужно быть почтительным в словах, но быстрым в делах, аккуратно относиться к произносимому. Имена соответствуют значению)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Натурфилософский период
Софисты и Сократ
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
Принцип объективизма
Патеизм
Одномоментность времени
Становление полиса создало предпосылки индивидуальной свободы. Только в Др Греческом мире мы сравниваем с формой непосредственной демократии (каждый человек имеет право учавствовать в управлении гос-вом)
ТЕМАТИКА
Соотношение ума и души
Соотношение души и тела
2 ОСНОВНЫЕ ОППОЗИЦИИ:
Воображение, творчество)
Платон
В Виндельбан
В до нэ – 322г до нэ
Г до нэ – 6в нэ
Г – смерть Македонского
Г – смерть Аристотеля
СН Трубецкой
С возникновения до Сократа
От Сократа до Аристотеля
После Аристотеля
+основа – смена объекта и задач фил
Натурфил период
В до нэ – сер 5в до нэ
Антропологический период
До конца 5в до нэ
Систематический период
В до нэ – 4в до нэ
Этический период
3в до нэ –
Религиозный период
Вв нэ – 6в нэ
Философы – «физиологи»
Иония Италия
Центр – г. Эфес
Ионийская школа:
Фалес, Венон
Анаксимандр, Парменид
B. софисты. Сократ
C. Платон. Аристотель
D. 3 направления
СОКРАТ, СОФИСТЫ
Вторая половина 5в
Протагор
Гергий
Гипий
+ некоторые софисты – становление филологии
ПРОТЕГОР
ГЕРГИЙ
ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВА
Периода творчества
-ранний
-зрелый
-поздний
I. Этап «отрешенного идеализма»:
Пласта
-антология Платона (метафизический пласт)
«учение о мире идей»
«учение о пространстве»
№»учение о мировой душе»
- познавательный пласт (что есть истина)
«учение о видах познания»
«учение об эросе»
-этико-соц пласт
Учение о душе
Учение о добродетелях
Учение о гос-ве
Центральное фил содержание – учение о мире
Постаментов по Платону
Идея – смысл вещи
Идея вещи непространственна
Философия
Можно ли дать единое определение философии? Если да, то, какое?
2) Можно ли выделить основные вопросы философии? Если да, то, какие?