ФИЛОСОФИЯ (зачет, 2 семестр, I курс)

ФИЛОСОФИЯ (зачет, 2 семестр, I курс)

БИЛЕТ 3 (Лао-цзы. Даодэцзин)

Дао дэ цзин («Книга пути и благодати») — основополагающий источник даосского учения. Основная идея этого произведения — понятие дао — трактуется как естественный порядок вещей, не допускающий постороннего вмешательства, «небесная воля» или «чистое небытие». В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию — через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.

Трактат настаивает на неизреченности Дао, которое есть начало всех вещей. Для постижения Дао рекомендуется недеяние, безмолвие, спокойствие, умеренность и бесстрастие, которые даруют слияние с Дао.

* Кто нападает, не достигает успеха (1:24)

* Дао следует естественности (1:25)

* Дао вечно и не имеет имени (1:32)


Лао-Цзы об истине:

Высказанная вслух истина перестаёт быть таковой, ибо уже утратила первичную связь с моментом истинности.

Знающий не говорит, говорящий не знает.

Философия Лао Цзы пронизана и своеобразной диалектикой:

* Из бытия и небытия произошло всё; из невозможного и возможного — исполнение; из длинного и короткого — форма. Высокое подчиняет себе низкое; высшие голоса вместе с низшими производят гармонию, предшествующее подчиняет себе последующее.

Однако Лао Цзы понимал её не как борьбу противоположностей, а как их примирение. А отсюда делались и практические выводы:

* Когда человек дойдет до не-делания, то нет того, что бы не было сделано.

* Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным.

Из этих мыслей видна основная идея философии, или этики, Лао Цзы: это принцип не-делания, бездействия. Всякое насильственное стремление что-либо сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается.

* Множество горных рек впадает в глубокое море. Причина в том, что моря расположены ниже гор. Поэтому они в состоянии властвовать над всеми потоками. Так и мудрец, желая быть над людьми, он становится ниже их, желая быть впереди, он становится сзади. Поэтому, хотя его место над людьми, они не чувствуют его тяжести, хотя его место перед ними, они не считают это несправедливостью.

* «Святой муж», управляющий страной, старается чтобы мудрые не смели сделать чего-нибудь. Когда все сделаются бездеятельными, то (на земле) будет полное спокойствие.

* Кто свободен от всякого рода знаний, тот никогда не будет болеть.

* Нет знания; вот почему я не знаю ничего.

Власть царя среди народа Лао Цзы ставил очень высоко, но понимал ее как чисто патриархальную власть. В понимании Лао Цзы царь — это священный и бездеятельный вождь. К современной же ему государственной власти Лао Цзы относился отрицательно.

* От того народ голодает, что слишком велики и тяжелы государственные налоги. Это именно причина бедствий народа.

БИЛЕТ 9 (Платон. Пир)

О Платоне см. билет 8.

Повествование ведётся от имени Аполлодора.Аполлодор занимается философией,о чём он сам говорит.он любит вести и слушать философские речи,надеясь извлечь из них пользу.Его прозали "бесноватым" за его речи,так как,по словам Главкона,в своих речах Аполлодор всегда нападает на себя и на всех кроме Сократа. Одажды встретив его на улице,его знакомый по имени Главкон просит рассказать про пир у Агафона.Сам Аполлодор слышал этот рассказ от Аристодема,который присутствовал на пире и был одним из самых пылких почитателей Сократа.
Пир был устроен в честь награды за первую трагедию Агафона.Аристодем встретил Сократа,который собирался на этот пир,умывшись и приодевшись,что было для него необычным явлением.Они решили пойти вместе,Сократ всюдорогу предавался своим мыслям и отставал от Аристодема.В резуьтате он пришёл на пир намного позже,придя к середине ужина.
"Хорошо...если бы мудрость имела свойство перетекать,как только мы прикоснёмся друг к другу..."(Сократ Агафону). Эриксимах предложил произнести хвалебную речь Эроту.

Федр:Эрот-древнейший бог,т.к. нигде не говорится о его родителях.Гесиод считает,что сначала возник Хаос,затем Гея,а потом Эрот.Парменид говорит о рождающей силе,которая сотворила Эота первым из богов.Эрот-первоисточник благ.Любовь учит стыдиться постыдного и стремиться к прекрасному.Эрот даёт любящим отвагу в бою и побуждает их на подвиги.Человек готов умереть за любимого(Алкестид умерла за своего мужа,отрицательный пример с Орфеем).
Павсаний:существует 2 Эрота:небесный и пошлый,т.к. 2 Афродиты.Небесная-дочь Урана(Урания),пошлая-дочь Зевса и Дионы(Полигимния).

Эриксимах:Эрот разлит по всей природе.Он живёт в теах любых животных,растений.У здорового телесного начала один Эрот,у больного другой.Эроту подчинены врачебное искусство,гимнастика,земледелие,музыка.Во всех делах нужно принимать о внимание обоих Эротов.Гадание-творец дружбы между богами и людьми.

Аристофан: Эрот-стремление человека к изначальной целостности.Эрот-самый человеколюбивый бог.

Раньше были люди 3х полов:мужского от Солнца,женского от Земли и среднего от Луны(андрогины).У человека было в 2 раза больше всех конечностей.Люди посягали на власть богов,поэтому Зевс разрезал их.Каждя полвина с тех пор стремится к другой половине.

Агафон: совершенства Эрота.Эрот-самый блаженный,красивый,совершенный,молодой,нежный бог.Он гибок и красив.Эрот не обижает ни богов,ни людей,справедлив и рассудителен,а также храбр.Он настолько искусный поэт,что может любого сделать поэтом.Он является наставником богов в искусстве.Предводитель на прзднествах,пирах и жертвоприношениях.

Сократ: цель Эрота-овладевание благом.Вожделение вызывает у человека то,чего ему недостаёт.Эрот-любовь к кому-то или чему-то.Предмет любви-то,в чём у человека есть нужда.

Слова Диотимы,которые передал Сократ:Эрот-что-то среднее между человеком и богом:гений.Эрот-сын Пении Пороса.Он нахоится посередине между красотой и безобразием,между мудростью и невежеством.

Существуют разновидности любви.

Все люди беременны телесно и духовно.Люди рождают,чтобы увековечть себя.

Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: сущность (субстанция);количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

ФИЛОСОФИЯ (зачет, 2 семестр, I курс)

Наши рекомендации