Проблема идеального: философский и естественнонаучный подход.
Проблема идеального – одна из центральных в философии, т.к. в ней задействован один из основных вопросов философии – об отношении мышления к бытию, психического к физическому. Данная проблема приобрела особую остроту после того, как в 17 веке Декарт утверждением о существовании двух субстанций (материи – субстанции протяженной и немыслящей и души – субстанции мыслящей, но непротяженной) резко противопоставил душу и тело.
Сложность существа и состава идеального, разнообразие его детерминирующих факторов, проявлений, функций в деятельности человека – все это обусловило трудности его познания, широкое разнообразие представлений философов о сущности идеального. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что сознание существует; оно имеет особую, идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи. В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:
Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно к-рому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть продукт развития материи и объяснимо с т. зр. физиологии высшей нервной системы, физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений и, в частности, на следующих фактах: 1) головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи; 2) сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган; 3) человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является компьютер – материальный объект; 4) медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).
Логические доводы физикалистов разрушаются при наталкивании на проблему идеальности сознания: 1) образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик - массы, запаха, четких размеров, формы. Т.е. в логическом плане идеальное выступает как особый род идеализир. объектов, обладающих особым бытием и особыми правилами оперирования с ними (числа, фигуры, абстрактные объекты наук); 2) сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»; при этом мысленное конструирование не сковано обычными для материальных процессов физическими ограничениями; 3) никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека. Тем не менее, физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются: теория тождества (Амстронг, Смарт) - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами – кровообращением, дыханием, мозговыми процессами); теория «элиминации» (Фейербенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» — устаревшее и ненаучное, предрассудок; теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).
Солипсизм– другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.). Между физикализмом исолипсизмом находятся: объективный идеализм(Гегель) – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как характеристику, проявление особой нематериальной субстанции - «мирового разума»; умеренный материализм– считает сознание особым проявлением материи, способностью высоко-организованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности). Так, Маркс говорил: “Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней” (вне человека идеального нет). Одновременно,
с т. зр. марксистской философии идеальное – это образы объективной реальности и вся совокупность их общественных значений, образующих цели и мотивы сознательной деятельности человека. Это наиболее распространенная точка зрения в росс. философии.