Естественнонаучный подход к изучению природы.

Естественнонаучный подход имеет глубокие исторические корни, основан на многовековом продолжительном наблюдении за явлениями природы, имеющими, как правило, циклический характер.

Основные особенности этого подхода:

a) разработано большое количество измерительных средств, позволяю-

щих оценить состояние окружающей среды;

b) найдены эталоны многих физических величин, благодаря которым появилась возможность измерять и сравнивать;

c) разработан математический аппарат обработки результатов измере-

ний, позволяющий оценивать состояние изучаемых объектов.

Естественнонаучный подход основан на следующих свойствах из-

меряемых величин и оцениваемых параметров математических моделей:

a) воспроизводимости измеряемых величин;

b) правильности математических моделей и использования статисти-

ческих методов;

c) избыточности данных, допускающей вероятностное оценивание.

К недостаткам естественнонаучного подхода можно отнести то, что

он требует наличия множества однородных по каким-либо признакам явлений (объектов ). Ценность подхода во многом зависит от выбора

признаков, являющихся общими для элементов множества и подлежа-

щих оцениванию. Если признаки являются не существенными, а второ-

степенными, то правдоподобность выводов значительно снижается. Кроме того, качество оценок зависит от объема множества, коррелиро- ванности наблюдений. Широко распространены интервальные оценки в предположении о вероятностном распределении измеряемых величин, отвечающих одному из типовых (стандартных) законов распределения случайных величин. Некоторые из наиболее распространенных законов, приведены ниже.

Естественнонаучный подход к изучению природы. - student2.ru Естественнонаучный подход к изучению природы. - student2.ru Пример 1. Типовые законы распределения случайных величин.

y y

x x a) равномерный b) нормальный

Естественнонаучный подход к изучению природы. - student2.ru y y

Естественнонаучный подход к изучению природы. - student2.ru x x

с) экспоненциальный d) Ферми- Дирака

Пример 2. Свойства функции распределения

Естественнонаучный подход к изучению природы. - student2.ru Естественнонаучный подход к изучению природы. - student2.ru y

Естественнонаучный подход к изучению природы. - student2.ru Естественнонаучный подход к изучению природы. - student2.ru x1 x2 x

Естественнонаучный подход к изучению природы. - student2.ru òy ( x ) dx

= 1;

Условие нормирования функции распределения

=
Вероятность интервальной оценки

Естественнонаучный подход к изучению природы. - student2.ru

)
x2

p(х

<x<

y(x)dx;

2 ò
x1

Естественнонаучный подход к изучению природы. - student2.ru

х
Вероятность точечной оценки

p( x =

x1)=

p( x =

x2)=0

В ряде гуманитарных наук, например в истории, трудно подвести отдельные события под какой-либо общий закон или теорию (т.e. не имеется возможности набрать статистику однородных событий). Поэто-

му многие историки возражают против переноса естественнонаучных методов для анализа исторических процессов. Для объяснения событий ими предлагаются методы телеологии, опирающиеся не на причинные

законы и направленные на раскрытие целей, намерений, поведения, дея-

тельности людей.

Многие считают, что методы объяснения вообще бесполезны, а ва-

жен метод понимания, позволяющий раскрыть смыслсобытия, особен-

но, если оно уникально и неповторимо. Теоретически понимание осно-

вывается на интерпретациито есть истолковании целей, мотивации смысла действий и поступков людей и поэтому сходно с телеологиче-

ским объяснением. Так нередко понимание текста сводится лишь к рас-

крытию и усвоению смысла, который вложил в него автор. Однако, если

бы переводчики разных эпох раскрывали бы только авторский смысл произведения, то все переводы были бы тавтологией. Исторические события также обычно интерпретируются с позиций своего времени.

С другой стороны, иные исследователи истории с неменьшим упор-

ством отстаивают мнение о возможности применения общих методов и теорий, однако, по их мнению, невозможность объединения отдельных событий в однородную группу свидетельствует о недостаточной прора- ботке материала, малой информационной емкости событий.

В целом, понимание- более сложный, противоречивый и запутан-

ный процесс, чем объяснение.Различие между ними состоит в том, что если объяснение сводится к логическому выводу, то понимание- к ин-

терпретации.И если объяснение относится к событиям прошедшим и на-

стоящим, то к будущим событиям относится предвидение( предсказа-

ние, прогноз ).

Предвидение и объяснение сходны по своей логической структуре и представляют собой логический вывод ( умозаключение ). Структура одного из простейших умозаключений приведена ниже.

Пример 3. Простой категорический силлогизм

( дедуктивное умозаключение ).

Посылка 1 Суждение 1 С1 + П1
Посылка 2 Суждение 2 С2 + П2
    Ö Вывод     Суждение 3     С3 + П3


Здесь С- субъект, П- предикат суждения.

Так из посылки: «Все студенты первого курса изучают КСЕ»и посылки:«Иванов учится на первом курсе»cледует логический вывод:

«Иванов изучает КСЕ».

Предвидениекак способ отражения действительности имеет ог- ромное практическое значение, обеспечивая возможность прогнозиро- вания событий и явлений. Статистические выводы( заключения ) имеют вероятностный характер ( а не достоверный ), в них используют-

ся интервальные( а не точечные ) оценки, что прежде всего объясняет-

ся отсутствием общих фундаментальных законов в гуманитарных нау-

ках ( подобных законам Ньютона в механике ), а также влиянием субъ-

ективного фактора на исследуемые процессы.

Ключевые термины

Š Эталон Š Множество

Š Воспроизводимость Š Суждение

Š Измерение Š Субъект
Š Вероятность Š Предикат
Š Cтатистика Š Существенный признак
Š Оценка Š Общий признак

Š Распределение величин Š Силлогизм

Š Оценивание Š Телеология
Š Эффективность Š Понимание
Š Состоятельность Š Объяснение
Š Несмещенность Š Предвидение
Š Точечная оценка Š Прогноз  
Š Интервальная оценка Š Смысл  
               

Наши рекомендации