Где Р1 – некоторая исходная проблема
ТТ – ее предположительное решение, «пробная теория», то есть, по существу, гипотеза
ЕЕ – устранение ошибок путем критического суждения или экспериментальных проверок
Р2 – новая проблема
Огромный вклад в развитие современной философии науки внесла концепция исторической динамики научного знания, созданная американским историком и философом Томасом Куном и изложенная им в книге «Структура научных революций» (1962г.) Ее основные положения могут быть в обобщенном виде сведены к следующим:
1. Наука не только – и не столько – система знаний, но и деятельность различных научных сообществ – групп ученых, обладающих сходной научной подготовкой, исповедующих общие фундаментальные принципы и теории, единых в понимании идеалов, норм и целей научного исследования.
2. Методологической основой профессиональной деятельности научного сообщества выступает парадигма (греч.пример, образец) – особая система базисных знаний. По Куну, именно парадигма объединяет ученых в то или иное научное сообщество, и, наоборот, научное сообщество состоит из профессионалов, принимающих определенную парадигму.
3. И т д
Феноменология, Экзистенциализм
Экзистенциализм
Экзистенциализм – (позднелат.-ex(s)istentia – существование), или философия существования, - крупнейшее направление философии 20 века, формировавшееся как реакция на рационализм предшествующей философии, усилие преодолеть ее гносеологизм.
Его основная цель – разработать нередукционистскую философию человека, которая учитывала бы фундаментальную специфичность человеческого бытия в мире и рассматривала бы человека – единичного, конкретного, существующего в его реальной ситуации, в мире, «среди вещей и Других». Поэтому нередко экзистенциализм называют «философией человека», направленной против «философии разума и идей».
Экзстенциализм возник накануне 1 мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после 1 мировой войны в Германии (Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Мартин Бубер) и в период Второй мировой войны во Франции (Габриэль Марсель, Жан-Поль Сартр, Морис Мерло-Понти, Альбер Камю, Симона де Бовуар). Представители экзистенциализма в Италии – Никола Аббаньяно, ЭнцоПачи, в Испании к нему близок Хосе Ортега-и-Гассет.
В середине века экзистенциализм широко распространился и в других странах, в том числе и в США.
Получив наибольшее признание и популярность всер. 20 века, экзистенциализм стал одним из наиболее влиятельных и продуктивных культурогенных факторов эпохи, он определял интеллектуально-духовные поиски широких слоев интеллигенции, оказал сильное влияние на литературу, искусство. Немало его представителей, плодотворно работая также и в области литературы, получили широкую известность и безусловное признание и как романисты, драматурги, литературоведы.
Среди своих предшественников экзистенциалисты указывают Блезе Паскаля, Серена Кьеркегора, Мигеля де Унамуно, Федора Достоевского, Фридриха Ницше. В целом на экзистенциализм оказали сильное влияние философия жизни и феноменология Гуссерля.
Экзистенция – философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. В средние века категорией экзистенции обозначали способ бытия вещи как сотворенного, производного (в конечном счете, от божественного бытия), как существования несамодостаточного, незавершенного, не совпадающего со своей сущностью.
Экзистенция – это центральное понятие экзистенциалистской метафизики, онтологии и этики, обозначает живое, незаместимое и онтологически не редуцируемое присутствие человека в мире, предметах и отношениях своего опыта.
Философские и методологические достижения экзистенциализма не ушли в прошлое вместе с модой на экзистенциализм. Будущая философия, в согласии и (или) спорах с экзистенциалистскими построениями, уже не сможет двигаться, не учитывая пространство, контуры которого и основные пунктиры движения метафизического вопрошания намечены и проработаны экзистенциализмом.
Феноменология
Одно из ведущих направлений философии 20 века. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859-1938); в различных вариантах и модификациях она и доныне продолжает весьма активно развиваться и оказывает влияние на современную философскую и культурную ситуацию в мире. Кроме самого Гуссерля, давно уже ставшего классиком философии 20 века, к феноменологам, предложившим собственные, отличные от гуссерлевской, влиятельные концепции, можно отнести таких выдающихся мыслителей 20 века, как Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Макс Шелер, Морис Мерло-Понти.
Гуссерль замышлял и разрабатывал феноменологию, как «переворот» в философии, как открытие абсолютно нового необъятного поля исследований «духа в качестве духа», как «универсального самоосмысления», фундирующего и обосновывающего все актуальные и потенциальные формы человеческого опыта.