Географическая среда и общество
Географическая среда есть и всегда будет одним из необходимых условий жизни общества в целом,материального производства в частности. Общество существует в единстве с природой.
Когда представители географического направления в социологии говорят о том, что основные особенности человеческой жизни, общественный строй, развитие культуры зависят от географической среды, то для этих взглядов имеются определенные основания. Действительно, по мере углубления в прошлое мы видим, что люди жили в основном в странах с богатым растительным и животным миром, с теплым климатом и т. д., а области с более суровым климатом, малоплодородными почвами были малообитаемыми. Но объяснять развитие человечества одним влиянием географической среды недостаточно. Дело в том, что отношение человека к окружающей среде изменялось по мере развития общества.
На ранних этапах развития общества люди очень зависели от естественных источников средств жизни. В первобытном обществе люди усваивали вещества природы, сами практически не создавая ничего такого, чего не было бы в природе. В последующем, по мере совершенствования орудий труда, зависимость от природы уменьшается.Идет процесс преобразования природы. Влияние географическое среды опосредуется общественными условиями, прежде всего уровнем развития производства. Характер влияния природной среды на человека зависит не столько от специфики этой среды, сколько от уровня развития материального производства. Одна и та же среда по-разному действует на общество, в зависимости от тех или иных производительных сил и производственных отношений, которые сформировались в обществе.
Компоненты географической среды в естественных условиях изменяются медленно. Их изменения происходят в значительно более быстром темпе в результате воздействия на них человеком. История показывает, что эти изменения могут быть настолько большими, что оказывают негативное воздействие на самих людей. Изменяя окружающую среду, люди вместе с тем могут изменить условия своего существования.
Изменения в природе, которые являются результатом деятельности человека, велики и все возрастают. Человек открывает все новые и новые возможности использования географической среды в своих целях. К чему же все это привело? Нарушено экологическое равновесие. И не случайно еще в XIX в. Маркс писал: «Вывод таков, что культура, – если она развивается стихийно, а не направляется сознательно… оставляет после себя пустыню»[17].
Географическая средавключает в себя следующее.
A. Территорию,на которое обитает данное этническое или социально политическое образование. В понятие территории входят следующие компоненты:
1. Географическое положение, т. е. отдаленность местности от полюсов и экватора, нахождение на том или ином материке, острове и т. д. Ряд особенностей той или иной страны (климат, флора, фауна, почва и др.) во многом зависит от ее географического положения.
2. Устройство поверхности, рельеф. Степень пересеченности местности, наличие горных возвышенностей и хребтов, их направление и высота, наличие равнин и низменностей, тип и характер береговой линии (если местность на берегу моря) – все это характеризует особенности рельефа.
3. Характер почвы – болотистые, подзолистые, черноземы, пески, кора выветривания и др.
4. Недра земли – особенности ее геологического строения, а также ископаемые богатства.
Б. Климатические условия.Количество и качество лучистой энергии, получаемой данной территорией от Солнца, температура воздуха, ее суточный и сезонный ход, влажность воздуха, количество и характер атмосферных осадков и их распределение по сезонам, снеговая линия и ее высота, наличие вечной мерзлоты в почве, степень облачности и число облачных дней, направление и сила ветров, типичность и повторяемость погод и т. д. – основные элементы климата.
B. Водные ресурсы – моря, реки, озера, болота, минеральные и другие источники, подземные воды. Для многих сторон жизни человека важен гидрографический режим морей, рек, озер: температура, соленость, течение, глубины, замерзаемость, характер дна морей и озер, направление и скорость течения рек, количество воды в них, порожистость, наличие водопадов, водный баланс, глубины, количество и качество минеральных источников, глубина их залегания, тип болот и др.
Г. Растительный и животный мир.Сюда относятся как живые организмы, постоянно живущие на данной территории (все растения, большинство животных, многие птицы, большинство микроорганизмов) – в почве, в водах, на земле, так и те из них, которые периодически мигрируют (некоторые птицы, рыбы, животные).
Иногда в понятие географической среды еще включают естественные пути сообщения.
Таким образом, под географической средой понимается совокупность географического положения, устройства поверхности, почвенного покрова, ископаемых богатств, климата, водных ресурсов, растительного и животного мира на некоторой территории Земли, на которой живет и развивается определенное человеческое общество.
Экологическое сознание
Проблема взаимодействия общества и природы является предметом экологической формы общественного сознания.До поры до времени люди особенно не задумывались о результатах своего воздействия на природу. Интерес к изучению природы усилился с развитием естествознания в эпоху Возрождения и в начале Нового времени. Ф. Бэкон считал, что познание природы необходимо для благополучия общества. Складывается убеждение, что цель науки – познание природы и обеспечение господства над ней. Правда, Бэкон делал важную оговорку, что господствовать над природой мы можем подчиняясь ей. Но об этом как-то забывалось.
Идея господства над природой – одна из важных идей в истории экологического сознания. Но получалось так, что эта идея, по существу, оправдывала хищническое отношение к природе. От природы стремились взять как можно больше, и никто не прислушивался к призывам о сохранении природы. Погоня за прибылью любой ценой в конце концов привела к современной экологической ситуации.
Как реакция на сложившуюся ситуацию во второй половине XX в. формируется новое экологическое мышление.Оно отражает реальность современного мира, результаты взаимодействия общества и природы. В новом экологическом мышлении все сильнее звучат мотивы о разрушительных последствиях научно-технического прогресса, о нарушении экологического равновесия, загрязнении окружающей среды, нарастании необратимых процессов в природе, о перспективах деградации человечества. Осознается необходимость разумного использования природы, в планетарном масштабе. Вызревает убеждение, что сохранение природы, восстановление экологического баланса имеет общечеловеческую ценность. Создание ноосферы (само это понятие сегодня – одно из основных понятий нового экологического мышления) требует глобального подхода.
Противоречие между обществом и природой должно разрешаться не на основе господства человека над природой (если под господством понимать эксплуатацию природных богатств ради прибыли). Вместо «господства» должно быть «сотрудничество», в котором должны быть благоприятные условия и для развития общества, и для сохранения и эволюции природы. Существуют ли сегодня для этого объективные условия? Готовы ли люди сегодня к этому?
Сегодня предлагаются различные варианты оценки и решения экологической проблемы. Среди них выделяются экологический пессимизм и научно-технический оптимизм.Представители первого (Дж. Форрестер, Д. Медоус, Р. Хайлбронер – в США) утверждают, что развитие общества становится несовместимым с сохранением природы; возможен вариант полного разрушения окружающей природной среды и в итоге – гибели самого человечества. А что делать, чтобы избежать этого варианта? Вот некоторые предложения:
• Установить нулевой рост производства, т. е. задержать развитие промышленности и сельского хозяйства на нынешнем уровне, тем самым стабилизировать использование природных ресурсов.
• Отказаться от современной техники, возвратиться к альтернативным технологиям – ремесленному труду, земледелию, основанному на простых орудиях, все большему использованию животных.
• Последовательно снижать прирост населения, а затем уменьшить его абсолютную численность. Это приведет к снижению объема потребностей и к уменьшению объема производства.
• Изменить образ жизни и свести к минимуму потребности общества. Это позволит уменьшить антропогенную нагрузку на биосферу.
Все эти предложения исходят из того, что полное восстановление экологического баланса уже недостижимо и можно говорить лишь о некотором ослаблении воздействия общества на природу.
Представители научно-технического оптимизма(Д. Белл, А. Тоффлер в США, Б. де Жувенель, Ж. Фурастье – во Франции, К. Фримен, Д. Габор – в Великобритании и др.) считают, что все глобальные проблемы, в том числе и экологические, разрешимы с помощью научно-технического прогресса. Среди путей решения экологической проблемы предлагаются следующие.
• Введение безотходного производства. При этом технологический круговорот веществ позволит свести к минимуму использование природных источников сырья и энергии.
• Разработать и реализовать «экологический императив» – недопустимость изменения некоторого множества свойств окружающей среды.
• Необходимо сформировать новую «экологическую нишу» человечества, создать новую цивилизацию, достичь коэволюции общества и природы. Н. Н. Моисеев указывает на две компоненты коэволюции человека и биосферы: а) научно-технологическую – эффективное использование ресурсов, снижение нагрузки на биосферу (например, эффективные технологии земледелия); б) социально-нравственную – переустройство быта и правил общежития, планирование рождаемости, регламентация деятельности людей. В конечном счете необходима эволюция внутреннего мира человека.
Народонаселение
Вторая естественная, необходимая предпосылка общества – люди, народонаселение.
Существует концепция, утверждающая, что рост народонаселения является фактором, определяющим развитие общества. В рамках этой концепции наметились два варианта.
1. Считается, что рост народонаселения – основа благосостояния общества.Именно рост народонаселения заставляет людей искать новые источники пропитания, что стимулирует развитие производства. (Эту точку зрения утверждали, например, английский экономист В. Петти в XVII в., у нас в XIX в. М. М. Ковалевский.)
2. Другая концепция утверждает, что рост народонаселения – источник общественных бедствий.В 1798 г. Т. Р. Мальтус (1766–1834)опубликовал книгу «Опыт о законе народонаселения». Он полагал, что будто бы есть «великий закон природы» – постоянное стремление всех живых существ размножаться быстрее, чем это допускается находящимися в их распоряжении запасами пищи. Согласно этому «закону», средства существования растут не быстрее, чем в арифметической прогрессии, а народонаселение, если не встречает препятствий, растет в геометрической прогрессии, удваиваясь в каждом поколении – каждые 25 лет.
Если Мальтус в свое время достаточно осторожно говорил о возможности перенаселения, то неомальтузианцы в XX в. считают перенаселение свершившимся фактом. Планета «битком набита людьми». Утверждая, что на Земле существует абсолютное перенаселение, мальтузианцы видят в войнах, эпидемиях, голоде и т. п. средство для улучшения жизни людей. Неомальтузианцы говорят, что происходящий ныне «демографический взрыв» опасен, что скоро возникнут новые обширные очаги голода.
Итак, есть проблема: как идет рост народонаселения и как этот рост влияет на общество. Проведенные демографические исследования показали, что народонаселение растет, но различными темпами в разные времена и явно не в той прогрессии, о которой говорил Мальтус. В целом идет ускорение темпов роста.
Факты доказывают, что рост народонаселения – это не «закон природы», а социальное явление, регулируемое общественными факторами. Факты не согласуются с натуралистическими воззрениями, полагающими, что рост народонаселения определяется биологическими законами размножения. Рост народонаселения нельзя рассматривать как самостоятельный биологический процесс, идущий независимо от общественных условий.
Между количеством и ростом народонаселения и развитием общества существует взаимосвязь. Количество и темпы роста народонаселения влияют на общественную жизнь в целом, но не являются определяющим детерминантом. И более сильное влияние на структуру и темпы роста народонаселения оказывают социальные факторы: материальное производство, культура данного общества, традиции, войны, революции, состояние здравоохранения, меры, направленные на поощрение или ограничение рождаемости, и т. п.
В течение длительного времени рост народонаселения был, по существу, стихийным, неуправляемым процессом. Однако в настоящее время усиливается внимание к проблеме народонаселения; можно говорить о становлении особой формы общественного сознания – демографического сознания.
В центре внимания демографического сознания – демографическая проблема: перспективы обеспеченности людей необходимыми условиями жизнедеятельности,в первую очередь продуктами питания. Как здесь обстоят дела?
При современном состоянии сельскохозяйственной техники и агрономической науки даже на используемых сейчас сельскохозяйственных площадях вполне возможно производить продовольствие, достаточное не только для живущих сегодня, но и еще для примерно такого же количества населения. Но ведь и сейчас миллионы людей на Земле живут на грани голода и голодают. И дело не в объективных возможностях земледелия, а в социальных факторах.
В целом есть объективные возможности для полного обеспечения народонаселения одеждой, пищей, жилищем и другими жизненно необходимыми факторами. Демографическая проблема разрешима. Но следует подчеркнуть, что ее решение должно сочетаться с решением экологической проблемы.