Философские проблемы бытия. Основные формы бытия.
В XVII веке картезианцами, в частности Гоклениусом, был введен термин "онтология", который используется в современной философской литературе для обозначения учения о бытии как таковом.
Онтология как учение о бытии разрабатывалась и разрабатывается в двух формах: объективного бытия и субъективного бытия. Онтологические концепции объективного бытия характеризуются стремлением познать универсальные связи и отношения и место в них человека, в то время как в онтологических концепциях субъективного бытия внимание акцентируется на исследовании психики, интимных душевных и духовных процессов.
В осмыслении того, что такое бытие в истории философской мысли выделились две тенденции - материалистическая и идеалистическая. Материалистически ориентированные философы отождествляют бытие с чувственно воспринимаемой материей, с фактическим существованием чего бы то ни было материального. В идеалистической философии говорят о чистом существовании (Абсолюта, Логоса, Бога) и причастных ему сущностях.
Идея единства, целостности бытия позволяет утверждать, что существуют и природное, и духовное начала. Поэтому бытие нельзя сводить либо к материально-предметному миру, либо к идеальной реальности в ее объективной или субъективной форме. Первоначально нерасчлененное бытие может проявляться как в форме объективной реальности, так и в форме реальности субъективной. В данном случае под объективной реальностью понимается не только материально-предметный мир, но и объективизированный мир человеческого духа, мир культуры. Субъективная реальность как факт онтологии во многом формируется через гносеологическое отношение субъекта к объекту. Способность отражать мир как объективную реальность предопределяет появление человеческой субъективности (психики, сознания). С развитием компьютерной техники особым миром измененного состояния человеческого сознания становится виртуальная реальность.
Разными видами форм реальности выступают материальное бытие, идеальное бытие, бытие человека и социальное бытие. Материальное бытие - это бытие природы, ее состояний, явлений и процессов; это мир вещей, созданных человеком. Идеальное бытие порождено интеллектуальной деятельностью человека. Это мир человеческих мыслей и идей, это феномены личного и общественного сознания. Бытие человека представляет собой субъективную реальность - тот внутренний мир, который он сам создает, - а также все то, с чем он взаимодействует: природные и социальные условия его жизни, отношения с другими людьми, те идеи, которые "витают в воздухе". Социальное бытие включает в себя как индивидуальное бытие человека в обществе и историческом процессе, так и общественное бытие.
Каждая из основных форм бытия в человеческом опыте предстает в виде конкретных типов бытия: механического, физического, химического, биологического, социального. Основание и внутреннее содержание этих типов составляют простейшие формы бытия, т.е. формы бытия отдельных предметов, явлений, процессов, состояний. Онтологические категории - это наиболее общие и первоначальные определения бытия объектов познания. Они с различных сторон характеризуют содержание и всевозможные проявления бытия и представляют собой единую систему, в которой фиксируется всеобщая связь, взаимодействие и развитие всего существующего. Бытие описывается посредством таких онтологических категорий, как взаимодействие, качество, количество, противоречие, единичное и общее, сущность и явление, содержание и форма, возможность и действительность, система и элемент, целое и часть и др.
Бытие соотносится с ничто. Бытие и ничто не существуют друг без друга. Ничто - это отсутствие, небытие конкретного сущего. Ничто как абсолютное небытие является ключевой категорией лишь объективно-идеалистических систем онтологии, в то время как материалистическая философия, которая утверждает неуничтожимость материального мира, отрицает чистое несуществование, абсолютное небытие. Бытие характеризуется как бесконечным многообразием вещей, их свойств и отношений, так и их общностью. Такое представление о мире получило выражение в категориях "единичное" и "общее". Единичное - это предмет или явление в совокупности его неповторимых сторон, свойств, признаков, составляющих индивидуальную определенность предмета, которая отличает его от всех других предметов и явлений. У ряда единичных предметов всегда можно выделить общие черты, которые объединяют их в определенный класс. Общее - это сходные, повторяющиеся стороны, свойства и признаки предметов и явлений.
ВОПРОС 34
Свойства и атрибуты материи
Термин использовался ещё Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации.
Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств.
Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.
Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:
физическая;
химическая;
биологическая;
социальная;
механическая.
Выше уже говорилось, что материя обладает множеством свойств. Кратко
перечислим наиболее общие из них. К их числу относятся, в первую очередь,
движение, пространство и время, являющиеся атрибутами материи, т.е. тем,
что обеспечивает их бытие. Далее. Материя вечна и бесконечна. Это означает,
что она никогда не имела начала во времени и пространстве и не будет иметь
конца. Принцип неуничтожимости и несотворимости материи и движения является
следующим свойством материи. Этот принцип конкретно реализуется в
многочисленных законах сохранения. Важным свойством материи является
способность к взаимопревращению различных видов материи друг в друга.
Отсюда следует, что отдельные виды материи могут исчезнуть, но при этом в
определенном количественном соотношении появляются другие ее виды. И этот
процесс бесконечен. О свойстве неисчерпаемости материи мы уже говорили.
Наконец, материя характеризуется противоречивостью, единством
прерывного и непрерывного, единством конечного и бесконечного,
абсолютностью и относительностью и т.д.
Изучая свойства материи, можно заметить их неразрывную диалектическую
взаимосвязь. Одни свойства взаимообусловливают другие ее свойства.
Систематизируя известные сведения о строении материи, можно указать
следующую ее структурную картину.
Во-первых, следует выделить три основных вида материи, к которым
относятся: вещество, антивещество и поле. Известны электромагнитные,
гравитационные, электронные, мезонные и др. поля. Вообще говоря, с каждой
элементарной частицей связано соответствующее ей поле. К веществу относятся
элементарные частицы (исключая фотоны), атомы, молекулы, макро-и мегатела,
т.е. все то, что имеет массу покоя.
Все указанные виды материи диалектически взаимосвязаны между собой.
Иллюстрацией этого является открытие в 1922 г. Луи де Бройлем двойственного
характера элементарных частиц, которые в одних условиях обнаруживают свою
корпускулярную природу, а в других - волновые качества.
Во-вторых, в самом общем виде можно выделить следующие структурные
уровни материи:
1. Элементарные частицы и поля.
2. Атомно-молекулярный уровень.
3. Все макротела, жидкости и газы.
4. Космические объекты: галактики, звездные ассоциации, туманности и т.д.
5. Биологический уровень, живую природу.
6. Социальный уровень - общество.
Каждый структурный уровень материи в своем движении, развитии
подчиняется своим специфическим законам. Так, например, на первом
структурном уровне свойства элементарных частиц и полей описываются
законами квантовой физики, которые носят вероятностный, статистический
характер. Свои законы действуют в живой природе. По особым законам
функционирует человеческое общество. Имеется целый ряд законов, действующих
на всех структурных уровнях материи (законы диалектики, закон всемирного
тяготения и др.), что является одним из свидетельств неразрывной
взаимосвязи всех этих уровней.
ВОПРОС 38
В общественном сознании можно выделить три структурных уровня: верхний, основной и глубинный. К верхнему уровню можно отнести общественное мнение, которое носит изменчивый характер, относительно неустойчиво и имеет сравнительно малое время жизни. Основной уровень является аналогом картины мира у отдельного человека. О нем говорят как о парадигме. Этот термин характеризует установившуюся систему понятий, взглядов, мировоззрения общества в целом /16/. Парадигма обладает большой устойчивостью. Эволюцию общественного сознания можно представить как последовательный процесс скачкообразных переходов от одной парадигмы к другой. Процесс отхода от существующей парадигмы может длительное время протекать незаметно, скрыто (подобно изменению общественного сознания в СССР в начале восьмидесятых годов). Глубинный уровень (или подоснову общественного сознания) можно грубо сравнить со слоями индивидуального сознания, формируемыми в раннем детстве и накладывающими свой отпечаток на всю жизнь. Тогда появляются символы и образы, лежащие в основе конкретного мышления человека. Данный уровень находит свое выражение в морали, идеалах, целях, ценностях, понятиях добра и зла, а также в духовных традициях народов. Он очень устойчив и при изменении парадигмы меняется незначительно. Более того, трансформация парадигмы происходит на базе имеющихся глубинных структур, которые, сохраняя основное содержание, приобретают новую форму.
ВОПРОС 39
Важнейшие проблемы гносеологии.
Уже в античности гносеологические вопросы и проблемы познания разрабатывались в философии Сократа и Платона, Аристотеля и др. Аристотель большое внимание уделял формам и способам построения суждений и умозаключений, создал формальную логику. Без нее - форм и способов построения понятий, суждений, умозаключений и теорий не может осуществляться процесс познания.
Уже в античности возникло специфическое направление - "античный скептицизм", которое сосредоточило свое внимание на гносеологических вопросах (Пиррон, Энесидем, Секст-Эмпирик, Агриппа). Античный скептицизм пришел к выводу о том, что достижение истинного знания довольно проблематично. Термин "скептицизм" происходит от лат. "скепсис", что в переводе означает - сомневаться. Сомнение уже предполагает неоднозначность, разные мнения. Скептики считали, что наше знание - это, действительно, всего лишь мнение, а мнение относительно (релятивно), субъективно и, следовательно, не может быть всеобщим знанием.
В положительном плане, античный скептицизм поставил вопрос о том, что процесс познания не является простым и однозначным, он довольно труден и сложен. Энесидем в своих "тропах", а затем Агриппа отметили, что трудности в познании идут как от объекта, так и от субъекта. Таким образом, уже в античной философии познавательный процесс был представлен как взаимодействие: с одной стороны - субъекта, с другой стороны - объекта. Это взаимодействие называется "субъект-объектным отношением".
У античных философов все знание было разделено на два качественных уровня:
1. Знание "по мнению" - это то знание, которое обычно нам доступно и которым обычно пользуемся в практике жизни.
2. Знание "по истине". Оно считалось недостижимым, потому что истина, истинное бытие относилось к сущности, первопринципу, к миру за пределами наших органов чувств (например, "мир идей" у Платона, Единое у неоплатоников).
В средневековой гносеологии вопросы ставились и рассматривались в рамках теоцентризма. Соответственно Бог и Божественная тайна рациональным путем или другими способами познания были также недостижимы. Гносеология средневековья рассматривала вопросы соотношения разума и веры, религии (теологии) и философии, проблемы реальности общих понятий (например, "спор об универсалиях"). Выдвигалась и обсуждалась теория "двойственной истины" как конкретизация проблемы соотношения разума и веры, теологии и философии и др. И все же в средние века гносеологическая проблематика не имела значительного развития.
Новые тенденции в развитии гносеологии связаны с философией эпохи Нового времени. Именно с XVII в. начинают интенсивно разрабатываться проблемы познания. Роль философии в этом процессе обозначается как поиск путей познавательной деятельности, разработка методов познания. Действительность начинает рассматриваться с точки зрения возможности отразить природу и бытие в понятии, в мышлении (действительность рационализируется). Разум, его возможности абсолютизируются и возносятся на вершину человеческой деятельности. Центром философствования становится "человек мыслящий": "я мыслю, следовательно, существую" - формулировал свое кредо представитель нововременного рационализма Декарт. Именно в это время ставится задача: интенсивно изучать природу и человека. В философии эти задачи конкретизируются как разработка учения о субстанции, поиск методов познавательной деятельности.
Дальнейшее развитие гносеология получает в немецкой классической философии. И. Кант, ее основоположник, философию начинает с вопроса: "Что я могу знать об этом мире?". Одна из главных книг И. Канта - "Критика чистого разума" посвящена проблемам познания и является ответом Канта на этот вопрос. Главная работа другого представителя немецкой классической философии - Фихте "Наукоучение" также разрабатывает гносеологическую проблематику.
В современной философии гносеология активно разрабатывалась представителями неопозитивизма. Основатель "лингвистической философии" (которая существует в рамках неопозитивизма) Л. Витгенштейн в "Логико-философском трактате" рассматривает язык науки, соотношение методов научного знания и философии, их специфику, логику построения теории. Этими же проблемами занимались философы-логики Поппер, Айер, Карнап, Рассел и др.
Другое современное направление, активно занимающееся процессами познания, - "герменевтика". Основателем ее считают Х.-Г. Гадамера. Он был учеником немецкого философа-экзистенциалиста М. Хайдеггера. Герменевтика исследует смысл текста, смысл понятий, их символику, занимается в познании проблемами понимания и интерпретации текста.
Социальная природа познания. Совокупным субъектом познания является все человечество: познавательный процесс невозможен без преемственности в получении знаний. Познание - это наращивание информации, оно осуществляется на базе предшествующих знаний, а также включает и совершенно новые открытия. Соотношение нового и предыдущего знания можно выразить, примерно, как 20% - новое знание, 80% - старое знание.
Огромное значение в познании имеют крупные открытия. знаменующие поворотные моменты в научной и мировоззренческой картинах мира. Тогда меняется парадигма, происходит смена установок. Человечество делает "скачок" в познании. Как правило, одному человеку это просто не под силу, такие явления происходят в масштабе всего человечества.
Познание невозможно без наработанной системы понятий. А система понятий формируется в научном познании посредством языка, и сам язык выступает как система понятий.
Естественный язык и его формирование - результат исторического, социального развития. Первый скачок в развитии был осуществлен тогда, когда человек начал обмениваться опытом, и не только образно, путем копирования, а путем общения с помощью речи, сначала устной, а затем письменной. Значит, познание невозможно без обмена опытом, без передачи информации, без общения, а это процесс социальный.
Причиной познания выступала прежде всего жизненная необходимость, интересы и потребности людей. Они удовлетворялись посредством трудовой деятельности, которую можно осуществлять только сообща, коллективно. Практика людей всегда социальна, а она - основная цель познания. Человек, конечно, познает и ради любопытства, реализует свою любознательность, но это не главная цель познания. Познание ради познания являлось бы бесплодной задачей.
Таким образом, социальность познавательного процесса не вызывает сомнения. И человек в познании выступает как социальный субъект, а не как автономный индивид.
ВОПРОС 40
Знак представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (означаемого) (см. значение).
Знак — это материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе.
Юрий Лотман[1]
Ю. М. Лотман утверждает, что знаки делятся на две группы: условные и изобразительные.[1]
Условный — знак, в котором связь между выражением и содержанием внутренне не мотивирована. Самый распространённый условный знак — слово.[1]
Изобразительный или иконический — знак, в котором значение имеет естественно ему присущее выражение. Самый распространённый изобразительный знак — рисунок.[1]
Буквы и слова человеческого языка являются знаками. Цифры и числа являются знаками.
Знаком также называют конкретный случай использования такого соглашения для передачи информации.
Знак может быть составным, то есть состоять из нескольких других знаков.
Наука о знаковых системах называется семиотикой. Явление возникновения знаковой реальности называется семиотизацией.
ВОПРОС 41
Теория познания - Научное и вненаучное знание: возможности и границы
Научное познание является одной, но не единственной формой познавательного отношения человека к миру. В культуре существуют другие виды знания, которые организованы иначе, чем научные. Знание, существующее и функционирующее за пределами науки, может быть представлено как вненаучное знание. В настоящее время внутреннее единство вненаучного знания распалось. К нему могут быть отнесены обыденное, религиозное, мифологическое знания, которые не претендуют на научный статус и имеют иные функции в обществе: они ориентируют человека в обычных жизненных ситуациях, способствуют осмыслению своего бытия в мире, проявлению различных чувств и т. д. К вненаучному знанию относится также и такое знание, которое заявляет о своих претензиях на научность, но явно не соответствует разработанным и принятым ее критериям. Зачастую такое знание выступает в виде наукообразных конструкций и объединяет людей не столько заинтересованных в достижении истинного знания, сколько нацеленных на реализацию либо личностных установок, либо каких-то социально-политических целей и идеалов. Такое знание часто называют псевдонаучным (этнонаука, квазинаука, лженаука и др.).
Проблема разграничения науки и вненаучного знания предстает как проблема демаркации. В качестве оснований демаркации выступают критерии научности, выработанные в научном сообществе. К таким критериям относятся, в частности, системность, логическая обоснованность, внутренняя непротиворечивость, воспроизводимость, проверяемость, возможность рациональной критики и др.
Научное и вненаучное знания функционируют в едином культурном пространстве, испытывают влияние друг на друга и ведут постоянный диалог. Научное знание при таком взаимодействии получает возможность четче обозначить свои границы и трансформировать сложившийся тип научной рациональности. Что касается вненаучного знания, то оно также вынуждено менять механизмы своего становления и способы укоренения в культуре.
При рассмотрении взаимодействия научного и вненаучного знаний необходимо учитывать, что некритическое отношение к вненаучному знанию может привести к расширению его ареала, стиранию границ с научным, а при определенных социальных условиях – к вытеснению «нормального» научного знания и, соответственно, к элиминации критическо-рефлексивного способа мышления. Подобная ситуация возможна в кризисные эпохи и, как правило, свидетельствует о «болезни» общества.
.
4.3. Художественное познание.
Искусство (художественное познание) – творческая деятельность, в
процессе которой создаются художественные образы, отражающие
действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека.
Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структурой
художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни
(живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино).
Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное
состояние художника (музыка, хореография, архитектура).
Искусство – первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого
и особого сорта (искусство мышления, искусство ведения войны). В
общепринятом специальном смысле – обозначение мастерства в эстетическом
плане и созданных благодаря ему произведений – произведений искусства,
которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой – от
произведений науки, ремесла, техники, причем границы между этими областями
человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в
этих областях участвуют также и силы искусства.
Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека в
художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям
познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и
художественного воспитания.
Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие
способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни
различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку,
кино, архитектуру, живопись, скульптуру.
Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от
науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно
воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов. Создавая
художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности,
художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые
характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом,
чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа,
тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия.
Искусство - это грандиозное здание, отдельное же произведение - здание
микроскопическое, но тоже завершенное. В науке же ни одно исследование не
завершено, оно имеет смысл и ценность в ряду предшественников и
последователей. Если науку уподобить грандиозному зданию, то отдельные
исследования - это кирпич в его стене. Поэтому искусство веками накапливает
ценности, отсеивает слабое, но хранит великое, и оно сотни и тысячи лет
волнует слушателей и зрителей. У науки путь более прямой: мысли каждого
исследователя, добытые им факты - это кусочек пройденного пути. Нет дороги
без этого метра асфальта, но он пройден, дорога идет дальше, отсюда так мал
срок жизни научного произведения, что-то около 30-50 лет. Такова судьба
книг и работ гениальных физиков Ньютона, Максвелла, и даже совсем близкого
к нам Эйнштейна. И знакомится с работами гениев ученые советуют по
изложениям современников, так как время обтесывает гениальное открытие,
придает ему новую форму, даже меняет черты (в том числе и со сменой
культур, как утверждал Шпенглер, см. также [2], стр. 233). В этом надо
искать источник различий научного и художественного познания.
Искусство появилось еще на заре человеческого общества. Оно возникло в
процессе труда, практической деятельности людей. На первых порах искусство
непосредственно переплеталось с их трудовой деятельностью. Свою связь с
материальной, производственной деятельностью, хотя и более
опосредствованную, оно сохранило и по сей день.
В процессе труда у людей развивались эстетические чувства и потребности,
понимание ими прекрасного в действительности и в искусстве. Отыскать
прекрасное в действительности, обобщить, типизировать его, отразить в
художественных образах и донести до человека, удовлетворяя тем самым его
эстетические потребности и воспитывая в нем эстетические чувства, - такова
одна из важных особенностей и задач искусства.
4.4. Религиозное познание.
Религия (От лат. religio - благочестие, набожность, святыня) -
мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера или
совокупность взглядов. Религия - это также чувство связанности, зависимости
и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и
достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы
- Зороастр, Лао-Цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Чем же
отличается религиозное познание и научное?
Менее всего религия отражает логическую рассудочность. Более всего она
орудие своеобразного, эмоционально-интуитивного и конкретно-образного
мироосвоения. Религия — особый, операциональный способ ориентации в том еще
непознанном, странном, таинственном, трудно вербализуемом (воплощаемом в
слове, понятии), с чем постоянно сталкивается человек в окружающем мире и в
самом себе и что в то же время не может непосредственно осязать, измерить,
описать и постигнуть. Религия выражает стремление непосредственно и
осязаемо прикоснуться к «зазеркальному», запредельному, тайному, вечному,
изначальному. И в этом смысле — верованием и культом, — она составляет
своеобразную, непосредственную философию обыденного сознания,
неформализованную и нелогизированную.
Научное познание объясняет мир из него самого, в отличие от религиозных
концепций, не прибегая к внеприродным, сверхъестественным силам, в этом их
основное различие. Получается, что религия и наука развиваются в
противоположных направлениях, т. е. наука, исходя из отдельных фактов,
событий, закономерностей восстанавливает общую картину мира, в то время как
религия, исходя из общего представления, пытается объяснить отдельные
закономерности, события, факты. В виду всего приведенного вырисовывается
понимание задач науки и религии в деле воспитания человека, развития его
миропонимания, его мышления как индивидуального, так и социально-
общественного.
Задачей религии является воспитание в человеке понимания мира как
единого, гармоничного целого, составляющие которого органично
взаимосвязаны, в котором малейшие изменения локального масштаба приводят к
значительным последствиям глобального масштаба. Задачей науки является
воспитание в человеке осознания взаимосвязанности мира и развития
представления о правильном использовании потенциала для достижения того или
иного результата, удовлетворения желаемого.
Поэтому становится ясна общность, ясно единство науки и религии в
процессе становления личности, так же как и их противоположность в
воспитании индивидуума: от общего к частному или от уникального к
универсальному. Их противонаправленность приводит к их борьбе. Таким
образом, наука и религия являют собой яркий пример борьбы и единства
противоположностей, что, согласно законам диалектики, приводит к
постоянному движению, т. е. постоянной борьбе за идеалы, что является
причиной и следствием совершенствования человеческого сознания, мышления,
закладывает основы миропонимания и миропознания, не дает исчерпывающие
ответы, тем самым заставляя стремиться к совершенству, объективно и
субъективно заставляя продолжаться течению истории и развиваться
человечество, является одной из основ бытия.
Таким образом, религия и наука дополняют друг друга, так как
отсутствие одного приводит либо к рождению отсутствующего, либо к
вырождению существующего. Кроме того, религия может и должна выполнять по
отношению к науке, в некотором смысле, регулирующую роль, чтобы
неподготовленному индивидууму не передавались знания, которые могут нанести
вред окружающим.
ВОПРОС 43
Принципы диалектики
Принцип – это сложная, концетрированная форма знания, аккумулировавшая в
себе основную напраленность исследования, его «дух». К таким принципам
обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип тождества
(единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от
абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.
Принцип развития является прямым следствием признания движения основным
свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в
многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может
быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы
движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов
движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к
исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность,
цикличность.
Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы раскрывает
условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие
невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и
внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как основное содержание
принципа развития есть особая форма связи противоположностей.
Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания
выражает единство законов развития, тотальность процесса развития,
захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество. Этот принцип
приводил в некоторое смущение марксистских диалектиков. В гегелевской
диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и бытия)
со всей возможной последовательностью. В материалистической диалектике
возникли трудности с его применением. Его другая формулировка – единство
диалектики объективной, диалектики природы и диалектики субъективной,
диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики
признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трех различных
теоретических дисциплин – диалектики, логики и теории познания, то
становится очевидным и «принципиальным» существование развития в различных
формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем: диалектика
изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика
изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания
пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа
отражения.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному аккумулируют в себе
познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует
процесс познания. «Абстрактное» и «конкретное» имеют несколько значений.
Чаще всего в повседневности абстрактное понимают как синоним понятийности,
в отличие от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть
конкретное. Кроме того, абстрактное – это отвлечение от ряда несущественных
свойств и выделение основных. В этом смысле познание всегда абстрактно,
поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями.
Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным, есть сама объективная
действительность, где существенное и несущественное не разделены.
Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой
смысл. Конкретное - это отражение объективной действительности в системе
понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств,
связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики
развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и
противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного – научная
теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание
происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в
познании.
Принцип единства логического и исторического помогает понять, как
конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании.
Логическое – это теоретическое воспроизведение закономерностей реального
развития. Историческое – процесс развертывания действительности во времени
во всем многообразии ее конкретных форм. Помимо тривиального смысла этого
принципа нет прямого совпадения предмета и его реальной истории; теория –
это история, очищенная от случайностей, в нем заключены идеи, связанные с
пониманием возможности познания прошлого, характером предвосхищения будущих
событий, способом существования общего («логического») в нашей жизни.
Научный анализ избирает путь, противоположный объективному развитию
предмета: развитая форма исследуемого объекта позволяет судить об истоках
возникновения этого объекта, «анатомия человека – ключ к анатомии
обезьяны». Развитая, «классическая» форма объекта – это достижение полной
выявленности его структуры, доступности, «прозрачности» его внутренних
связей. Предмет как бы сам «показывает» себя, открывает нам то общее,
«логическое», что является законом его развития. Для своих прошлых
состояний высшая стадия предмета становится своеобразной «целью». Для
исследователя предмет как своеобразная осуществленность возможностей,
заложенных в нем, как достижение «цели» становится инструментом изучения
стадий его развития, поиском момента его возникновения. Логическое помогает
нам «опознать» прошлое, в результате чего логика развития предмета и его
реальная история совпадают. Этот принцип неотделим от принципа тождества
бытия и мышления в его гегелевской интерпретации: общее («логическое»)
начинает жить своей самостоятельной жизнью в ткани истории, на определенной
стадии оно начинает рефлектировать над собой и возвращается к своим истокам
с помощью рефлектирующего мышления. И хотя в материалистической диалектике
этот принцип лишь указывает пути человеческому познанию истории,
исследователи, пытаясь воспроизвести этот принцип во всем объеме своих
смысловых оттенков, пришли к идее объективного существования логического
как идеального в истории (Э. В. Ильенков). Другой нетривиальный вывод из
принципа единства логического и исторического – обращенность диалектики в
прошлое, но не в будущее. «Сова Минервы вылетает в полночь» - человек не
может уловить пути, направления трансформаций предмета в будущем, поскольку
закономерности, «логика» его еще не сформировалась, она еще тонет в
бесчисленных внешних связях-возможностях. Судить можно только о прошлом,
когда мы уже имеем путеводительную нить в виде результата процесса,
достигшего своего пред<