Cоциальные учения эпохи Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла, Н.Макиавелли).

Никколо Макиавелли (1469 - 1527) "Диалог о военном искусстве", "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "Государь". Макиавелли провозгласил автономию пол-кой мысли от спекулятивной и этико-религиозной. Принципы- реализм и концепция умного государя. Только с точки зрения политического поведения может рассматриваться вопрос о нравственных качествах не человека вообще, а только и именно правителя. В мире Макиавелли нет места Божественному вмешательству. История спускается с небес, становясь исключительно человеческой. Свобода воли осущ-тся на земле. Основными терминами, вводимыми Макиавелли, являются "разум государства" и "переворот", заместивший собою "традицию". Переворот полагается воплощением природной необходимости, или закономерности, но нежестко детерминированной, поскольку история не есть безличный ход вещей. Она рассматривается как результат воздействия судьбы. Судьба представляется разрушительной рекой, к течению которой человек должен приспособиться через угадывание, узнавание и понимание ее границ. Приспособить же многочисленные помышления способен умный правитель, добродетелями которого являются стремление к завоеваниям, благо выигранного времени, могущество, использование религии. Религия, как и мораль, д.б. подчинена политике. Критерием правильности гос-ного ведения дел являются польза и успех любыми средствами. Государь - разумный политик, применяющий те правила пол-кой борьбы, которые ведут к успеху. Речь в "Государе" идет не о наследственном монархе, а о "новом государе", способном создать государство, могущее стать республикой по образцу Римской. Макиавелли считает естественным деление общества на страты, но они не д.б. наследственно закрепленными по примеру земельной феодальной аристократии, праздно живущей на доходы от владений. Томас Мор (1478 - 1535) в "Утопии" представлена прежде всего морально-социальная Ф. В этом труде вскрываются пороки общ-но-пол-кого устройства. Причину народных бедствий Мор усматривает в преобладании частного эгоистического интереса. "Утопия" - некий проект, в котором этический идеал всеобщности противостоит индивидуалистическому себялюбию и ведет к восстановлению "естества" - истинной человеческой природы.Фил-кий метод, предложенный Мором в "Утопии", - следование здравому смыслу и законам природы, основанным на разуме, что способствует устроению идеального гос-ва. В основании государства лежат нормы, обеспечивающие его функционирование- общность им-ва, всеобщее обязательное участие граждан в производительном труде, ликвидация паразитического существования привилегированных сословий, равномерное распределение богатств. Общ-во утопийцев основано на широкой веротерпимости с признанием, однако, бессмертия души, божественного провидения и загробного воздаяния. Чел-кое счастье имеет основанием рационально обусловленное удовольствие: оно д.б. "честным и благородным" и служить на благо и утешение др. Проект нового общ-ва, исходящий не от Бога, а от человека-творца, представляла и книга "Город солнца" Томмазо Кампанеллы (1568 - 1639). Кампанелла полагал, что познание (соотв-нно, рожденные им идеи) служит человеческой практике. Магию, значимость которой признавали все гуманисты, он считал практическим искусством, связанным с идеей одушевленности мира. Кампанелла делил магию, связанную с солярными культами, на естественную и искусственную, предполагавшую воздействие на общество изобретений чел-кого ума, механизм которых неизвестен окружающим. Магия д.б. способствовать переустройству мира. По мнению Кампанеллы, маг, который обязательно д.б. философом, является не только созерцателем, но действователем. Через магию не только натурфилософия, но религиозная деят-сть смыкалась с политикой. Религия соляриев представляла собой сложное соединение христианства, натурфилософии, астрономии и астрологии. Жестко регламентированная жизнь соляриев строилась на равноправии и общности им-ва, поскольку предполагалось, что беды происходят от соц-ного неравенства, частного интереса и тирании.

17.Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.

Английский философ и политический деятель Френсис Бэкон был родоначальником эмпиризма. Он считал, что философия должна носить, прежде всего, практический характер – там, где она остается схоластической (умозрительной), она неистинна. Бэкон говорил: схоластик плетет удивительную по тонкости нить, но абсолютно пустую и непригодную. Науку, знание он рассматривал как высшую ценность (Знание – сила!). Именно он основал методологию экспериментального естествознания, которую он утверждал как залог господства человека над природой. А господствовать над природой можно лишь зная ее законы и подчиняясь им. Выводы науки должны основываться на фактах и от них идти к широкому обобщению. Экспериментальному знанию соответствовал введенный Бэконом индуктивный метод, состоящий из анализа, наблюдения, сравнения, эксперимента. Опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание будет свободно от «призраков», т.е. заблуждений и помех для познания. Призраки рода – это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей. Призраки пещеры – субъективизм в познании, зависящий от воспитания, вкусов. Призраки рынка – привычки пользоваться расхожими представлениями о мире без критического отношения. Призраки театра – слепая вера в авторитеты.

Если Бэкон разрабатывал метод эмпирического, опытного познания природы, то Рене Декарт, наоборот, поставил на первое место разум, доведя роль опыта до простой практической проверки данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный метод для всех наук, исходя из теории рационализма. Последний предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, определяющих результаты познания (большинство оснований математики и логики). Он механистически смотрел на Вселенную, природу, животных (считал их сложными машинами). Человек же обладает разумом и выходит, таким образом, за пределы действия законов механики.

Декарт решил вопрос о возможности достоверного знания так: «Поняв, что меня обманывает злой обманщик, я начинаю во всем сомневаться. Но я не могу сомневаться, что существует мое сомнение, моя мысль». Отсюда – «Я мыслю, следовательно, я существую!». Сомнение ведет к утверждению возможности достоверного знания, а достоверность мысли ведет к достоверности бытия вещей.

Наши рекомендации