Концепция научной парадигмы. Теории научных революций.
Понятие «парадигма» ввёл американский философ Томас Кун.
Парадигма (от греч. образец) в концепции Куна – совокупность базисных теоретических взглядов, классических образцов выполнения исследования, методологических средств, которые признаются как руководство к действию всеми членами «научного сообщества». «Научное сообщество» состоит из тех людей, которые признают определённые научные парадигмы и занимаются нормальной наукой. «Нормальной наукой» он называл такую форму исследования, когда сплочённая единством взглядов группа специалистов занимается решением конкретных научных задач.
В зрелых научных дисциплинах (физика, химия, биология и др.) может быть только одна парадигма. Например, в физике с конца 17 по конец 19 века это была ньютоновская парадигма. Парадигма «решает» фундаментальные вопросы конкретной дисциплины, поэтому внимание учёных направлено на решение небольших конкретных проблем – «головоломок». Таким образом, парадигма задаёт общий контур решения, а на её основе удаётся решить множество мелких проблем.
В концепции Куна длительные этапы нормальной науки прерываются краткими периодами смуты и революций – периодами смены парадигм. В такие времена учёные не успевают решать свои «головоломки» и откладывают эти аномалии (так Кун называет нерешённые головоломки и не укладывающиеся в парадигму явления) на будущее. Так учёные начинают терять доверие к старой парадигме и пытаются найти контуры новой. Начинается кризис в науке, бурные дискуссии и обсуждения фундаментальных проблем. Научное сообщество расслаивается на новаторов и консерваторов. Первые ищут такие теории, которые могли бы перерасти в новую парадигму. Такие теории находятся, и учёные вновь занимаются «нормальной наукой».
Переход от одной парадигмы к другой Кун сравнивает с обращением людей в новую религиозную веру, так как его не возможно объяснить логически, а также принявшие новую парадигму учёные воспринимают мир существенно иначе, чем раньше.
53. Концепция научно-исследовательских программ.
Имре Лакатос (1922—1974), последователь К. Поппера, разработал одну из лучших моделей философии науки — методологию научно-исследовательских программ (парадигм). . Основной проблемой для Лакатоса было объяснение значительной устойчивости и непрерывности научной деятельности. Концепция Поппера не давала такого объяснения, поскольку, согласно ей, ученые должны фальсифицировать и немедленно отбрасывать любую теорию, не согласующующуюся с фактами. С точки зрения Лакатоса, такая позиция является «наивным фальсификационизмом» и не соответствует данным истории науки, показывающим, что теории могут существовать и развиваться , несмотря на наличие большого числа «аномалий» (противоречащих фактов). Это обстоятельство можно объяснить, по мнению Лакатоса, если сравнивать с эмпирией не одну изолированную теорию, но серию сменяющихся теорий, объединенных едиными основополагающими принципами. Такую последовательность теорий он и назвал научно. исследовательской программой. Жесткое ядро программы — это то, что является общим для всех ее теорий. Это метафизика программы: наиболее общие представления о реальности,, которую описывают входящие в программу теория основные законы взаимодействия элементов этой реальности; главные методологические принципы, относящиеся к этой программе. Негативную эвристику составляет совокупность вспомогательных гипотез, которые предохраняют ее ядро от фальсификации, от опровергающих факторов. Это «защитный пояс» программы, который принимает на себя огонь критических аргументов. Позитивная эвристика представляет собой стратегию выбора первоочерёдных проблем и задач, которые должны решать ученые. Наличие поз. эвр. позволяет определенное время игнорировать критику и аномалии и заниматься конструктивными исследованиями. В рамках успешно развивающейся программы удается разрабатывать все более совершенные теории, которые объясняют все больше и больше фактов. Но со временем эвристическая сила программы начинает ослабевать, и перед учеными возникает вопрос о том, стоит ли продолжать работать в ее рамках. Лакатос предлагает следующий критерий рациональной оценки «прогресса» и «вырождена» программы. Программа, состоящая из последовательности теорий Т1 Т2... Тn-1, Тn прогрессирует, если:1)Тn объясняет все факты, которые успешно объясняла Тп-1;2)Тn охватывает большую эмпирическую область, чем предшествуя теория Тn-1;3)часть предсказаний из этого дополнительного эмпирического содержания Тn подтверждается.
Проще говоря, в прогрессивно развивающейся программе каждая следующая теория должна успешно предсказывать дополнительные факты. Если же новые теории не в состоянии успешно предсказывать новые факты, то программа является «стагнирующей», или «вырождающейся».
Лакатос — автор теории и методологии научно-исследовательских программ, направленной на изучение движущих факторов развития науки, она продолжает и вместе с тем оспаривает неопозитивистскую теорию К. Поппера.
Лакатос описал науку как конкурентную борьбу «научно-исследовательских программ». Он вводит понятие положительной и отрицательной эвристики. Исследовательская программа складывается из методологических правил: одни правила указывают каких путей надо избегать — отрицательная эвристика; другие, какие пути надо избирать — положительная эвристика. По Лакатосу у всех исследовательских программ есть твердое ядро. Отрицательная эвристика запрещает использовать опровержения об утверждениях, которые включены в твердое ядро. Вместо этого, выдвигаются новые вспомогательные гипотезы, которые образуют защитный пояс. Этот защитный пояс и должен защищаться от нападок экспериментаторов. Защищая ядро, защитный пояс постоянно подстраивается и переделывается, а иногда и полностью заменяется, в интересах обороны. Если, при этом, все это дает прогрессивный сдвиг, то программа считается успешной. Если же сдвиг регрессивен — программа неуспешна.
В качестве успешной программы Лакатос в приводит теорию тяготения Ньютона. Когда эта теория появилась на свет, вокруг нее было огромное количество аномалий. Но, успешно защищаясь, теория опровергла эти аномалии и превратила их в свое подтверждение. Отрицательная эврастика ньютоновской программы запрещала сомневаться в трех ньютоновских законах. Это ядро полагалось неопровержимым
Согласно концепции И. Лакатоса рост “зрелой”, т.е. уже сформировавшейся, науки представляет собой смену связанных друг с другом теорий, за которыми стоит одна научно-исследовательская программа. Однако это развитие происходит не столько в результате взаимодействия теории и эксперимента (по Попперу), сколько в результате конкуренции научно-исследовательских программ. И сущность научной революции состоит в том, что одна исследовательская программа, в конце концов, вытесняет другую.
Основные исторические этапы в развитие научно-исследовательской программы И. Лакатос обозначает “прогрессом” и “регрессом”. На прогрессивной стадии развития “программы” теории, как правило, нацелены на то, чтобы открывать новые, ещё неизвестные науке факты, в то время как на регрессивной стадии теории, напротив, создаются, как правило, лишь для того, чтобы разобраться с уже известными фактами.
Ценность такого духовного образования как научно-исследовательская программа заключается в способности пополнять наши знания и предсказывать новые факты.
54. Теории общественного развития. Основные представители и идеи.
Фундаментальные теории трансформации общества, выработанные современной
социологией за полторы сотни лет, можно сгруппировать в два типа: теории
развития и теории изменений.
Теория общественного развития - модель универсальных, перманентных и
однозначно направленных трансформаций общества. В рамках теории развития
источники, логика, сферы трансформаций исторически и культурно инвариантны.
Для теорий развития характерны дедуктивность и детерминизм. Классическими
примерами теорий развития могут служить: закон трех стадий интеллектуальной
и социальной эволюции (О. Конт), закон смены социально-экономиче-
ских формаций (К. Маркс), теория функциональной дифференциации (Т.
Парсонс), теория перехода к постиндустриальному обществу (Д. Белл).
Закон трех стадий - по О.Конту - закон интеллектуального развития индивида и общества, включающий три стадии:
-1- теологическую: господство религиозных представлений;
-2- метафизическую: замена традиционных верований критической философией; и
-3- позитивную: интеграция и рациональная организация общества под влиянием позитивной философии.
Основу общественно-экономической формации, по К.Марксу, составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Основные производственные отношения, по К.Марксу, – это отношения собственности. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в процессе социальной революции. Основой социальной революции является углубляющийся конфликт между вышедшими на новый уровень производительными силами общества и устаревшей системой производственных отношений. Революция приводит к смене господствующего класса. Победивший класс осуществляет преобразования во всех сферах общественной жизни, и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений. Так образуется новая формация.
Парсонс: П. определяет социальную систему как "модель организации элементов действия, соответствующих последовательности или упорядоченному набору изменений интегративных образцов множества индивидуальных актеров". Социальная система, в соответствие с его теорией, предполагает наличие трех подсистем: (1) личностная система (действующие актеры); (2) система культуры (разделяемые ценности, которые обеспчивают преемственность и последовательность норм и предписанных им статусных ролей); (3) физическое окружение, на которое общество должно ориентироваться.. Для того, чтобы выжить, любая система должна отвечать четырем функциональным требованиям: адаптация (к физическому окружению; экономика); достижение целей (средства организации ресурсов для достижения целей и получения удовлетворения; политика); интеграция (форма внутренней и внешней координации системы и пути ее соотнесения с существующими отличиями; социентальное сообщество); поддержание образцов, латентность (средства достижения относительной стабильности; социализация). Данная концепция широко известна под названием AGIL (адаптпция -цель -интеграция -латентность). Все подсистемы связаны между собой "средствами обмена" ("Экономика и общество", 1956), которые представляют собой деньги (А), власть (G), влияние (I), и обязательства (L). Равновесие социальной системы зависит от этих сложных процессов обмена между различными подсистемами. Основными характеристиками современного общества являются: (1) полная дифференциация систем в соответствие со схемой AGIL; (2) доминирование в экономике массового производства, наличие бюрократической организации, -рынок, деньги являются общепризнанным средством обмена; (3) система права - основа социального контроля и координации; (4) наличие социальной стратификации, в основе которой лежит критерий успеха; (5) дифференцированная, сложная система социальных взаимосвязей
Белл
Концепция постиндустриального общества впервые была изложена в вышедшей в 1973 году книге американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество». Белл сформулировал основные признаки такого общества: создание экономики услуг, доминирование слоя научно-технических специалистов, центральная роль теоретического научного знания как источника нововведений и политических решений в обществе, возможность самоподдерживающегося технологического роста, создание новой «интеллектуальной» техники. Анализируя новые черты в экономике, Белл сделал вывод, что в обществе наметился переход от индустриальной стадии развития к постиндустриальной, с преобладанием в экономике не производственного сектора, а сектора услуг.
Теоретик | Источники трансформации | Логика трансформации |
Конт | Интеллектуальная эволюция | Знание-политический строй |
Маркс | Рост производительных сил | Базис-надстройка |
Парсонс | Функциональная дифференциация | A-G-I-L |
Белл | Технологическое развитие | Технология-социальные институты |
В последние сорок-пятьдесят лет теории этого типа были подвергнуты
массированной критике. Начало этой критике положил К. Поппер(1). В 1960-е
гг. продолжателем его идеи развенчания историзма стал Р. Нисбет(2), а в
1980-90-х гг. критика теорий развития была подытожена Р. Будоном(3) и П.
Штомпкой(4).