Философия нового времени БЭКОН И Р. ДЕКАРТ
Основоположником философии Нового времени был английский философ Фенсис Бэкон (1561-1626). Это крупный философ, развивший философию на основа ниях, существенно отличных от предыдущей схоластической философии и средневековой науки. Главную задачу своей философии Ф. Бэкон видел в том чтобы обосновать Новую экспериментальную науку, которая, в чем он был абсолютно уверен, даст человечеству могучие силы. Ф. Бэкон провозгласил высшей задачей познания завоевание природы и усовершенствование челоаече- ской жизни, Наука способна побеждать природу лишь постольку, поскольку она сама «повинуется» природе, то есть действует соответственно ее законам
Предпосылкой преобразования науки Ф. Бэкон считал критику всей предшествующей схоластики и сомнение в истинности всего, что до сих пор "считалось истиной. Недостоверность известного доселе знания обусловлена, с его точки зрения, ненадежностью умо зрительного метода умозаключения и доказательства. Поэтому первым условием реформ науки является усовершенствование методов обобщении, образования понятий. Так как процесс обобщения есть индукция, та логическим основанием реформы науки должна быть новая теория индукции Истинная наука, согласно Ф. Бэкону, чужда заблуждений и должна строиться на переработке данных опытно-экспериментального познания и научно организованных наблюдений.
В работе «Новая Атлантида» Ф. Бэкон, представляя «онаученное» общество, настаивает на том. что возрож дать следует не те или иные учения древнегреческих философов, а дух смелого поиска, присущий их созда телям. В широком смысле слова философия, по Ф.Бэ кону, это система всех опытно-рациональных познаний. В узком смысле слова философия — учение о видах знания и их соотношении, учение о методе познания. В философии даже основные начала подвергаются обсуждению и проверке, тогда как в религии основные начала устанавливаются авторитетом.
Систематизатором бэконовского учения выступил английский философ Томас Гоббс 0588-1679). Era философия была более последовательной, чем у Ф. Бэкона, но более механистичней. По его мнению, реально сушествует не только телкное духовное не субстанционально. Т. Гоббс — типичный представитель метафизичес кого материализма XVH в., сводивший все многообразие природы к механическому движению материальных тел и провозгласивший геометрию главной наукой.
Среди европейских философов первой половины XVII в. едва пи не самым выдающимся был француз Рене Декарт (1596-1650). Он иного сделал для развития философии, физики, математики, физиологии. Р. Декарт был классическим представителем дуализма и рационализма, решительным и непримиримым противникам схоластики. Он стоял за непосредственное познание мира путем эксперимента и размышление
Отвержение авторитетов и догм в рамках философии Р. Декарта вылилось в принцип сомнения. По мнению R Декарта, существует lor, сотворивший две субстанции— протяженную и мыслящую, и существую я — тот, в котором эти две субстанции соединены и который мотет познать и Бога, и созданный им мир. Отсюда первая попытка реализовать идею автономной философии, свободной от авторитетов и мировоззренческих предпосылок, вылилась в построение, опосредованное анализом возможностей разума, картины мира, включающей человека, призванной обосновать систему норм его поведения. Пока же эта картина не завершена, Р. Декарт предлагает следовать правилу скептиков— жить согласно нравам своего народа. Особая роль, которую играет мышление в философской системе Р. Декарта, легко объясняет и рационализм, и признание роли врожденных идей, и высокую оценку интеллектуальной интуиции.
11. Ново время. Ф.Б.(1561-1624) Основатель матер-ма и эксперим. науки нового времени. Из семьи лорда хранителя печати. Избран в парламент. Обвинен во взяточничестве, помилован, вернулся на гос. службу. "Новый органон" - сборник статей по логике. Эмпиризм - не только наблюдение, но и опыт. Родоначальник материализма: основа всего сущего - материя (многокачественная, наделенная ощутительной деятельностью). Цель знания - способность науки увеличивать власть человека над природой. Резко выступал против схоластики. Наука должна быть рацион. переработкой фактов опыта. Исключительное значение наук. Создал свою классификацию на основе памяти, воображения, разума. Учение о 2 истинах: теологической и филосовской, их предметы различны. Признает только науки, построенные на эксперементе и опыте. Новые знания о природе можно получить лишь исследуя ее саму. Преграда на пути к истинному познанию - теория идолов - идол рода (приписывание чел. своих свойств природе вещей, которые он изучает); - идол пещеры (ошибки, связанные с субьективным взглядом чел., с его эмоциями); -идол площади (ошибки, связанные с общественным мнением); - идол театра (внекритическое усвоение ложного мнения, спекуляции в науке, существование авторитетов, влияние традиции). Учение о 4 принципах, связанных с наукой - материя, форма, движущая причина, чель. В связи с тем, что был сторонником эмпирического знания, выработал 3 таблицы учета наблюдении: 1.Таблица позитивных инстанций: обзор всех известных случаев в обл. изучаемого процесса. 2.Таблица негативных инстанций. 3.Сравнение + вывод о том, что преволирует. Две части души - чувственная и разумная. Общество: описал утопическое общество на острове Новая Атлантида (идеализированное об-во, под руководством философов, без воровства, но остались классы). Заслуга Б. в развитии фил. закл. в том, что он 1) восстан. матер. традиции и произвел переоценку фил. учений прошлого, возвысил ранний греч. матер-м. и вскрыл заблуждения идеализма 2) выработ. собств. матер. понимание природы, положив в основу взгляд на материю как сов-ть частиц, а на природу - как на сов-ть тел, наделенных разными кач-ми.Т.Гоббс (1588 - 1679) - в семье священника, Оксфорд, гувернер в аристократической семье. "Левиофан", "Трактат о чел. природе", "О теле", "О чел.", "О гражданине". Гносеология = эмпирическое Бэкона + рациональное Декарта. Истина: познание, опирающееся на веру не может дать действительной истины.Материальное тело первично, у мат. тела существуют атрибуты: движение, покой, цвет, но это следствие мех. различия вещей. Об-во: основа общества - договор. Признает монархию. Войны естественное состояние общества. Этика: стоит за нравственные природные черты человека. Зло предмет отвращения, благо - предмет стремлений чел. Благо и зло относительны. Геометрию прозглашает главной наукой. Мир - подвержен з-нам мех. движения. Вера в бога - плод воображения. Опыт дает только единичные знания.
Сенсуализм Джона Локка.(1632-1704) Из чиновников. Учился в Оксфорде. Гонения со стороны королевской власти, эмиграция. Сенсуалист - признает чувственное познание. Материалист: существует мир материальных обьектов в движении, в пространстве, во времени. Сознание - продукт материи. Учение о двух классах качества всех материальных тел: - первичные, не зависят от человека (пространство, масса, движение); - вторичные, те что даны нам в ощущение, может они и ложны (цвет, форма, тяжесть, вкус, звук, ...); Гносеология. "Опыт чел. разума". Отвергает учен. Декарта о врожденных идеях. Идеи возникают в следствие действия внешних вещей на органы чувств или в следствие внимания направленного на состояние и деятельность души. Продолжил эмпиризм Бэкона. Все знания из опыта, а опыт складывается из ощущений. Познание Знание: 1-беспорное - продукт мышления; 2- правдоподобное, на основе непоср. внешнего опыта. Чтобы начать исследов. разнообр. проблем, необх. сначала изучить способности нашего собственного познания. т.е. что оно может достичь, каковы его границы, каким образом оно получает знания о внешнем мире. Происхождение и характер познавательной деятельности: 1.Нет врожденных идей, все знание рождается в опыте. 2.Душа при рождении - чистая бумага. 3.Нет ничего в интелекте, чего бы не было прежде в чувственном познании. Чтобы стать знанием материалы идей должны быть переработаны деятельностью рассудка сост. в сравнениии, сочетании и отвлечений. Об-во: за очень ограниченную конституционную монархию. Тезис: состояние равенсттва, в котором вся власть и правомощность взаимны - это действует естественное право чел., тогда можно исключить войны. Этика: сторонник утилитаризма (учение о полезности) - добро то, что дает удовольствие, увеличивает его. Учение Локка направл. против рационализма Декарта и системы Лейбница.
12. Кант. “Критика чистого разума”
Общие сведения: Имануил Кант (1724-1804), немецкий философ, родился в г. Кенигсберге, был ректором кенигсбергского университета, энциклопедически образованный человек. Обосновал гипотезу происхождения солнечной системы из газовой туманности, выдвинул идею эволюции животного мира. Как философ пользовался при жизни общеевропейской известностью, считается родоначальником немецкой классической философии. В философии Канта различают два периода: 1. Докритический; 2. Критический. Основная работа докритического периода “Всеобщая естественная история и теория неба”. В этой работе Кант признает возможность познания мира в его сущности, первопричинах. В критический период Кант публикует свой основные разработки в области теории познания: ”Критика чистого разума” (1781), “Критика практического разума” (1788), “Критика способности суждения” (1790). В этих работах Кант исследует источники и границы познания мира и приходит к выводу, что мир первопричин (т.е. вещи в себе) теоретически познать не возможно. Поэтому Канта именуют агностиком в философской гносеологии и дуалистом (за признание двух первоначал мира - материального и духовного) в философской онтологии. Кант имел работы по социальной философии, его книга “К вечному миру” обосновывает либеральные идеи личной свободы и формального равенства. Кант наиболее известен свои учение о границах познания мира. Поэтому обратимся к “Критике чистого разума”. Эта работа имеет три раздела: 1. Трансцендентальная эстетика . 2. Трансцендентальная аналитика. 3. Трансцендентальная диалектика. Термин “трансцендентальная” Кант употребляет в гносеологическом значении предпосылок, оснований познания, имеющих априорный, доопытный характер. Обратимся к содержанию разделов. В первом разделе “трансцендентальная эстетика” Кант предлагает учение о чувственном познании, критикует рационализм Декарта и Лейбница и эмпиризм Бэкона, обосновывает новый подход к теории познания и дает характеристику форм чувственного познания. Согласно рационализму источник заблуждений находится в чувственном познании; причиной искаженного чувственного познания является воля человека, который принимает желаемое за истину, поэтому, полагают рационалисты философская теория должна быть продуктом чистого разума и строиться методом дедукции из аксиом подобно математике. Возражая рационалистам Кант заявлял что источником теоретических заблуждений является мышление (т.е. рассудок и разум человека), когда оно делает выводы независимо от опытного знания. “Понятия без ощущений - пусты”, - писал Кант. В философии не могут применяться аксиомы как в математике. Философия начинается с допущений и заканчивается определениями, способными подтвердить эти допущения. Критикуя эмпиризм, Кант не отбрасывал его полностью; он соглашался с тезисом эмпиризма, что всякое знание имеет предпосылкой чувственное познание. Но Кант был против утверждения эмпиризма, что теоретические суждения не обладают строгой всеобщностью, объективностью. “Ощущения без понятий слепы”, - заявлял Кант. Кант делал вывод что ограниченность рационализма и эмпиризма состоит в том, что: 1. Познание рассматривалось как созерцание объекта, как его по возможности точное изображение. 2. Субъект познания воспринимался помехой воспроизведения объекта. Кант предложил два новых принципа для теории познания: 1. Принцип творческой активности субъекта познания; причем к этой активности человека побуждает свобода его воли. 2. Творчество в познании протекает по своим законам; эти законы задаются природой человека, его свободой воли. Законом познания является его ступенчатый характер: “Всякое знание, - утверждал Кант, - начинается с чувства, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме”. В чувственном познании Кант называл две функциональные закономерности: 1. Восприятие явления с помощью органов чувств; 2. Упорядочивание ощущений с помощью понятий пространства (т. е. протяженности, объема) и времени (т. е. изменчивости). В результате исследователь получает картину изучаемого явления. Кант именовал пространство и время априорными формами чувственности, которыми обладает исследователь до эмпирического восприятия объекта; они не имеют врожденного характера, как утверждал Декарт, но являются элементами культуры, усваиваемой человеком.
Во втором разделе “трансцендентальная аналитика“ излагается учение о познании причин явлений. Способность рассудка познавать причины Кант именует апперцепцией; речь идет об умении обобщать чувственный материал в понятиях причины, в результате чего мы получаем знания, которые согласуются с нашим опытом. Однако человеку свойственно не только познавать группы отдельных явлений, но и стремления к абсолютному знанию к объяснению всего мира явлений из первопричин. Доказательством этого стремления служит история духовной культуры, например, учение о едином у Платона, атомистическое строение мира у Демокрита и Эпикура, идея Бога в религии. Устремленность к познанию первопричин Кант именует человеческим разумом. Исследованию границ познавательных возможностей разума Кант посвящает третий раздел “трансцендентальная диалектика”. Разум выполняет регулятивную функцию, в познании, побуждает рассудок искать всеобщую причину, но не более того. Кант отказывает познанию в нахождении первопричины, поскольку в этом случае рассудок должен выйти за пределы опыта. Когда исследователь полагает что ему известны всеобщие причины, он впадает в иллюзию. Эта иллюзия характерна для всей предшествующей философии, о чем свидетельствует антиноличность разума, который мыслит противоречиями: например, мир - бесконечен в пространстве и во времени и мир конечен в пространстве и во времени, или Бог существует, и Бог не существует. Кант делает вывод, что возможности теоретического познания мира ограничены человеческим опытом. Мир “вещей, а себе” (т. е. первопричин) недоступен теоретическому, т. е. чистому разуму. Однако это не означает, что мир “вещей в себе” вообще недоступен сознанию человека. Он открывается не теоретическому, а практическому разуму, т. е. разумной воле людей, способных ориентироваться в выборе поступков на общие нормы морали. Основанием морали является религия, именно в религии человек находил конечную цель своей воли. Выводы: Согласно Канту: 1. Истинное знание имеет теоретическую форму, оно есть синтез эмпирического и рационального познания; 2. Границы теоретического познания определены опытом; 3. Существует различие между миром природы (где господствует причинность и необходимость) и миром культуры (где господствует целепологание).
13. Гегель. "Философия истории”
Понятие “немецкая классическая философия”, введенное Ф.Энгельсом, обозначает ту линию в развитии новой европейской мысли 2-й половины 18 века - 1-й пол.19 в., которая была представлена учениями И.Канта (1724-1804), И.Г.Фихте (1762-1814), Ф.В.И.Шеллинга (1775-1854), Г.В.Ф.Гегеля (1770-1831), Л.А.Фейербаха (1804-1872).При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника. Немецкая классическая философия развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно идеологической жизни всей Европы (революции в Англии и Франции), прямо или косвенно затрагивая также немецкие государства (число их приблиближалось к четыремстам) и становилось предметом осмысления живших в них немецких философов, чьи интересы не были национально ограниченными. Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штудгардте в 1770 г. Его отец был секретарем казначейства и входил в состав высшего чиновничества. В семье Гегеля готовили к карьере пастора, для чего он прошел курс обучения в Тюбингенском теологическом институте (1788-1793), где получил степень магистра философии и кандидата теологии. Живой интерес к глубоким социальным преобразованиям, в частности к французской революции, способствовал тому, что Гегель разочаровался в карьере пастора и сосредоточился на социальной философии, однако, смог заниматься ею спустя годы, т. к. вынужден был трудиться домашним учителем (1793-1800). С 1801 года он преподавал в Йенском, а с 1818 года - в Берлинском университете. В 1831г. эпидемия холеры оборвала его жизнь на 62 году. Ученики и последователи Гегеля в 30-е годы издали его лекционные курсы, используя для этого свои наброски, планы, записи - “Лекции по философии истории” (1830 г.) (8 том собрания сочинений). Кроме этой работы известны также две его «Логики» «Феноменология духа». Предметом философии истории Гегель считал развитие “мирового духа” на его высшей стадии. Моментами и ступенями развития мирового духа являются “духи отдельных народов”, чье развитие протекает “во времени и в наличном бытии”. Подобная постановка проблемы позволяет автору выявить влияние географической среды (пространственного соотношения различных природных зон и типов местностей), исторического окружения (пространственно-временной связи сопряженных исторических линий) и демографических ситуаций на характер и формы развития общества, что явилось важной методологической заслугой философа. В разделе “Географическая основа всемирной истории” Гегель формулирует “общие замечания относительно географических различий”: скотоводство является занятием обитателей плоскогорий (патриархальная самостоятельность); земледелием и промышленным трудом занимаются жители низменностей (отношение господства и порабощения); и только торговля и судоходство способны реализовать гражданскую свободу (т. 8. с. 95). Здесь и появляется противоречивость гегелевского метода. С одной стороны, деятельность людей рассматривается им как экономическая, т. е. как удовлетворение жизненных потребностей “с помощью природы, человек изобретает для этой цели орудия” (т. 8. с. 227). С другой стороны, Гегель определяет суть всемирной истории, как “прогресс в сознании свободы”, и утверждает приоритет форм общественного сознания. В частности, отсутствие свободы в древне-восточных деспотиях Гегель объясняет тем, что “восточные народы еще не знают, что дух или человек в себе свободен”; сочетание свободы граждан с рабовладением в античном обществе объясняется наличием знания, что “некоторые свободны”. Реализацию принципа “все свободны” Гегель связывал с “германским миром”, обозначившим народы Западной Европы после крушения Римской империи. Такая трактовка европейской истории была следствием попытки Гегеля применить триаду “тезис-антитезис-синтез”: в восточном мире “свободен один” (правящий деспот) - в греко-римском мире “свободны некоторые” - в германском мире “свободны все”. Решающую роль в осознании принципа “все свободны” Гегель отводил христианству. В дальнейшей истории Европы он считал не свободными лишь те народы, которые не стали исповедовать реформированное Лютером христианство. Одобрение буржуазных “свобод” в области экономики, явившихся результатом французской революции, сочеталось у Гегеля с критическим отношением к демократическим преобразованиям в области политической, т. к. они не сочетались с религиозной реформацией. Важнейшие значения в гегелевской “философии истории” имеет проблема взаимоотношения различных народов. Субъектами всемирной истории являются только те народы, которые создали свои государства: среди европейских народов такая роль признавалась им лишь за греками, римлянами (в прошлом) и германцами (в настоящем). Итак, согласно Гегелю, ведущая роль в мировом развитии еще в античности перешла к европейским народам: “всемирная история направляется с Востока на Запад” (т. 8. с. 98.). Установление гегемонии было результатом военных побед всемирно-исторического масштаба, при этом массы были лишь послушным средством в руках “героев”, деянием которых бесполезно сопротивляться и их нельзя судить с моральной точки зрения. При этом “герои” (А. Македонский, Ю. Цезарь, Б. Наполеон) оказывается лишь “средствами” в деятельности “мирового духа”. Т. о., идея связи тех или иных тенденций исторического развития данного периода с областью ее наивысшего проявления (отдельная страна) - важная методологическая заслуга Гегеля. Этот методологический принцип проявляется в общей направленности социального развития с Востока на Запад и в трактовке генетической структуры каждой из великих эпох по отношению к внутреннему развитию отдельных цивилизаций. Реализация данного принципа осуществлялась Гегелем посредством решения проблем исторической закономерности и прогресса, гегемонии государств и роли личности в истории.
14. Маркс и Энгельс. “Немецкая идеология” (гл.1)
Марксистская философия как диалектический и исторический материализм оформилась в середине 40-х годов 19 века в условиях обострения социальный противоречий европейских стран, в том числе Германии, связанных с ускоренным развитием капитализма и индустриализации. Поиск выхода из противоречий в интересах пролетариата способствовал критической переработке интеллектуального наследия немецкой классической философии, английской политэкономии, французского утопического социализма с позиций материализма. С момента своего возникновения философия Маркса имела революционно-критический характер и ориентировала на коммунистический идеал. В генетическом аспекте принято различать философию молодого и зрелого Маркса. Маркс (1818 - 1863) и Энгельс (1820 - 1895) в свой ранний творческий период повторили путь немецкой интеллигенции. В начале 40-х гг. они примкнули к младогегельянскому движению, стремившемуся из гегелевской идеалистической философии сделать радикальные выводы относительно религии и феодальных порядков. Переход от идеализма и революционного демократизма на позиции материализма и коммунизма стал заметен в 1843-45 гг. в работах Маркса “К критике гегелевской философии права”, “Экономическо-философские рукописи 1844 года”, “Тезисы о Фейербахе”; в работе Энгельса “Шеллинг и откровение”, “Положение рабочего класса в Англии”; в книге Маркса и Энгельса “Святое семейство”. Основные идеи этих работ указывали на возникновение новой философии. Главное отличие своей философии Маркс сформулировал в 11-ом тезисе о Фейербахе: “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его”. Этот тезис подразумевал в онтологическом аспекте признание первичности материи и вторичности сознания, первичности общественного бытия (экономики) относительно политики и форм общественного сознания? В гносеологическом аспекте тезис обосновал материалистическую диалектику в качестве метода познания объективных законов мира и практику как критерий истины. Но решающее значение в переходе от периода молодого марксизма к работам зрелого, систематического марксизма (представленного, например, “Капиталом” Маркса и “Анти-Дюрингом” Энгельса) была их совместная работа “Немецкая идеология”. В ней содержится первое научное открытие марксизма - материалистическое понимание истории. “Немецкая идеология” - это серия критических очерков, задуманных Марксом и Энгельсом в Брюсселе в 1845-1846 гг. В работе - две центральные проблемы: концепция материалистического понимания истории (1 глава, т.1) и противоречия общественного развития и перспективы из разрешения. Первая глава (т.1) “Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений”. В рамках концепции материалистического понимания истории (МПИ) авторы прослеживают формирование и развитие общественно-исторической целостности как органической системы. Данная задача реализуется посредством рассмотрения трех блоков проблем: 1. Предпосылки концепции 2. Собственно концепция 3. Общие выводы. Следует отметить, что “Немецкая идеология” была опубликована после смерти Маркса и Энгельса в 1924 (1 глава) и 1932г. - вся работа. Новая публикация на русском языке 1-й главы “Немецкой идеологии” была осуществлена в 1966г. в журнале “Вопросы философии”. В публикации дается расширенное изложение предпосылок МПИ. Изложение МПИ начинается с констатации трех предпосылок: действующие индивиды, их деятельность, материальные условия жизни. При этом индивиды являются субъектами производственной деятельности; они производят необходимые средства существования, расширяют круг потребностей и воспроизводят человеческий род. Материальные связи между людьми представляют собой историю реального процесса жизнедеятельности. Концепция МПИ включает рассмотрение следующих четырех элементов: производство, общение, политическая надстройка, общественное сознание. Маркс и Энгельс устанавливают зависимость между различными сферами жизни, где главной остается производственная деятельность, т.к. она определяет содержание всех других сфер. Все исторические коллизии коренятся в противоречии между производительными силами и формами общения. Каждая ступень исторического развития характеризуется отношением людей друг к другу и людей к природе. Важнейшей категорией этих отношений является разделение труда: оно определяет уровень развития производительных сил, и порождает классы и государство. В “Немецкой идеологии” устанавливается связь между производительными силами и производственными отношениями. Структурно связь представлена следующими элементами: производительные силы, разделение труда, формы собственности, возникновение классов и государственное конституирование интересов одного класса. Маркс и Энгельс определяют сознание осознанным бытием людей, реальным процессом их жизнедеятельности. К формам сознания относятся мораль, религия, философия, которые развиваются под влиянием материальных условий общества. Маркс и Энгельс после изложения основ МПИ приходят к следующим выводам: 1. Общество - это саморазвивающийся организм. 2. Оно определяется материальным производством и разделением труда. 3. Главным элементом производства остаются собственность и соответствующие ей отношения распределения. 4. На основе формы собственности складываются классовые отношения. 5. Из них возникает государство. 6. Процесс возникновения форм сознания определяется производственными отношениями. Таким образом, на концепцию МПИ, изложенную в 1-й главе “Немецкой идеологии”, опиралась дальнейшая теоретическая деятельность ее основоположников.