Ранняя античная философия: досократики, софисты, сократ.

В истории античной философии принято выделять три периода: 1) досократический период, к которому относят творчество натурфи­лософов, пифагорейцев, элеатов, Гераклита, атомистов и софистов; 2) классический период. На этот период приходится расцвет движения софистов, а также деятельность Сократа, который был их яростным противником. Вершиной же данного периода являются философские концепции Платона и Аристотеля; 3) эллинистический период, то есть период упадка Древней Греии и рождения Римской империи. Фактически это период постепенго заката античной философии. Она начался приблизительно в III в. до н.э. Логичным завершением этот процесса стало событие, произошедшее в 526 году: император Юстиниан распустил все философские школы, существовавшие в Афинах. В этот период огромное развитие получает неоплатонизм, развиваются стоицизм, эпикуреизм, скептицизм и стоицизм. Кроме того, в этот период римская и греческая культура испытывают сильное влияние христианских идей. Досократовский период характерен тем, что ф-фия была космологической. Отсутствуют литературные источники за этот период. Данные о периоде излагаются в учениях Платона, Аристотеля, и др. Греческая ф-фия начинается с произведений Гомера, написанных в художественной форме, где боги и люди высказывают свои мысли. Гессиод. Первым поставил вопрос об основе мироздания, о первопричинах мира, об его структуре, основе, и формах действительности. Он считал основой мироздания – хаос. А человек с помощью каких – то сил или богов этот хаос упорядочил. Основными формами действительности являются: жизненная энергия, земля. Он разделил действительность на: 1) действительность, излучающая свет 2) тьма. Милет – город (6 в. до н.э.) – первая в истории образовательная школа (первый университет, где проводили первые занятия по изысканию ф-фии). Основателем её был Фалес Милесский. Данная школа была основана на передовых знаниях математики и геометрии, т.к. эти понятия были абстрактными. Фалес выдвинул идею существования проматерии, т.е. существования в мире изначально до материи форм. А материальный мир есть дополнение этих идеальных форм. Считается, что Фалес был материалистом. В качестве материальной основы мир он обосновывает воду. Именно вода воплощает в себе все математические и геометрические формы и закономерности. Т.о. Фалес первым из мыслителей обосновывал существование мира как противоречивого между материальностью и идеальностью и определил связь между ними. Следующее направление характерно постановкой проблемы движения. Деятели: Анаксимандр, Гераклит. Софисты и Сократ. Софистами называют древнегреческих философов, выступавших в роли профессиональных учителей «мудрости» и «просторечия». Общее в их взглядах – отказ от религии, рационалистическое объяснение явлений природы, этический и социальный релятивизм. Для них характерно в общем материалистическое понимание природы. Представители этой группы были первыми просветителями – энциклопедистами. В центре их внимания стоял вопрос познания. Некоторые софисты приходили к скептическим выводам относительно бытия и его познания. Представители: Протогор и Горгий. Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для человека выступает как непосредственно данное. Они требуют проверки всякого утверждения. Главным искусством софистов было искусство слова. В центре их внимания человек и психология. Исходный принцип софистов (Протогор): «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Индивид со всеми его особенностями – субъект познания. Все знания о предметах основаны на восприятии через органы чувств, так что чувственное восприятие субъективно. Значит, всякое человеческое знание относительно. Бытие – это не что иное, как изменчивость чувственного мира, каким является индивидуальное восприятие. Руководящий принцип – произвол индивида. Софисты показывают условность правовых норм, государств и моральных оценок. Человеческое общество – мера справедливого и несправедливого. Тезисы Горгия: 1) Ничего не существует.2) Если что-то и существует, то его нельзя познать. 3) Если это и можно познать, то нельзя объяснить и передать другому. Мир только и существует, бытие – изменчиво. Сократ в центре своих философских интересов ставит проблему субъекта – человека, что такое человека, что такое сознание. Человек не может познать природу остается только направить человеческое познание на самопознание, т.е. законы по которым должен жить. «Познай самого себя». Задача Сократа – обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание и доказать, что именно оно должно быть главным судьей над субъектом. Эта высшая инстанция именуется разумом. Она способна дать не только индивидуальное мнение, а всеобщее знание. Философия понималась Сократом как познание добра и зла. Безнравственность – плод познания истины, знание – источник нравственного совершенства. Философия у Сократа – путь к знанию, т.е. формирование добродетельного человека и справедливого государства, а ее главная задача – рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения (мир у Сократа – творение божества великого и всемогущего, а основа мира – духовный принцип). Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который был гарантией постижения подлинной истины. «Демоны», «гении» имеют божественное происхождение. Через них боги сообщают смысл всему мирозданию. Сократовская философия – начало перехода от идеи просто и от материи просто к их диалектике.





Наши рекомендации