Основные социологические теории развития общества.
1)натурализм. - в XVII—XVIII вв. широкое распростр-е получила натур, концепция толкования общественной жизни. Натур-ский ф.принцип требует объяснения соц. явлений исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биол. и др. Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим - человека до уровня природного существа. Подобный подход характерен для всех форм метафизического материализма. Его основной недостаток - принижение человеческой активности и отрицании свободы. Концепция соц. событий принимает фаталистическую окраску. 2)Идеализ.и. Если натуралисты преувеличивали роль естественного отбора в процессе происхождения человека и становления общества, то идеалисты, наоборот, абсолютизировали противоположность природы и общества и не видели их взаимод-я и взаимовлияния. Идеализм в принципе не отрицает роль объективного фактора в истории. Но если с т.зр. натурализма - развитие общества полностью определяется действием законов природы, то в идеализме эту функцию творящего начала - мировой разум (объективный идеализм) или недетерминированная ничем человеческая духовно-волевая активность (субъективный идеализм). 3)Фатализм в понимании общественной жизни из признания неизбежности хода истории, исключая новые возможности развития. Определение соц.действ-сти - фатализм как подчинение человека власти внешней, транстендентной (превышение) ему силу. В жизни общества крайний фатализм отрицает случайность вообще, умеренный фатализм допускает ее как форму опосредования фатума. 4)Субъективиз.и как мировоззренческая позиция, игнорирующая (полностью или частично) объективный подход к действ-сти, стремится поставить активность субъекта вне действия какой бы то ни было закономерности. Идеологический механизм субъективизма в результате вынесения социально значимых проблем за пределы объективной критики. Он выдает корыстные интересы группы или касты за интересы класса, народа или всего человечества и готов использовать любые высокие принципы для оправдания произвола. 5)Волюнтаризм—течение субъективно-идеалистического толка. В понимании общественной жизни возводят в абсолют волю субъекта, его свободу и сводят к нулю роль необходимости, т.е. зависимость деятельности субъекта, ее результатов от объективных законов общественного развития. Волюнтаризм проявляется и в современной социально-политической практике в виде игнорирования объективных условий и попытки волевого решения назревших проблем. Одним из важн-х вопросов ф истории явл проблема периодизации ист-го развития. Ист процесс изучался в двух подходах - стадиально-поступательном или линейном и цивилизованном.. Стад-й подход закл-ся во взгляде на всем историю как на единый процесс поступательного, восходящего развития чел-ва с выделением опр-х стадий в его истории (дикость, варварство, цивилизация), периодов - охотничье- собирательного, землевладельческого и торгово-промышл-го, а также всемирно-истор-х эпох - древневост-й(4-2до н.э.), античной (Здо н.э.-5в н.э), средневековой (6-15 в), новой (15-1917), и новейшей (1917 до наших дни). В рамках новоевроп-й традиции общепр-м было деление истории на три поступ. стадии - Древность, Средние века, Новое время. В маркс-й концепции периодизация ист-го процесса произв-сь через смену общественн-эконом. формаций - первобытнообщ-й, рабовл, феодальной, кап-й и коммунистической. Соврем стадию принято называть этапом постиндустр-го общ-ва Цивил-й подход - в чел истории выд-ся неск-ко самост-х образований - цивилизаций, каждая из к-х имеет свою историю На первый план выдв-ся несх-во эволюции у разных народов и целых регионов. Ц не св-ся к эконом параметру развития общ-ва, вкл-я культурологический, географ-й и духовный параметры, обусл-ие уникальность и неповторимость каждой цивилизации. Ц - это устойчивое культурно-истор-е общ-во людей, отл-ся общностью духовно-нравств-х ценностей и культурных традиций, сходством матер-но-произв-го и социально-полит-го развития, ос-тями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и геграф-х рамок В 18в фр просветители (Вольтер. Тюрго) назвали цивилизованным общ-во, основанное на началах разума и справедл-ти. Для них история - это история прогресса чел-го разума.
Билет 4.
Философия и наука 20 века.
Философия XX века представлена многочисленными и разнообразными концепциями, появившимися с 20-х по 90-е годы. Этот период ознаменован формированием ряда крупных философских направлений, которые создают «философское лицо» века: позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, персонализм, технократизм и др.
Каждое из направлений представлено всемирно известными философами, создавшими свои школы.
Позитивизм. Его основателем считается Огюст Конт, который в истории человеческой мысли выделял три этапа: теологический, метафизический и позитивный. Позитивный этап – это такой этап, когда все явления мира люди начинают объяснять не идеей бога и не из разума, а на основании опыта, эксперимента, позитивных, положительных данных науки. Факты, эксперимент, опыт – вот основания для философских заключений. Каждая наука – сама себе философия, она не нуждается в умозрительных принципах и основаниях. Позитивизм рассматривается как философия отрицания философии.
Идеи позитивизма получили развитие в XX веке в работах Э. Маха, Р. Авенариуса, Б. Рассела, Л. Витгенштейна, Р. Карнапа и др.
Основные принципы позитивизма состоят в следующем:
– опыт является и первичным, и единственным источником знания;
– каждая наука вырабатывает собственные внутренние принципы исследования своего объекта;
– вещи – это комплексы ощущений;
– задача философии – изучение языка и методов науки.
В своем развитии позитивизм разделился на логический позитивизм (задача философии – изучение логики науки) и семантический позитивизм (задача философии – изучение языка науки).
Прагматизм. Основателем его считается И. Бентам, который ввел принцип утилитарности, полезности как основания оценки всех явлений жизни. Крупнейшими представителями прагматизма являются У. Джемс, Д. Дюи, С. Хук, Ч. Пирс. Прагматизм (от греч. прагма – практика, действие, дело) в качестве истины утверждает принцип полезности, практической ценности тех или иных научных положений: истинно то, что выгодно, что приносит пользу. Поскольку у каждого человека существуют свои критерии оценки полезности или вредности, поэтому каждый прав по-своему. Отсюда основной принцип прагматизма – плюрализм истин. Эта идея развернута в работе У. Джемса «Вселенная с плюралистической точки зрения».
Экзистенциализм. Основателем экзистенциализма считается С. Кьеркегор. В XX в. крупнейшими представителями экзистенциализма (философия жизни от лат. экзистенция – жизнь, существование) являются Ж.П. Сартр, К. Ясперс, А. Камю, М. Хайдеггер.
Экзистенциалисты за исходное принимают переживания человека, его интенции (установки), его противоречивое отношение к непокорному объективному бытию. Смысл жизни они видят или в бунтарском противостоянии действительности, или в уходе от нее (самоубийство, пассивность, «игра со смертью»). Экзистенциализм находит себе почву среди молодежи, студенчества, художественной интеллигенции.
Неотомизм. Это направление философии восстанавливает учение средневекового мыслителя Ф. Аквинского. Неотомизм – официальная философия Ватикана. Основными представителями являются: Ж. Маритен, Ортега-и-Гассет. Сущность учения неотомизма заключается в утверждении о необходимости доказательства бытия божия всей системой наук, в том числе философией. К традиционным доказательствам бытия божия неотомисты добавляют современные данные науки: гармоничность, соразмерность, закономерность, упорядоченность мира. Все это служит основанием для утверждений о существовании Творца, Целеполагателя, Композитора мира. В связи с современными данными науки неотомисты активно модернизируют религию, приводя ее в соответствие со светскими концепциями.
Особое внимание в XX в. философы уделяли проблемам развития общества, факторам, определяющим его эволюцию и структуру. Как противостояние психологическим (З. Фрейд) и географическим концепциям объяснения жизни общества сформировались разнообразные технократические концепции: теория стадий роста (У. Ростоу), теория единого индустриального общества (А. Арон), теория конвергенции (З. Бжезинский, А. Сахаров), теория постиндустриального общества (Д. Бэлл) и теория информационного общества (Э. Тоффлер).
Сущность всех этих теорий заключается в абсолютизации роли технического, предметно-вещественного фактора в развитии человечества. Они полагают, что развитие общества однозначно определяется техническим прогрессом, научно-технической революцией, новыми техническими системами и технологиями. При этом забывается роль социальных отношений политико-правовых институтов, социо-культурных закономерностей, то есть того, что с 1948 г. японцами названо «человеческим фактором».
Не надо забывать, что техника является средним звеном в общественной жизни: ее создает человек и ее использует человек. Следовательно, от уровня культуры создателя техники (конструктор, инженер, технолог, дизайнер) и от уровня культуры потребителя техники (шофер, токарь, программист) зависит развитие общества.
Современные представители технократизма особое внимание уделяют компьютерной технике и процессам так называемой компьютерной революции, радикально изменяющей не только производство, но и систему отношений между людьми, само мышление.
Постпозитивизм.Критический рационализм. Центральное место в постпозитивизме 90-х гг. принадлежит критическому рационализму, основоположником которого является английский философ Карл Поппер (р. 1902) – весьма популярный философ, социолог, логик, математический логик.
В конце 40–50 гг. К. Поппер пишет ряд работ, в которых выступает с критикой марксизма и отстаивает идеи социал-реформизма («Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма»). К. Поппер называет «историцизмом» марксизм за то, что последний рассматривает историю общества как подчиненную объективным закономерностям и полагает возможным научное предвидение на основе познания этих закономерностей. К. Поппер исходит из того, что детерминизм К. Маркса – это все тот же ограниченный лапласовский механистический детерминизм. Он считает, что в этом и состоит прежде всего «нищета историцизма» (марксизма).
Поппер ставит интереснейшие проблемы: соотношения закона и тенденции, роли в жизни общества социальной технологии. Так, в работе «Нищета историцизма» он утверждает, что законы и всеобщие тенденции радикально отличаются друг от друга, так как закон всеобщ и действует в любом явлении, а у тенденции такой черты нет. По Попперу, исторический материализм – это некий историцизм, понимаемый им как «историческое творчество», которое якобы заменяет историческую реальность схемой, заранее предопределяющей общественное развитие от первобытного строя через классовое общество к коммунистической эре. Однако Поппер противоречит себе, когда заявляет об утопизме утверждений о преобразовании общественного строя: ведь сам он считает возможным совершенствование общественных отношений, социальных институтов и т. д. на основе социальной инженерии (социальной технологии).
В чем состоит суть философской концепции К. Поппера? Согласно Попперу, существуют три мира: 1) философский, 2) ментальный, 3) мир объективной истины. Последний он понимает как результат человеческого духа, т. е. мир теорий, гипотез, идей. Это – мир роста научного знания. К. Поппер выдвигает, казалось бы, парадоксальную идею: «Лишь те теории в принципе научны, которые, могут быть рано или поздно опровергнуты. Фактически К. Поппер утверждает всеобщий характер относительности знания. За это исследователи и оппоненты упрекают его в релятивизме, т. е. в отрицании абсолютной истины и абсолютизации относительной истины.
Методология науки.Другим представителем постпозитивизма, одной из его школ – философии науки – является американский философ и историк науки Томас Кун (р. 1922). Огромную известность ему принесла книга «Структура научных революций». В этой книге Т. Кун изложил свою концепцию философии науки. По его мнению, история науки – это конкурентная борьба научных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм. Под парадигмой Кун понимает модели теоретического мышления, приверженные различным понятиям, законам, теориям и точкам зрения, с помощью которых идет процесс развития науки.
Обращение к парадигмальному характеру развития науки связано у Т. Куна с принципом фальсификации К. Поппера, т. е. с идеей утверждения в науке новых идей, а не поглощения старого новым.
Широкое развитие на Западе в ХХ веке получили герменевтика, феноменология, структурализм, постмодернизм.
Билет 5.