Эллинистический период в истории философии. Идеи мыслителей.
4 в до н э – 1 в нэ
Сюда относятся эпикуризм, стоицизм, скептицизм.
Для эллинистического периода(периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:
• распространение антиобщественной философии киников;
• зарождение стоического направления философии;
• скептицизм – 4 в до н э – 3 в (одно время были во главе платоновской академии, невозмутиомость, покой, смерть (абсолютный покой) – идеалы скептиков. Главный враг человека – тяга к знанию. Следовать жизни без мнения.
• деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
• философия Эпикура и пр.(живи незаметно, только так возможно счастье, счастье – служение себе, отсутствие страданий и удовольствие мозмжно только благодаря разуму, избежать страза. Двлйственность: человеческий субъективизм на первом плане и умаление человека, ибо философия пробуждает новые желания. Стремиться надо к естественным и необходимым удовольствиям, это делает его независимым)смерть это всего лишь ничто
Отличительные черты эллинистической философии:
• кризис античных моральных и философских ценностей;
• снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;
• отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
• поиск физической и духовной опоры в самом себе;
• стремление к отрешению от действительности;
• преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);
• признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного
человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).
Стоики античной философии.
- Древняя стоя (Зенон, Клеанф)
- Средняя Стоя (Посидоний)
-Поздняя Стоя (Сенека, Марк Аврелий)
Этика соседствует с учением о природе (физикой). Бог не отделен от мира, он его наполняет, как пчелы соты. Бог – огненное дыхание, пронизывающее мир. Мир – единый организм, где никто не знает плана строения его. Человек должен во всем следовать природе, уйти в себя. Идеальное состояние мудреца – апатия. Идеал мудреца – Сократ, принявший смерть. Все что совершает человек он должен делать осознанно и по собственной воле. После смерти человек сливается с мировым целым.
Наиболее видными представителями римского стоицизма (Новой Стои) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Они жили в разное время, различным было и их социальное положение. Но каждый последующий из них был знаком с трудами предшественника. Сенека (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) — крупный римский сановник и богач, Эпиктет (50 — 138 гг. н.э.) — сперва раб, а потом нищий вольноотпущенник, Марк Аврелий (121 — 180 гг. н.э.) — римский император. Сенека известен как автор многих произведений, посвященных этическим проблемам: «Письма к Луцилию», «О стойкости философа»… Эпиктет сам ничего не писал, но его мысли зафиксировал ученик Арриан из Никомедии в трактатах «Рассуждения Эпиктета» и «Руководство Эпиктета». Марк Аврелий является автором знаменитых размышлений «К себе самому». Марк Аврелий — последний стоик античности, и, по сути, на нем стоицизм заканчивается. Стоическое учение во многом повлияло на формирование раннего христианства.
Каково же учение стоиков? Это была эклектическая школа, которая объединяла разные философские направления. Место и роль наук в учении стоиков определялись ими следующим сравнением: логика — это ограда, физика — плодоносная почва, этика — ее плоды. Главная задача философии — в этике; знание — лишь средство для приобретения мудрости, умения жить сообразно Природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье же состоит в свободе от страстей и в спокойствии духа.
Физика стоиков занималась изучением законов и явлений микро- и макрокосмоса.
Логика была своего рода психологией, изучала скрытые механизмы человеческого мышления, что давало возможность познавать и понимать видимые и невидимые явления в Природе и в Космосе.
Этика являлась философией жизни, или практической мудростью, то есть учением о морали.
Стоики признают четыре основных добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Главной добродетелью в стоической этике является умение жить в согласии с разумом.
В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины человеческих проблем во внешнем мире, поскольку это — лишь внешнее проявление происходящего в человеческой душе.
Человек — часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам. Поэтому проблемы и неудачи человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного мира.
Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом — значит научиться видеть во всем проявление Божественного Промысла. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним.
Основными задачами стоической философии были:
- Воспитание внутренне свободного человека, не зависящего от внешних обстоятельств.
- Воспитание внутренне сильного человека, способного выстоять в хаосе окружающего мира.
- Пробуждение в человеке голоса Совести.
- Воспитание веротерпимости и любви к людям.
- Воспитание чувства юмора.
- Умение применять все это на практике.