История возникновения философии. Рассказать не только о западной философии, но и по работе Соловьева.

Возникновение философии – сложное взаимодействие изменившихся социальных и индивидуальных потребностей и возможностей их реализации. Взаимодействие мифологических представлений и зарождающегося научного знания, с одной стороны, особой социальной атмосферы, с другой, и привело к возникновению философии качественно нового явления, отличного от древнего мифа, предфилософских представлений, житейской мудрости и эмпирических наблюдений. Одни считают что миф – источник и внутреннее содержание философского знания, другие – что философия – начальная наука, возникшая в результате эмпирического знания, которое стимулирует дальнейшее развитие научной мысли. Третьи обращаются к социально-экономическим и политическим предпосылкам возникновения философии.

В 7-6 вв до нэ греция переживает взлет духовной жизни. Они занимаются торговлей, торговля расширяет кругозор, открывает возможности для сравнения языка, обычаев, законов. К тому же используются деньги, а деньги – доказательство того, что множество разнородных вещей можно приравнять к одной. Деньги – один из мощных факторов развития абстрактного мышления. К тому же они стимулируют развитие математического знания.

Греческий полис порождает новые отношения. Дух свободной политической дискуссии сочетается с уважением к порядку, закону. Огромную роль приобретает слово, как элемент спора, дискусии. Пробуждается индивидуальное самосознание, что отражается в лирической поэзии.

Политеистическаярелигия способствовала развитию знания и распространению критического мышления. Так Протагор сомневался в существовании богов. Вся жизнь греческого общества строилась на рациональной основе. Миф уже не отвечает запросам человека, реального живущего в мире общего. Философия и есть совершенно новая форма ответа на «бытийную» потребность человека. Философ – мост между мифологическим прошлым и рациональным будущим. У греков не было иного материала для философии кроме мифов, наблюдательности и здравого смысла.

Научное знание, с одной стороны, стало источником критического отношения к мифам и мифологии. С другой стороны, именно возникновение зачатков наук – математики, астрономии, медицины, географии и др. – явилось неиссякаемым источником философии, придало ей, особенно на первых порах становления, научный характер. Следовательно, наука – главный теоретический источник возникновения философии.

В конечном итоге философия представляет собой результат разрешения противоречия между мифом и первоначальной наукой, синтез обобщающей, мировоззренческой установки мифа и эмпирической, наблюдательной установкой древней науки.

Соловьев

что сделала она для человечества за это долгое время

Все есть одно – это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещались человечеству его свобода и братское единение

Буддизм – в этом его мировое значение – впервые провозгласил достоинство человека, безусловность его человеческой личности

Но в греческой религии боготворилась только человеческая внешность, внутреннее же содержание человеческой личности было раскрыто греческой философией

Относительно богов, – говорит тот же Протагор, – мне неизвестно, существуют, они или нет,– узнать это мешает многое – как трудность предмета, так и краткость человеческой жизни". Невозмутимо – презрительный тон этого изречения сильнее всякого напряженного отрицания доказывает полное освобождение человеческого сознания от внешней религии

и буддизм, и софистика имеют выдающийся характер гуманизма

Софистика – это безусловная самоуверенность человеческой личности

Для настоящего же объективного освобождения необходимо, чтобы лицо, освобожденное от внешнего бытия, нашло внутреннее содержание, господство факта заменило бы господство идеи

В свете платонического миросозерцания человеку открываются два порядка бытия – физическое материальное бытие (недолжное или дурное) и идеальный мир истинной сущего, мир внутренней полноты и совершенства

Но уйти в идеальный мир человека может только своим умом, личная же воля и жизнь его остаются по сю сторону

Эта двойственность, остающаяся непримеренную в платонизме, примиряется в христианстве в лице Христа

Истина облекалась в авторитет, требующий слепого доверия и подчинения. Являясь сама как внешняя сила и внешнее утверждение, церковь не могло внутренне осилить, идеализировать, одухотворить существующих фактических отношений в человеческом обществе, и она оставила их рядом с собой, довольствуясь их наружною покорностью

Началось великое развитие западной философии; под господствующим влиянием которого совершены, между прочим, два важных исторических дела: религиозною реформацией XYI века разбита твердыня католической церкви, и политической революцией XYIII века разрушен весь старый строй общества

Философия мистическая провозгласила божественное начало внутри самого человека

Философия рационалистическая провозгласила права человеческого разума, и рушился основанный на неразумном родовом начале гражданский строй за грубыми стихийными силами, делавшими французскую революцию, скрывался, как двигательная пружина, принцип рационализма, выставленный предшествовавшей философией; не даром чуткий инстинкт народных масс на развалинах старого порядка воздвигнул алтарь богине разума

Это развитие философского рационализма от Декарта до Гегеля, освобождая разумное человеческое начало, тем самым сослужило великую службу христианской истине

Развитию именно этой силы, развитию человека, как свободно-разумной личности, и служила рациональная философия

Восстановление прав материи было законным актом в освободительном процессе философии, ибо только признание материи в ее истинном значении освобождает от фактического рабства материи, от невольного материализма. До тех пор, пока человек не признает материальной природы в себе и вне себя за нечто свое, пока он не сроднится с нею и не полюбит ее, он не свободен от нее, она тяготеет над ним, как нечто чужое, неведомое и невольное.

Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание

Философия восстала против этой изменившей своему внутреннему характеру духовной силы, сокрушила ее владычество, освободила, выяснила и развила собственное существо человека сначала в его рациональном, потом в его материальном элементе

Эта двойственная сила и этот двойственный процесс, разрушительный и творческий, составляя сущность философии, вместе с тем составляет и собственную сущность самого человека, того, чем определяется его достоинство и преимущество перед остальной природой

Наши рекомендации