Становление и особенности неклассической науки.
Третья научная революция охватывает период с конца XIX до середины XX столетия и связана со становлением нового, неклассического естествознания. Неклассику от классики отделяет пропасть, мировоззренческий, общекультурный барьер, несовместимость качества мысли. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникают кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной картины мира. В 1905 г. А. Эйнштейном была создана специальная, а в 1916 г. Общая теория относительности. В целом его теория основывалась на том, что в отличие от механики Ньютона, пространство и время не абсолютны. Они органически связаны с материей, движением и между собой. Общий фон: психоанализ показывает непрозрачность субъекта, персонализм делает ставку на личность как самотворящую стихию; модернизм формирует дух эпатажа, отхода от реальности, допущения новых типов реальности, условности, экспериментаторства, дерзкой переделки мира; анархизм и волюнтаризм также характеризуют эту культурную среду. Именно в этой среде складывается новая наука со множеством «не». В процессе всех этих революционных преобразований формировались идеалы и нормы новой, неклассической науки. Вот некоторые из них. 1. Изменение философских оснований науки. Развитие квантово-релятивистской физики, биологии и кибернетики было связано с включением новых смыслов в категории части и целого, причинности, случайности и необходимости, вещи, процесса, состояния и др. Эта «категориальная сетка» (совокупность понятий) вводила новый образ объекта, который представал как сложная система. Объект рассматривался уже не как себе тождественная вещь (тело), а как процесс. 2. Включение субъекта познания в научную картину мира.Идеалом классической науки было полное устранение познающего субъекта из научной картины мира, изображение объекта «самого по себе», независимо от средств и способов познания. В квантово-релятивистской физике в качестве необходимого условия объективности объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом. Иначе говоря, картина объективного мира определяется не только свойствами самого мира, но и характеристиками субъекта познания, его концептуальными, методологическими, инструментальными средствами. В. Гейзенберг был первым, кто произнес фразу о том, что в общем случае разделение субъекта и объекта его наблюдения невозможно, поскольку познание предполагает присутствие субъекта, человека. Стало быть, «в е-з предметом иссл-я является не природа сама по себе, а природа, поскольку она подлежит человеческому вопрошанию, поэтому и здесь человек встречает самого себя». Анализ квантово-механических процессов невозможен без активного вмешательства в них субъекта-наблюдателя. Действительно, поведение атомных объектов «самих по себе» нельзя отделить от их взаимодействий с измерительными приборами, со средствами наблюдения, которые и определяют условия возникновения явлений. Здесь, по словам М. Борна, в физику проникает «неустранимая примесь субъективности». 3. Формирование нового образа детерминизма и его «ядра» – причинности. Классическая физика, как известно, основывалась на механическом понимании причинности («лапласовский детерминизм»). Становление квантовой механики выявило неприменимость причинности в ее прежней, механической форме. Это было связано с развитием статистических теорий, основанных на вероятностных представлениях. Поскольку статистические теории включают в себя неоднозначность и неопределенность, некоторые философы и ученые истолковали этот факт как крах детерминизма вообще, как «исчезновение причинности». (В чем заключается их методологическая ошибка?). Основные черты неклассики: 1. полифундаментализм – предметность сложна, гетерогенна, полиморфна, без онтологического фундамента; 2.Интегратизм – целое и часть нераздельны и неслиянны, не редуцируемы, но проникают друг в друга; 3. холизм – антиредукционизм. Действительность – иерархия целостностей; 4.антисозерцательность – роль оперативно-деятельностного начала, роль в знании средств познания; 5. релятивизм – вариабельно и имеет предел значений все! 6. дополнительность – различные ракурсы видения систем не сводятся к единственному; 7.нелинейность; 8. утрата наглядности. Надежды на абсолютную точность и строгость знания лишены смысла. Это классический миф. Неклассика не порывает с классикой совсем. Связь между ними- в толковании предназначения науки. Они сходятся в том, что задача науки – в потижениии истины, раскрытии тайн бытия. Замыкаясь на натуралистическом отношении «познание- мир», «знание – описание реальности» они одинаково устраняются от аксиологических отношений.