Структура философии как системы знания.
Ф. – наука о всеобщих законах и принципах развития природы, общества, познания и мышления.
Отсюда предмет философии – всеобщие законы и принципы развития, объект – природа, общество, познание, мышление.
Ф. выступает как знание, включает в себя не только научный компонент, но и ценностный (определение ценностных ориентиров) и прагматически-методологический (то есть то , какими методами можно действовать).
Филосовское знание включает знаниевый, аксиологический (ценностный), праксеологический(учение о человеческой деятельности) компонент.
Основные разделы ф. знания:
· онтология – учение о бытии
· гносеология – учение о познании
· философия общества (ф. истории, ф. социология, антропология, этика) – познание всеобщих законов и принципов познания окружающего мира
· логика – познание всеобщих законов и принципов мышления
· диалектика — учение о развитии
· аксиология (теория ценностей);
· герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).
Функции философии в культуре.
1. Экспликации(выявление универсалий) - философская мысль выявляет основополагающие идеи, представления, схемы действия и др., на которых базируется общественно-историческая жизнь людей. Их характеризуют как наиболее общие формы человеческого опыта, - или универсалии культуры. Они выражены на философском языке в категориях, которые отражают наиболее общие связи, отношения вещей.
2. Рационализация - философия (как рационально-теоретическая форма мировоззрения) берет на себя и задачу рационализации - перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта. Выполняет функцию рационализации и систематизации социокультурного опыта, который она обобщает.
3. Критическая - философия освобождает мышление от его внутренних ловушек, от скрытых в нем преград к адекватному восприятию мира, то есть выполняет в культуре критическую функцию, поддавая все сомнению, требуя аргументации и отсека положения, которые не выдержали проверки Задачу разрушения устаревших взглядов подчеркнул Ф. Бэкон, он назвал их "призраками”.
4. Трансляция - будучи своеобразным мировоззренческим ситом, философия таким образом выступает аккумулятором мировоззренческого опыта и формой его трансляции.
В системе культуры философия берет на себя роль критического отбора (селекции), накопления (аккумуляции) опыта миропонимания и его передачи (трансляции) последующим периодам истории.
Исторические и социальные предпосылки возникновения философии.
1. Экономические: век железа дает возможность заниматься не только физическим трудом, но и духовным
2. Социальные: развитие городов явилось результатом появления новых форм социального общежития, появления новых форм властных отношений (Др.Греция – демократические свободы)
3. Появление безличного, писаного права-законы Хамурапи, т.е. уход от персонификации
4. Появление товарно-денежных отношений: деньги, как первая практическая абстракция-развитие абстрактнового мышления, которая входит в жизнь человека, который являлся знаком стоимости, а не просто металла (они выражают труд человека). Появление денег стимулирует развитие вычислений, матем знания.
Особенности древневосточной философии. Основные направления и представители.
Причины зарождения восточной философии:
· ослабление родоплеменных отношений и появление первых гос
· кризис общепринятых морально-нравственных установок
· усиление критического духа и рост научных представлений и знаний
· возникновение оппозиционных настроений в отношении традиционной религии в лице жрецов
· скачок в развитии производительных сил в следствии перехода от бронзы к железу: развитие ремесел и торговли
· появление товарно-денежных отношений
Индия
Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во II тыс. до н. э. Более ранних примеров человечество не знает. Они содержатся в религиозных текстах, в Ведах(“Веды”, буквально означающим знание, ведение), где появляются сутры – выраженные в мифопоэтической форме идеи бытия, времени, пространства, первовещества, причины, касающиеся осмысления традиционной индийской религии брахманизма. Складывались комментарии к Ведам-Упанишады.
Историю инд. фил.принято делить:
1. Ведийский период 2500-500 до н.э
2. Классический (брахмано-буддийский) 500 до -1000н.э
3. Послеклассический 1000-Новое время.
Все фил школы Индии делятся на:
1. ортодоксальные, т.е признающие авторитет Вед и Упанишад:
· Санкхья(мудрец Капила: цель санкьи – разработка и помощь в деле отыскания путей духовного освобождения, отделения духа-пуруши от материи, грубого тела, что приведет к состоянию вечного блаженства и счастья - мокше)
· Йога – ( мудрец Патанджали: учение о познании чел себя и мира через процесс самоуглубления и самосозерцания в йоге. Цель – научить чел освобождаться от волнений, страданий, оков телесного-материального, что поплесу только святым-людям, достигщим нирваны(бессмертие, вечность, конец мира), полностью освободившимся от земного.
· Ньяя (мудрец Готама – глав задача жизни чел –избавление духа –я-от привязанности к телу, к его чувствам и объектам восприятия, что возм при правильном познании действительности, большое значение уделяют технике мышления, всего 4 независимых источника познания: восприятие, вывод, сравнение, доказательство)
· Вайшешика(мудрец Канада, Прашастапад: 7 категорий всего сущего: субстанция, качество, действие-сущ в реальности; а всеобщность, особенность, присущность, небытие-рез чел деят, главная цель чел – освобождение индивид сознания, духа, я)
· Миманса(мудрец Джаймини : гл цель чел жизни – рождение на небесах, где единственно можно достичь высшего блаженства)
· Веданта(мудрец Шанкаре и Раманудже: един источник и главное начало всего сущего0единая высшая духовная сущность-Брахман, постигнув свое истинное я, можно будет слиться с Брахманом и достичь подлинного покоя как высшего блага и цели в жизни; начало мира – три реальности-бог, душа, материя, находящихся во взаимодействии и подчинении)
2. неортодоксальные, т.е не признающие их авторитетными источниками познания истины:
· Локаята (мужрецБрихаспати, Чарвака: не признает авторитета Вед, отрицает сущ-е бога и души, отвергает идею потустороненного мира и закон кармы, матер мир состоит: земля, вода, воздух, огонь – они вечны, неизмсенны, находятся в постоянном взаимодействии, единственный источник познания-ощущения)
· Адживика (мудрец Маркалидева – атомистическоеучние, сущ-ет 4 вида атома, из которых строятся 4 стихии космоса: земля, вода, воздух, огонь, атомы обладают возможностью к сочетанию, они никем не сотворены, вечны, неделимы, одна из разновидностей буддийской философии)
· течения, представленные в форме религиозно-фил учений: буддизм и джайнизм.
Главная цель индийской фид – достижение вечного блаженства как до, так и после смерти, т.е освобождение от всякого зла. Методом достижения этой цели является уход в себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, чел постигает единое, нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм.
Индийская фил мысль предстает как целостная концепция личности, стремящаяся помочь чел в его волнениях и страданиях. Инд тип фил-я сосредотачивает внимание на индивиде, абстрагируясь от сложных соц связей. Более того, инд фил ориентирует на уход от этих связей, ищет пути достижения независимости субъекта. Нирвана и йога служат адаптации не столько мира к чел, сколько человека к миру. Инд фил полагает , что если мир удовлетворяет чел, то надо изменить не мир, а чел.
Джайнизм
Направленность на индивида, личность. Центральная проблема – личность, ее место в мироздании. Джайнисты старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке. Освобождение духа джайнизм основывает на действии закона кармы, который регулирует связь индивид души с природой. Сущность личности двояка: материальна и духовна. Карма – материя, соединяющая духовное и материальное. Душа может освободиться от кармы в результате благих дел и аскетического поведения. Джайнизм пытается помочь чел спастись, найти вечное блаженство, оказаться в состоянии нирваны. Жизнь надо прожить так, чтобы достичь состояния блаженства, оказаться в состоянии нирваны.
Буддизм
Религиозно-фил концепция, возник в 6-5 в до н.э. Основатель – Сиддхартха Гаутама, кот постиг правильный жизн путь в рез просветления и был назван Буддой-просветленным. Буддизм исходит их равенства всех людей в страданиях, поэтому все вправе избавиться от них. В основе концепции чел лежит идея перевоплощения живых существ. Смерть – распад определенной комбинации дхарм-вечных и неизменных элементов сущего, безначального и безличного жизненного процесса и образование другой комбинации-перевоплощение. Новая сумма дхарм зависит от кармы, т.е суммы грехов и добродетелей чел в прошлой жизни.
Будда увидел путь, ведущий к освобождению от всех страданий, т. е. к “нирване”.
Четыре Благородные Истины”.
Суть их сводится к следующему:
- вся человеческая жизнь — это сплошное страдание;
- причина страданий — стремление к удовольствиям;
- прекратить страдания можно лишь на путях отказа от привязанностей и отрешенности;
- ведет к прекращению страдания “Благородный Восьмеричный путь”, предполагающий использование верных взглядов, верного намерения, верной речи, верного действия, верных средств жизни, верного усилия, верного памятования и верного сосредоточения.