Государство как политический институт: происхождение, признаки, функции.

Центральным институтом политической системы является государство.

Четкое разграничение государства и общества было обосновано в теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимания как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.

Признаками государства, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются:

1) деление населения по территориальному принципу, что порождает такой институт, как гражданство (подданство);

2) наличие особой публичной власти, отделенной от общества;

3) наличие специального слоя, разряда людей, профессионально занятых управлением (бюрократия);

4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций;

5) государственные атрибуты (гимн, герб, флаг).

6) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене);

7) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны);

8) монополия на легальное применение насилия.

Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития.

По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на:

1) Внутренние.

К внутренним относятся:

а) политическая (связана с поддержанием политического господства);

б) правовая (устанавливает правовые нормы и принимает законы, регулирующие общественные отношения, поведение граждан);

в) экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой),

г) социальные (организация системы социального обеспечения),

д) социальная (удовлетворение людей в работе, жилье, поддержании здоровья, осуществлении социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи и т.д.);

е) организаторская (использовании совокупности организационных рычагов для осуществления властных полномочий);

ж) культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения),

з) охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка).

2) Внешние.

Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны (оборонная), вмешательством в дела других государств (военно-агрессивная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли, участием в союзах, блоках.

Форма государства.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

1. Форму правления.2. Форму территориального (государственного) устройства.

3. Политический (государственный) режим.

Форма правления - это способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участия населения в их создании.

Основные формы государственного управления и государственно-территориального устройства стран:

1. Монархии — государства, где власть принадлежит одному человеку и передается по наследству: а) абсолютные монархии — власть монарха ничем не ограничена

б) теократические монархии — глава государства является одновременно его религиозной главойв) конституционные (парламентские) монархии — власть монарха ограничена парламентом, «монарх царствует, но не правит» (Великобритания, Норвегия, Япония и др.).

Конституционные монархии:

1) Дуалистическая монархия (монарх наделён исполнительной и частично законодательной властью) - за-конодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными, исполнительная власть при-надлежит монарху, законы принимаются парламентом, но монарх пользуется правом абсолютного вето.

2) Парламентарная монархия (монарх при данной форме правления "царствует, но не правит") – форма правления, в которой власть монарха ограничена во всех сферах государственной сласти.

2.Республики — государства, где законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству; высшей государственной властью является выборный представительный орган, глава государства также избирается:

а) президентские республики — президент имеет большие полномочия, возглавляет правительство

б) парламентарная республика — правительство возглавляет премьер-министр, президент обладает меньшими полномочиями, чем в президентской республике.

в) смешанная (полупрезидентская) отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и парламентом.

Большинство государств в мире — республики. Форма государственного правления не определяет уровень эко-номического развития страны.

Форму территориального (государственного) устройства.

Административно-территориальное устройство страны обычно является результатом действия экономических, исторических, национальных, культурных и других факторов.

1. Унитарные — административно-территориальные единицы подчиняются непосредственно центральному правительству. Большинство стран в мире — унитарные. Политически однородно, с единой конституцией и право-вой системой.

2. Федеративные — наряду с федеральными законами и органами власти существуют другие государственные образования (республики, штаты, провинции, кантоны и др.), имеющие определенную политическую и экономиче-скую самостоятельность.

3. Конфедерация (объединившиеся государства, сохраняя суверенитет полностью и значительную независи-мость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых дейст-вий.) – единая таможня, единое экономическое пространство.

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм,

способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политиче-ской свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, сущест-вующей в стране.

Политические режимы делятся на:

1. Демократические режимы а) Демократический режим (демократия) - такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ б) Либерализм - характеры: равенства всех людей; индивидуализм, гуманизм.

2. Недемократические режимы:

а) Авторитарный режим - характерно ущемление прав человека, власть не формируется и не контроли-руется народом, более мягкий по сравнению с тоталитаризмом, однако при нём личность не пользуется всеми пра-вами и свободами, хотя они и провозглашаются.

б) Тоталитарный режим - государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Характери-зуется крайним центризмом, вождизмом, действует только правящая политическая сила, оппозиция не допускается, насилие носит характер террора. Фашизм представляет собой разновидность тоталитаризма, основанную на нацио-налистической или расистской идеологии, возведённой в ранг государственной.

в) Деспотический режим - деспотический режим характеризуется полным бесправием подданных, жесто-ким подавлением любого возмущения, как правило, опирается на религию, он характерен для абсолютной монар-хии. Тирания как разновидность деспотизма представляет собой угнетение завоёванных народов.

Анархия - анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие.

Наши рекомендации