Понятие истины и ее критерии.
Истина – это соответствующее реальности содержание наших знаний (Классическая концепция истины, автором которой является Аристотель). Реально существующие предметы (явления, процессы) сами по себе не могут быть ни истинными, ни ложными. Наше знание о них может быть либо истинным, либо ложным. Истина имеет несколько сторон: объективность, абсолютность, относительность и конкретность (диалектико-материалистическая концепция истины). Объективная ист – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Объективная истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, т.е. воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, независимо от личных качеств или социальных характеристик исследователя. Абсолютная ист – понимается как: Полное исчерпывающее знание о действительности в целом (гносеологический идеал). Элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем. Например, все люди смертны. Относительная ист – это такое содержание знания, которое уточняется в ходе познания. Конкретная ист – любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими специфическими обстоятельствами, которые в познании должны учитываться как можно точнее. Объективная, абсолютная, конкретная, относительная истина – это не разные «сорта» истин, а одно и то же знание со своими характерными признаками (свойствами). Альтернативные концепции ист:1. Прагматическая (греч. pragma- дело, действие) концепция. Истинным объявляется то знаний, которое ведет к успешному достижению цели. (Пирс, Джемс, Дьюи). 2. Когерентная (лат. Cohaerentia – связь, сцепление) концепция. Истина – есть свойство самосогласованности и логической непротиворечивости знаний. (Нейрат, Карнап, Решер и др.) 3. Конвенционалистская (лат. сonventio – соглашение) концепция. Истина – есть продукт соглашения внутри научного сообщества. (Пуанкаре, Айдукевич и др.). 4. Экзистенциальная концепция. Истина – есть форма психологического состояния личности. Экзистенциальную истину не познают, а переживают.
Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки.
Наука как объект философского анализа. Наука – это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового, объективно-истинного знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях.Науку рассматривают в единстве 3-4 аспектов: 1) Как сис-ма знаний 2)Как специфический вид деят-ти 3) Как соц. институт 4)Как академ сис-ма. В единстве этих 4-х аспектов наука возникает в 16-17в. Наука как сис-ма знаний. Это развернутый комплекс эмпир-их и теор-их знаний, фунд-ных и прикладных знаний + описывающий и объясняющий науч. единицы. Их гл. особенность – ориентация на раскрытие и форм-ку з-нов. Законы – матрица всей науки. Науч. знания д/б объективными, док-ми, истинными, сис-матизированными. Осн. формы вненауч. знания: 1)Ненауч. (несис-мное) 2)Донауч. (предпосылка научного) 3)Паранауч. (греч - около, рядом – нет критерия док-ности). Лженаучные знания – ошибочные знания. Антинаука – сознательно искаженные представления о действительности. Псевдонаука – спекулирование популярными проблемами (например:НЛО).
Как вид деятельн. наука характ-тся след.:1)Ориентируется на поиск сущности.2)Работает с идеальными объектами.3)Наличием опред. системы ценностей: ценность объективной истины, ценность разума и т.д.4)Наличием опред. набора тех. устройств. 5)Наличием совокупности спец методов, используемых для получения нового знания.6)Способом организации научной деятельности.7)Наличием профессионально подготовленных кадров.
Цель научной деят-сти – дать человеку объективное систематическое знание о мире, вскрыть объективные причины и законы, действующие в мире.Результатом научной деят-сти – явл. систематизированное, практически проверенное знание.
Научная среда рассм-ся на уровнях:1)Сообщество всех ученых.2) национальное сооб-во.3)сооб-во специалистов по какой-то науч дисциплине.4)группа ученых, изучающих одну и ту же проблему.Осн/ функции науки: 1) Культурно-мировоззренческая 2) Ф-ция непосредственной производительной силы: (объяснительная; описательная; прогностическая) 3) Ф-ция соц/ силы.
Нayчное познaние.
Науч.позн-е-отличается по уровню,глубине проникновения в сущность вещей,стр емится выявить з-ны для мира и его компонентов.
Для научного познания характерно наличие 2 уровней: эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоритическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.
Пытаться решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужную информацию или самостоятельно иследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоритического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы иследования в научном познании. Часто говорят, что теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто используют ряд особых логических приемов:
1) прием универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства, наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распространяются на все возможные случаи.
2)прием идеализации, состоящий в том, что указываются условия, при которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут.
3)прием концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получивщие в них достаточно точный смысл и значение.
Важнейшие методы научного познания:
1)Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным называют методом (1)
2)Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в св-вах, интересующих исследователя.
3)Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.