Стр-ра сознания. Сознан и бессознательное. Индивид и общ созн.
Стр-ра сознания. Сознан и бессознательное. Индивид и общ созн.
Созн –высшая форма отраж действ-ти; свойственная только людям как соц сущ-ам, и связанная с речью функция мозга, заключ-ся в обобщенном и целенаправленном отраж действит-сти в ходе практич деятельн, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их рез-ов, в регулировании и самоконтроле поведения чел. Понятие «созн» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психич отраж действ-ти независимо от того, на каком ур-е оно осущ-ся — биологич или соц, чувственном или рацион, тем самым подчеркивая его отнош к материи. В более узком знач под созн подразумевают не просто психич сост, а высшую, собственно человеч форму психич отраж действ-ти.
Развитие созн предполагает обогащение его новыми знаниями об окруж мире и самом чел. Стр-ра созн: 1)Знания 2)Чувства и эмоции 3)Ценности 4)Воля 5)Память6)Воображ. Основн филос-ие концепции созн: 1)Субстанциональная 2)Функциональная 3)Экзистенциально-феноменологическая Отличие созн чел от психики животн:1)Наличие целеполагания2)Наличие развитых форм языка3)Наличие самосозн4)Способн чел к абстрактно-логическому мышл.Обществ созн – не есть сумма индивид-ых созн отдельных людей, а представл собой совокупн идей, взглядов, представлений, учений, сущ-щих в общ-ве и отражающих опред стороны обществ бытия. Оно сущ-ет в открытиях науки,в худ. произведениях,в нормах.Все эти проявления общ.созн-я-необходимое усл-е формирования личного,индивид.созн-яСтруктура обществ созн 1)Ур-ни обществ созн2)Формы обществ сознУр-и обществ созн:Сущ 2 подхода к опред-ию ур-ей обществ созн: гносеологический и социологический.При гносеологическом подходе различают 1) ур-нь обыденного созн и 2) теоретич ур-нь.При социологическом подходе различают 1) уровень общественной психологии и 2) уровень идеологии.Формы обществ созн: 1)Мораль2)Религиозн созн3)Эстетическое сознание4)Политич созн5)Правовое созн6)Научное созн7)Философск созн
В каждой форме обществ созн присутствуют все ур-и обществ созн.
Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.Бессознательное — это совокупн психич явл, сост и действ, лежащих вне сферы человеч разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны созн.Бессозн явл сновидения, гипнотические сост, сост невменяемости и инстинкты, от кот чел как биологическое сущ-во не свободен. Открытие бессозн, исследов его структуры, влияния на индивидуальн и обществ жизнь - заслуга 3. Фрейда. Бессозн он считал центральным компонентом, соотв сути чел психики, а созн - "окно во внешний мир" - лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Бессознательн может направлять повед людей и в этом отнош воздействовать на созн.
Теория познания
Раздел философского знания, изучающий сущность процесса познания, закономерности возникновения и развития знания носит название гносеология ( от греч. gnosis – знание, logos – учение).
Основные проблемы гносеологии: проблема познаваемости мира, проблема предмета и источника познания, структура познавательного процесса, проблема методов и форм познания, проблема истины и ее критериев и т.д.
Познание – это творческая активность человека, направленная на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний.
Результаты познания выступают в форме знаний.
Субъект познания – человек, как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и т.д.).
В роли субъекта могут выступать отдельный человек, социальная группа, общество в целом.
Объект познания – это фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта. Объектом познания могут выступать природа, человек, общество.
Предмет познания – это конкретные аспекты объекта познания, на которые направлена познавательная деятельность. Например, в естественнонаучном знании (физике, химии, биологии и т.д.) объектом познания является природа, но предмет у каждой дисциплины свой.
Нayчное познaние.
Науч.позн-е-отличается по уровню,глубине проникновения в сущность вещей,стр емится выявить з-ны для мира и его компонентов.
Для научного познания характерно наличие 2 уровней: эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоритическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.
Пытаться решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужную информацию или самостоятельно иследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоритического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы иследования в научном познании. Часто говорят, что теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто используют ряд особых логических приемов:
1) прием универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства, наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распространяются на все возможные случаи.
2)прием идеализации, состоящий в том, что указываются условия, при которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут.
3)прием концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получивщие в них достаточно точный смысл и значение.
Важнейшие методы научного познания:
1)Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным называют методом (1)
2)Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в св-вах, интересующих исследователя.
3)Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.
Феномен научной революции.
Развитие знаний происходит постепенно, а также в форме НР. Каждая из них содержит разрушит сторону – освобожд-е от устарев представ-й – и созидател – форм-ние нов взглядов, удержание в обновлен знании полезного из прежн багажа. При этом созд-ся более емкие теории, меняются методы познания, стиль мышления.
1-ая круп/ НР, преимущ-но в естествознании (XV-XVIIв), разрушила геоцентричес сис-му Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галилея, Ньютона, создала классич (мех-кую) КМира. Схоластику заменил стиль мышления, основан на использ-и эмпирич метода. Утвердилась сис-ма мышления, представив мир как твердую материю, подчин жестким законам. Чел в этом мире – побочный продукт звездной эволюции.
2-ая глобальная НР связана с учением Дарвина, появлением клеточ/ теории, открытие з-на сохр-ия и превращения энергии, менделеевской сис-мы хим эл-ов (19в). По разрушительному характеру это была антиметафизическая, а по созидательному – диалектическая революция.
3-ья НР на рубеже XIX-XX веков, охватила значит часть 20 столетия. Было воздвигнуто некласс естествознание. Теория относительности Эйнштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами, работы Бора, другие исследования в ряде наук показали, что мир сложен и что сознание чел-а включено в восприятие дейст-ти. Пространство многомерно, время нелинейно, они тесно переплетены и образуют пространственно-времен континуум. Мир – сплошная динамика, не позволяющая говорить о фиксиров месте в пространстве и о массе покоя. Элемен частицы являют собой сгустки поля. Внутриатомные события неопред-ны, возникают спонтанно и м/б описаны на языке матем вероятностей. НКМира менялась под влиянием диалектической логики и неевклидовой геометрии (19в), теории относительности и квантовой механики (нач 20в.), теорет-кой кибернетики, теории хаоса (с сер 20в.). В построении совр НКМ важную роль сыграли теория нестационарной Вселенной, квантовая химия, генетика, СНГ, теория биологической эволюции и развитие на ее основе концепции био- и ноосферы.
В совр/ эпоху осущ-ся новые радикальные изменения в основаниях науки в рамках новейшей глобальной НР, в ходе кот рождается постнеклассическая наука. Индустриальное общество было основано на капитале и труде, машинной технологии, а постиндустриальное базируется на интеллектуальной технологии, информации и знаниях. Если на классич/ этапе науки осваивались малые сис-мы, на неклассич/ – сложные саморегулирующиеся сис-мы, то постнеклассическая рациональность проявл-ся при переходе к исследованию сложных исторически развивающихся сис-м, кот характеризуются открытостью, нелинейностью, необратимостью процессов, изменениями по схеме: порядок – динамический хаос – порядок. Чел/ действие не явл-ся внешним, а как бы включается в сис-му. Перед чел-ом постоянно возникает проблема выбора (чаще всего не однозначно прочитанного) некот линии развития из мно-ва возможных путей изменения сис-мы. В работах Пригожина вырабатывается новое понимание эволюции. За Вселенной признается первичная динамическая неопределенность, все события непрерывно перетекают в другие. Теории естествознания – лишь создания чел/ разума, их не надо путать с самой реальностью, кот в следующий момент м повернуться совсем другой стороной. Мир предстает как многозначная ветвящаяся древовидная крона ходов движения Космоса, биосферы и истории. Постнеклассическая наука исходит из того, что постоянно изменяются как реальность (наряду с ее относительной устойчивостью), так и «субъект» познания, ибо совершенствуются познавательные способности чел-а. Сложная стр-ра реальности обусловливает смену доминирующих наук. На каждом истор-ом этапе та или иная господствующая область знаний определяется социальным запросом и материально-техническим уровнем развития ЦЛЦ. В 21в более значимыми становятся исследования в обл-ях биологии и человековедении.
Стр-ра сознания. Сознан и бессознательное. Индивид и общ созн.
Созн –высшая форма отраж действ-ти; свойственная только людям как соц сущ-ам, и связанная с речью функция мозга, заключ-ся в обобщенном и целенаправленном отраж действит-сти в ходе практич деятельн, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их рез-ов, в регулировании и самоконтроле поведения чел. Понятие «созн» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психич отраж действ-ти независимо от того, на каком ур-е оно осущ-ся — биологич или соц, чувственном или рацион, тем самым подчеркивая его отнош к материи. В более узком знач под созн подразумевают не просто психич сост, а высшую, собственно человеч форму психич отраж действ-ти.
Развитие созн предполагает обогащение его новыми знаниями об окруж мире и самом чел. Стр-ра созн: 1)Знания 2)Чувства и эмоции 3)Ценности 4)Воля 5)Память6)Воображ. Основн филос-ие концепции созн: 1)Субстанциональная 2)Функциональная 3)Экзистенциально-феноменологическая Отличие созн чел от психики животн:1)Наличие целеполагания2)Наличие развитых форм языка3)Наличие самосозн4)Способн чел к абстрактно-логическому мышл.Обществ созн – не есть сумма индивид-ых созн отдельных людей, а представл собой совокупн идей, взглядов, представлений, учений, сущ-щих в общ-ве и отражающих опред стороны обществ бытия. Оно сущ-ет в открытиях науки,в худ. произведениях,в нормах.Все эти проявления общ.созн-я-необходимое усл-е формирования личного,индивид.созн-яСтруктура обществ созн 1)Ур-ни обществ созн2)Формы обществ сознУр-и обществ созн:Сущ 2 подхода к опред-ию ур-ей обществ созн: гносеологический и социологический.При гносеологическом подходе различают 1) ур-нь обыденного созн и 2) теоретич ур-нь.При социологическом подходе различают 1) уровень общественной психологии и 2) уровень идеологии.Формы обществ созн: 1)Мораль2)Религиозн созн3)Эстетическое сознание4)Политич созн5)Правовое созн6)Научное созн7)Философск созн
В каждой форме обществ созн присутствуют все ур-и обществ созн.
Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.Бессознательное — это совокупн психич явл, сост и действ, лежащих вне сферы человеч разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны созн.Бессозн явл сновидения, гипнотические сост, сост невменяемости и инстинкты, от кот чел как биологическое сущ-во не свободен. Открытие бессозн, исследов его структуры, влияния на индивидуальн и обществ жизнь - заслуга 3. Фрейда. Бессозн он считал центральным компонентом, соотв сути чел психики, а созн - "окно во внешний мир" - лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Бессознательн может направлять повед людей и в этом отнош воздействовать на созн.