Функции философии в культуре: мировоззренческая, методологическая, критическая. Структура философии и основные этапы истории философии.
Метод – это способ действия ведущей к достижению цели. Философское представление о мире помогают ориентироваться в окружающей действительности, в поиске способов достижения цели, особенно когда приходится сталкиваться с принципиально новыми задачами. В этом состоит методологическая функция философии. 2 аспекта:
1)эвристическая. Философия формулирует предположение о природе того или иного явления, предлагает новые подходы его понимания.
2)интегрирующая. Отдельное конкретное уясняется гораздо лучше, когда мы понимаем его место в целостной картине. Это способствует правильной постановке проблем и определение способа их решения. Необходимость синтеза знаний возникает из – за того, что научный прогресс сопровождается дифференциацией наук.
Любой вид челов.деятельности опирается на некоторые основания, исходные представления, установки, схемы действий. Не всегда эти основания ясно осознаются. Философия стремится выявить эти исх.установки. Выразить их с помощью понятий и критически переосмыслить. Критически осмысливая мышления философия должна освободить ум от скрытых в нем самом препятствий к адекватному восприятию мира. Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.Функции фил.: - мировоззренческая ф-ия, кот. связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объясн-м мира, в отл. от всех др. видов и уровней мировоззрения; методологическая, что фил. выступает как общее учение о методе и как совок-ть наиболее общих методов позн-я и освоения действ-ти человеком; прогностическая, формулировка в её рамках гипотез об общих тенденциях разв-я материи и созн-я, чела и мира; аксиологическая – оценка исследуемого предмета с точки зр. самых разл. ценностей; соц. – объяснять соц. бытие и спос-ть его матер. и дух. Изм-ю; гуманитарная – спос-ть формир-ию гуманистич. ценностей и идеалов, утверждению позитивисткого смысла и цели жизни.
4. В религиозном мировоззренииотношение человека к миру опосредуется отношением человека к богу. Поклонение богу как внешнему благу опосредует поклонение высшим нравственным ценностям, смирение перед богом опосредует принятие происходящего как неизбежного. В отличие от религии философия ничего не принимает на веру, подвергает сомнению любые идеи. Общее и различия между философией и религией:- в фил. любая идея м/б подвергнута сомнению; в религии все ответы получ-ся от им. Бога и они однозначны; Главное отличие – антидогматизм (никогда не дать абсол. ответ на вопрос) ответы д/быть относит-ми для разных людей, культур, времен.
5. Философия, как и наука, рациональна. Предлагая определенное понимание мира, она обращается прежде всего к разуму человека, стремится обосновать, логически доказывать выдвигаемые положения.Общее и различия между философией и наукой: Фил. рациональна, обращена прежде всего к разуму человека, не свойственно фантазировать (беспочвенно).Ф.выходит за рамки науки, разбирает вопросы, которые не м/быть проверены в лаб.,если на них есть вообще опред. ответ
6. Предмет философии менялся в ходе истории. Развитие форм осмысления мира:
Миф
Философия религия
Собственно философия частные науки
3 исторические периоды:
1)совокупное знание древних. В древности философия сливается с имеющимися знаниями людей о мире.
2)По мере накопления знаний начинают формироваться конкретные науки. Они первоначально занимались лишь наблюдением и описанием фактов. Философия выявляла общие закономерности, строила общую картину.
3) Формирование теоретических разделов в конкретных науках(19в.). Теперь науки самостоятельно вырабатывают собственные теории.
В 40 – е годы 19 в возникает философское течение позитивизм, который отрицает познавательные возможности философии. Основоположник – Конт полагал, что позитивное знание добывают частные науки, а философия не познает, она лишь обобщает те знания, которые получены частными науками. Философия отличается от науки. Научное знание опирается на факты, даже самые смелые гипотезы должны проверяться в опыте. Философские идеи нельзя проверять в опыте.
7. Структура: философия включает:
Гносеология – учение о познании.
Логика – учение о формах и законах правильного мышления
Антропология – учение о природе человека
Социальная философия – учение об обществе
Этика – учение о природе морали
Эстетика – учение о красоте
Аксиология – учение о ценностях
8. 4 этапа:
1)античная ф-я, 6в.д.н.э.-6в.н.э.(досократовская,классика,элиминизм,неоплатонизм)
2)Средневековая ф-я 4в.-16в.(патристика, схоластика, эпоха возрождения)
3)Ф-я нового времени 17-19в(два направления – рационализм и эмпиризм, век просвещения, 19в – школа немецкой классической философии, неклассическая философия, позитивизм)
4)Современная ф-я 20-21в( логический позитивизм, аналитическая ф-я, экзистенциализм, постмодернизм)
9. Онтология-это учение о бытии, один из разделов философского знания.
10.Материализм – научное фил-е напр-е противоп-е идеализму. Различ-т матер-зм как стихийную уверенность всех людей в объективном сущ-и внешнего мира и как фил-е мировоззрение, предст-щее собой научн.углубл-е и разв-е т. зр. стихийного М.фил-кий М. утверждает первичность мат. и вторичность дух-го, идеального, что означает извечность несотворенность мира. Гераклит, Эпикур, Бэкон, Галилей, Спиноза.
11.Дуализм – фил-е учение, считающее, в противоп-сть монизму, мат-ю и дух-ю субстанции равноправными началами. Декарт, Кант.
12.Идеализм – фил-е напр-е, противо-е матер-зму. И. исходит из первичности дух-го, нематер-го, и вторичности матер-ого, что сближает его с догмами религии о конечности мира во вр. и пространстве. Платон, Гегель, Фома Аквинский
13-14. Проблема предельного основания всего сущего и основные варианты ее решения. Поиски первоначала в ранней греческой философии (Милетская школа, пифагорейская школа, Гераклит Эфесский, Элейская школа, атомисты Левкипп и Демокрит).
Гераклит отрицает существование в мире постоянных вещей. Для него реальность есть процесс, вечный процесс, который сравнивает с течением реки. «Все течет, все изменяется».
Элейская школа. Парменид говорит, что бытие вечно, неподвижно, неизменно, едино, неделимо. Существует то что мыслима, то что не мыслима не существует, небытие не мыслимо, небытие нет.