Средневековая арабо-язычная философия
Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
Казахский Государственный агротехнический университет имени С. Сейфуллина
Кафедра философии
Методическое указание
ФИЛОСОФИЯ
(ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ)
Астана 2006 г.
Разработали: Бурбаев Т.К. Какимжанова М.К.
Рецензент:
Настоящее учебное пособие предназначено для подготовки к промежуточному государственному контролю по философии.
Рекомендуется для студентов и магистрантов.
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры философии
Протокол №_______ от «____»________________2006г.
Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии
Протокол №_______от «_____»________________2006 г.
Предисловие
Данные методические указания предназначены для студентов Казахского Государственного агротехнического университета им. С. Сейфулина.
В данном пособие при составлении тестов авторы ориентировались на требования государственного стандарта по дисциплине «Философия». Данные тесты предназначены для самостоятельной работы студентов
Цель и задача курса ознакомить студентов с основными направлениями философии, сформировать творческое мышление и развить духовный мир личности. Для достижения цели студентам необходимо знать историю философии, овладеть категориальным аппаратом философского мышления, уметь применять методы философии.
Философия изучается студентами всех факультетов университета. Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля.
Освоение учебного предмета завершается экзаменом по всему курсу в объеме программы.
Древний Восток.
1.Основателем даосизма в Китае был:
А) Цзы; В)Лао Цзы; С)Конфуций; Д) Чжуан Цзы; Е) Шан Ян.
2)Недеяние в даосизме — это:
А) полная бездеятельность;
В)необходимое вмешательство в происходящее;
С)планирование своих действий;
Д)внутреннее освобождение от всякой эгоистической деятельности;
Е)милосердие, доброта.
[q][+]Согласно китайской философии, духовным центром человека является:
[a] мозг;
[a]лицо;
[a][+] сердце;
[a] желудок;
[a]кровь.
[q]3:1: Кому принадлежит изречение: «Обучить нельзя только самого умного и самого глупого».
[a] Сократ;
[a] Абай;
[a][+]Конфуций;
[a] Лао-цзы;
[a]Будда.
[q][+]Автор произведения «Лунь – Юй»:
[a] Лао –цзы;
[a][+]Конфуций;
[a] Будда;
[a]Махавир;
[a]Мо-цзы.
[q]3:1: Понятие «Жень» в китайской философии означает:
[a][+] человеколюбие;
[a] недеяние;
[a]ритуал;
[a] сыновняя почтительность;
[a]небо, верховное божество.
[q]3:1:Невидимый, вездесущий закон природы, общества, поведения и мышления человека:
[a] ли;
[a]жень;
[a]янь.;
[a][+]дао;
[a] инь.
[q]3:1:Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:
[a] слушаться старших по возрасту и званию;
[a] сдерживать себя, избегать крайностей;
[a][+]формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления;
[a] быть гуманным;
[a]быть милосердным.
[q]3:1: Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями:
[a][+] отца и сына;
[a] матери и детей;
[a] друзей;
[a] сотрудников;
[a]начальников.
[q]3:1: Кому из нижеследующих китайских мыслителей принадлежат слова: «Я подражаю старине, но не создаю; я верю в древность и люблю ее»?
[a] Лао цзы;
[a][+]Конфуций;
[a] Мо ди;
[a]Гунсунь Ян;
[a]Мудрец Капила.
[q]3:1: Среди постулатов легизма отсутствует следующий:
[a][+] человек от природы добр;
[a] интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимно противоположны;
[a] основной стимул в соблюдении законов — страх перед наказанием;
[a] закон — один для всех;
[a] государство является регулирующим механизмом, который может вмешиваться во все сферы жизнедеятельности людей.
[q]3:1: Школа “Фа-Цзя” исходит из признания:
[a][+]Эгоистической природы человека;
[a] Общественной природы человека;
[a]Неизменной природы человека;
[a]Изменяющейся природы человека;
[a]Эстетической природы человека.
[q]3:1: Школа “Фа-Цзя” считает законопослушность следствием:
[a][+] Насаждения страха в души людей;
[a] Добровольного подчинения требованиям закона;
[a]Естественного состояния людей;
[a]Любви человека к человеку;
[a]Долга человека перед обществом.
[q]3:1:Автором изречения «Не делай людям того, чего не желаешь себе» является:
[a] Лао цзы;
[a][+]Конфуций;
[a] Мо ди;
[a]Гунсунь Ян;
[a]Мудрец Капила.
[q]3:1:Древнекитайская школа, воспевающая всеобщую любовь и отрицающая предопределенность судьбы:
[a] конфуцианство;
[a]даосизм;
[a]легизм;
[a][+]моизм;
[a] натурфилософия.
[q]3:1: Древнекитайская школа утверждавшая, что природа человека изначальна зла.
[a] конфуцианство;
[a]даосизм;
[a][+]легизм;
[a] моизм;
[a]натурфилософия.
[q]3:1:Образ «благородного мужа», обладающего «человеколюбием» встречаем в учении:
[a] Лао –цзы;
[a][+]Конфуция;
[a] Будды;
[a] Махавира;
[a]Мо-цзы.
[q]3:1:Центральной проблемой конфуцианства является:
[a] проблема природы;
[a] доказательства существования бога;
[a][+] проблема человека и общества;
[a] проблемы эстетики;
[a] бессмертия души.
[q]3:1:Ведущие принципы в конфуцианстве: этикет, человеколюбие,…
[a]познание
[a][+]долг
[a]истина
[a]медитация
[a]красота
[q]3:1:Определите философскую традицию, к которой относится принцип «у-вэй»:
[a] буддизм;
[a]моизм;
[a]кинизм;
[a]чарвака-локаята;
[a][+]даосизм.
[q]3:1:Карма в древнеиндийской философии— это:
[a] закон вечного круговорота бытия;
[a] понятие долга и предназначения;
[a][+]закон воздаяния;
[a] выход за пределы круга перевоплощении;
[a]восьмеричный путь.
[q]3:1: Дхарма в древнеиндийской философии—это:
[a][+] понятие долга и предназначения;
[a] закон вечного круговорота бытия;
[a]абсолютное духовное освобождение;
[a]вид религиозно-духовной практики;
[a]восьмеричный путь.
[q]3:1: Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию:
[a] надежду;
[a]любовь
[a]желание
;
[a][+] страдание;
[a] счастье.
[q]3:1: Два вечных начала сущего— пракрити и пуруша — рассматриваются в классической системе индийской философии:
[a] ньяя;
[a][+] санкхья;
[a] веданта;
[a] миманса;
[a]йога.
[q]3:1: Письменный источник философии буддизма:
[a] Махабхарата;
[a]Упанишады;
[a][+]Трипитака;
[a] Ригведа;
[a]Рамаяна.
[q]3:1:Кто из перечисленных представителей философии Индии является автором учения о четырех истинах?
[q][+] Гаотама Сидхартха Будда;
[a] Вардхамана (Махавира, Джина);
[a] Мудрец Канада;
[a]Мудрец Капила;
[a]Конфуций.
[q]3:1:В какой философской системе Индии основной задачей является разработка комплекса приемов, позволяющих достичь освобождения?
[a] вайшешика;
[a]ньяя;
[a]санкхья;
[a][+]йога;
[a] веданта.
[q]3:1: Основателем классической школы джайнизма является:
[a][+] Вардхамана (Махавира, Джина);
[a] мудрец Канада;
[a]мудрец Готама;
[a]Гаутама Сидхартха Будда;
[a]мудрец Капила.
[q]3:1:Школа в древнеиндийской философии, признающая существование двух субстанций дживы (живое) и адживы (неживое):
[a]буддизма;
[a][+]джайнизма;
[a]санкхьи;
[a] локаята;
[a]вайшешика.
[q]3:1: Школа в древнеиндийской философии, признающая принцип ахимсы - непричинения вреда:
[a] буддизма;
[a][+]джайнизма;
[a] санкхьи;
[a]локаята;
[a]вайшешика.
[q]3:1: «Жизнь есть страдание»- леймотив учения:
[a] конфуцианства;
[a]даосизма;
[a]вайшешики;
[a][+]буддизма;
[a] легизма.
[q]3:1:Концепция переселения душ в древнеиндийской философии именуется:
[a][+] сансара;
[a] нирвана;
[a]карма;
[a]дхарма;
[a]мокша.
[q]3:1: Состояние души в древнеиндийской философии, в котором достигается полное освобождение:
[a] мокша;
[a][+]нирвана;
[a] карма;
[a]дхарма;
[a]сансара.
[q]3:1: Первый письменный древнеиндийский источник философии:
[a] "Луньюй";
[a]"Дао дэ дзин";
[a][+] Веды;
[a] "И дзин";
[a]"Иллиада".
[q]3:1: Основной целью «Восьмеричного Пути Освобождения» в буддизме является:
[a][+] нирвана;
[a] познание;
[a]карма;
[a]атман;
[a]сансара.
[q]3:1:Даосский мудрец предпочитает:
[a] Читать стихи;
[a]Петь;
[a][+]Молчать;
[a] Говорить;
[a]Говорить притчами
[q]3:1:Материалистическая школа в древнеиндийской философии:
[a] миманса;
[a]санкхья;
[a]буддизм;
[a]ньяя;
[a][+]чарвака.
[q]3:1: Письменный источник древнеиндийской философии, относящийся к эпической стадии ее развития:
[a] Упанишады;
[a]Ригведа
[a]«Махабхарата»;
[a]«Миманса-сутра»;
[a][+]«Веданта-сутра».
[q]3:1: Как называются ортодоксальные философские системы Индии:
[a] даршан;
[a]сутра;
[a][+]астика;
[a] настика;
[a]тика.
[q]3:1:Как называются неортодоксальные философские системы Индии:
[a] даршан;
[a]сутра;
[a]астика;
[a][+]настика;
[a] тика.
[q]3:1:В переводе с санскрита означает действие, дело, жребий:
[a] атман;
[a] брахман;
[a][+]карма;
[a]дхарма;
[a] нирвана.
[q]3:1: В переводе с санскрита означает вечный закон, долг, которому надлежит следовать:
[a] атман;
[a]брахман;
[a]карма;
[a][+]дхарма;
[a] нирвана.
[q]3:1:Какая из нижеследующих ортодоксальных философских систем индии является дуалистической:
[a] миманса;
[a][+]санкхья;
[a]буддизм;
[a]ньяя;
[a]чарвака.
[q]3:1:Упанишады - это:
[a] Гимны в честь богов;
[a]Гимны жертвоприношения;
[a]Песни лесных отшельников;
[a][+]Ведические философские тексты;
[a]Песнопения и заклинания.
Античная философия
[q]3:1:«Греческим богам пришел конец с тех пор, как Фалес посмотрел на ...», — писал Герцен
[a] землю;
[a][+]воду;
[a] окружающих людей;
[a]летящее облако;
[a]цветущее дерево.
[q]3:1:"Огонь" в качестве субстанции мира признавал:
[a]Фалес;
[a]Анаксимен;
[a]Анаксимандр;
[a][+]Гераклит;
[a] Демокрит;
[q]3:1:Изречение "Человек есть мера всех вещей" высказал:
[a] Платон;
[a]Пифагор;
[a]Парменид;
[a][+]Протагор;
[a]Сократ.
[q]3:1:.Кто является основоположником материализма:
[a] Анаксагор;
[a][+]Демокрит;
[a]Эпикур;
[a]Платон;
[a]Д.Юм.
[q]3:1:Фалес, Анаксимен, Анаксимандр представляют школу:
[a] пифагорейцев;
[a]элеатов;
[a][+]милетскую;
[a] стоиков;
[a]киников;
[q]3:1:Изречение «Все течет, все изменяется» принадлежит:
[a] Сократу;
[a]Платону;
[a]Демокриту;
[a][+]Гераклиту;
[a]Аристотелю.
[q]3:1:Кто считал, что первоначалом мира является воздух:
[a] Аристотель;
[a]Гераклит;
[a][+]Анаксимен;
[a] Сократ;
[a]Платон.
[q]3:1:Что лежит в основе бытия, по мнению Демокрита:
[a] вода;
[a]айперон;
[a][+]атомы;
[a] пустота;
[a]воздух.
[q]3:1:Древнегреческий философ Пифагор утверждал:
[a][+] «Числу все вещи подобны»;
[a] «Война - отец всему и мать всему»;
[a]«Познай самого себя»;
[a]«Я знаю, что ничего не знаю»;
[a]«Все течет, все изменяется».
[q]3:1:Кто дал первичные основания закона единства и борьбы противоположностей:
[a] Фалес;
[a][+]Гераклит;
[a]Парменид;
[a]Платон;
[a]Аристотель;
[q]3:1:Что означает понятие «апатия» в философии стоиков:
[a]отрицание вести общественную жизни;
[a][+]бесстрастное и бесстрашное восприятие жизни;
[a] презрение к устоям и нормам жизни;
[a]нравственное поведение;
[a]экстаз.
[q]3:1:Космос, природа, логос, эйдос, душа - основные категории:
[a] Возрождения;
[a]Средневековья;
[a][+]Античности;
[a] Просвещения;
[a]Нового времени;
[q]Фраза «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит:
а) Пифагору;
в) Гераклиту;
с) Анаксимандру;
д) Аристотелю;
[a] Эпикуру.
[q]3:1:О рабовладельческой демократии он говорил: «Худшее— это большинство»:
[a] Пиррон;
[a] Диоген;
[a][+]Сократ;
[a] Клеанф;
[a]Фалес.
[q]3:1:По мнению этого философа, знание — высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ?
[a] Пиррон;
[a][+]Сократ;
[a] Диоген;
[a] Хрисипп;
[a]Аристотель.
[a]3:1:Стоики признавали три вида движения: пространственное перемещение, изменение качеств и —
[a] духовное восхождение к Единому;
[a]нравственное совершенствование;
[a][+]напряжение пневмы;
[a] укрощение страстей;
[a] страдание.
[q]3:1:Философ делает добро, чтобы быть добродетельным, а не добродетелен, чтобы делать добро, — считали:
[a] скептики;
[a]эпикурейцы;
[a]киники;
[a][+]стоики;
[a] элеаты.
[q]3:1: Поскольку нет никакого основания предпочитать один порядок устройства государства другому, следует подчиняться обычаям той страны, в которой живешь, — так считал:
[a] Клеанф;
[a][+]Пиррон;
[a] Аристотель;
[a]Платон;
[a]Сократ.
[q]3:1:Для Платона мир нереальный и недействительный — это мир:
[a] первоматерии;
[a]эйдосов;
[a][+]множества конкретных предметов и вещей;
[a] представлений;
[a]фантазии.
[q]3:1:Платон создал философскую школу под названием:
[a] Лицей;
[a]Гимназия;
[a][+]Академия;
[a] Агора;
[a]Афинские диалектики.
[q]3:1:По Аристотелю, человек— это:
[a] двуногое без перьев;
[a]нравственное существо;
[a]душа в темнице тела;
[a][+]политическое животное;
[a] биосоциальное существо.
[q]3:1:Кто подразделял мир на "мир идей " и " мир чувственных вещей":
[a] Демокрит;
[a]Аристотель;
[a][+]Платон;
[a] Сократ;
[a]Гераклит.
[q]3:1:"Я знаю, что я ничего не знаю" - провозгласил:
[a] Протагор;
[a][+]Сократ;
[a]Платон;
[a]Парменид;
[a]Эпикур.
[q]3:1: Метод Сократа, способствующий " рождению" истины:
[a] диалектика;
[a]метафизика;
[a]софистика;
[a][+]майевтика;
[a]эклектика.
[q]3:1: Автор трактата «О природе», утверждавший, что все состоит из геометрий-семян.
[a][+]Анаксагор;
[a] Сократ;
[a]Платон;
[a]Парменид;
[a]Эпикур.
[q]3:1: Автор трактатов «Аналогия Сократа», «Государство», «Законы»:
[a] Анаксагор;
[a]Сократ;
[a][+]Платон;
[a] Парменид;
[a]Эпикур.
[q]3:1: Автор трактатов «Метафизика», «Политика», «Риторика», «Поэтика», «Органон»:
[a] Анаксагор;
[a]Сократ;
[a]Платон;
[a][+]Аристотель;
[a] Эпикур.
[q]3:1:Сторонник атомизма, автор писем «К Геродоту», «К Пифоклу», «К Манекею»:
[a]Анаксагор;
[a]Сократ;
[a]Платон;
[a]Аристотель;
[a][+]Эпикур.
[q]3:1: Основная цель философии Сократа:
[a][+]самопознание;
[a] самосовершенствование;
[a]воля;
[a]идей;
[a]идеальное государство.
[q]3:1:Добродетель – сдержанность по Сократу:
[a][+]умение укрощать свои страсти;
[a] способность преодолевать опасность;
[a]стремление соблюдать законы;
[a]целесообразное;
[a]высшее благо.
[q]3:1:Добродетель – мужество по Сократу:
[a] умение укрощать свои страсти;
[a][+]способность преодолевать опасность;
[a] стремление соблюдать законы;
[a]целесообразное;
[a]высшее благо.
[q]3:1:Добродетель – справедливость по Сократу:
[a] умение укрощать свои страсти;
[a]способность преодолевать опасность;
[a][+]стремление соблюдать законы;
[a]целесообразное;
[a] высшее благо.
[q]3:1: Знание по Сократу:
[a] умение укрощать свои страсти;
[a]способность преодолевать опасность;
[a]стремление соблюдать законы;
[a]целесообразное;
[a][+]высшее благо.
[q]3:1:Учение о логической дедукции, созданное Аристотелем называется:
[a][+]силлогистика;
[a] майевтика;
[a]акциденция;
[a]апологетика;
[a]эманация.
[q]3:1: Автор Идеального государства – иерархии трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники:
[a] Анаксагор;
[a]Сократ;
[a]Платон;
[a][+]Аристотель;
[a] Эпикур.
[q]3:1: Платоническая любовь – это:
[a] половая любовь;
[a]любовь к животным;
[a][+]любовь красоты и добра;
[a] любовь к ангелам;
[a]любовь к растениям.
[q]3:1: Нет материи без формы, формы без материи. Мысль:
[a][+] Аристотеля;
[a] Платона;
[a]Протагора;
[a]Зенона;
[a]Анаксимандра.
[q]3:1: Анамнезис – это:
[a][+]теория воспоминаний Платона;
[a] бог-кузнец Платона;
[a]чувственное познание у Аристотеля;
[a]материя;
[a]дух.
[q]3:1: Основные законы формальной логики открыл:
[a] Сократ;
[a]Эмпедокл;
[a][+]Аристотель;
[a] Гераклит;
[a]Плотин.
[q]3:1: Презрев все земные блага, человек должен жить как собака. Мысль:
[a] Анаксагора;
[a]Марка Аврелия;
[a][+]Диогена Синопского;
[a] Пифагора;
[a]Анаксимена.
[q]3:1: Наслаждение по Эпикуру означает:
[a][+] отсутствие страданий;
[a] удовлетворение половых страстей;
[a]духовная устремленность к Богу;
[a] насыщение пищей;
[a]стремление к красоте.
[q]3:1: Круговорот политических форм (3 правильн. и 3 неправ.) открыл:
[a] Плотин;
[a]Сократ;
[a][+]Аристотель;
[a] Платон;
[a]Демокрит.
[q]3:1: Эманация – это понятие в неоплатонизме, означающее:
[a][+] истечение единого;
[a] устремленность к Богу;
[a]взаимодействие тел;
[a]отталкивание тел;
[a]притяжение тел.
[q]3:1: « Человек не должен бояться смерти, ибо когда жив, он еще не умер, а когда умер, он уже не жив.» Эта мысль принадлежит:
[a][+] Эпикуру;
[a] Эпиктету;
[a]Эмпедоклу;
[a]Зенону;
[a]Аристофану.
[q]3:1: Мир объединяет Любовь, а разъединяет Вражда. Это мысль:
[a] Протагора;
[a]Аристотеля;
[a][+]Эмпедокла;
[a] Демокрита;
[a]Диогена.
[q]3:1: Что такое гомеомерии Анаксагора:
[a] геометрические частицы;
[a]мельчайшие семена веществ;
[a]первокирпичики мироздания;
[a]звезды;
[a]земля.
[q]3:1: Мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия), “довлеющий себе” (автаркия) - идеал:
[a][+] Стоиков;
[a] Натурфилософов;
[a]Неоплатонизма;
[a]Гностиков;
[a]Перипатетиков.
Средневековая философия
[q]3:1:Что НЕ относится к характерным чертам философии средневековой Европы:
[a] теоцентризм;
[a] патристика;
[a]креационизм;
[a]провиденциализм;
[a][+]иррационализм.
[q]3:1:Одно из основных философских произведений Фомы Аквинского —
[a][+] «Сумма теологии»;
[a] «О граде Божьем»;
[a]«Государь»;
[a]«Новый органон»;
[a]«Опровержение философов».
[q]3:1:Креационизм объясняет возникновение жизни:
[a] согорганизацией материи;
[a]абиогенезом;
[a] творением;
[a]биогенезом;
[a]появлением из космоса.
[q]3:1:Принцип "бритвы Оккама":
[a][+] "Не следует умножать сущности сверх необходимого";
[a] "Нет ничего в разуме, чтобы до этого не прошло через чувства";
[a]"Существовать, - значит быть воспринимаемым";
[a]"Ни одна субстанция не может естественным образом быть в ибездействиичто тела тоже никогда не могут быть без движения";
[a]Я мыслю ,следовательно ,я существую
[q]3:1: Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
[a] атомизмом;
[a][+]томизмом;
[a]августинизмом;
[a] папизмом;
[a]иррационализмом.
[q]3:1:Исторический период развития схоластики:
[a] IV—Х вв.;
[a]IX—XV вв.;
[a]VIII—XVI вв.;
[a]I—IV вв.;
[a] IV—XVI вв.
[q]3:1:Кто из нижеследующих представителей христианской философии средних веков является автором произведений "О троице", "Исповедь", "О граде Божьем"?
[a]Фома Аквинский;
[a] Уильям Оккам;
[a]Августин Аврелий;
[a]Пьер Абеляр;
[a]Ансельм Кентеберийский.
3:1:Теоцентризм, креационизм, эсхатология, провиденциализм, вера выше разума - основные черты философии:
[a]Возрождения;
[a]Средневековья;
[a]Античности;
[a]Просвещения;
[a]Нового времени.
[q]3:1:Крупный теологический философ, выдвинувший пять доказательств существования Ьога в мире.
[a]Фома Аквинский;
[a]Уильям Оккам;
[a]Августин Аврелий;
[a] Пьер Абеляр;
[a]Ансельм Кентеберийский
[q]3:1:Термин «патристика» означает:
[a][+]догматизация учений «отцов церкви» утверждавших несовместимость религиозность веры с античной философией;
[a] оторванность от реальности, замкнутость, консерватизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, соотношение веры и знания;
[a] процесс постоянного влияния на мир;
[a] учение о Боге, главной причиной всего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог;
[a] Защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму.
[q]3:1:Защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму:
[a][+] апологетика;
[a] схоластика;
[a]патристика
[a]софистика;
[a]эманация.
[q]3:1:Догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией:
[a] апологетика;
[a]схоластика;
[a][+]патристика
[a]софистика;
[a]креационизм.
[q]3:1: «Схоластика» - это:
[a] догматизация учений «отцов церкви» утверждавших несовместимость религиозность веры с античной философией;
[a][+]оторванность от реальности, замкнутость, консерватизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, соотношение веры и знания;
[a] процесс постоянного влияния на мир;
[a] учение о Боге, главной причиной всего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог;
[a] Защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму.
[q]3:1:Теоцентризм – это:
[a] догматизация учений «отцов церкви» утверждавших несовместимость религиозность веры с античной философией;
[a] оторванность от реальности, замкнутость, консерватизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, соотношение веры и знания;
[a] процесс постоянного влияния на мир;
[a][+]чение о Боге, главной причиной всего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог;
[a] Защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму.
[q]3:1:иверсалиями» в средневековой философии понималась:
[a] общие идеи, существующие «до вещей»;
[a]общие идеи, существующие «после вещей»;
[a]общие идеи, существующие «в вещах»;
[a][+]рода общих понятий
[a общие идеи, существующие «около вещей».
[q]3:1:ософского мировоззрения был распространен в средневековой Европе:
[a][+]оцентризм;
[a] антропоцентризм;
[a]космоцентризм;
[a]постмодернизм;
[a]феноменология.
[q]3:1:м этапом развития западной средневековой философии является:
[a] стоицизм;
[a]софистика;
[a]материализм;
[a][+]ластика;
[a] диалектика.
[q]3:1:ной средневековой философии центральным вопросом религиозно-философского рассмотрения был:
[a] человек;
[a] космос;
[a] материя;
[a][+];
[a] душа человека.
[q]3:1:ия – это:
[a]учение о космосе;
[a]учение о Логосе;
[a][+]ние о Боге;
[a] учение о душе;
[a] существование Бога.
[q]3:1: – это:
[a][+]правление в теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими, не сами вещи, а их общее понятие -универсалии;
[a] направление в теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия- универсалии, воспринимали как имена вещей:
[a] учение о Боге, главной причиной всего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог;
[a] оторванность от реальности, замкнутость, консерватизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, соотношение веры и знания;
[a] направление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который по их мнению единый раз сотворив мир, в дальнейшем не участвует в его существовании и не влияет на жизнь и поступки людей.
[q]3:1:лизм– это:
[a] направление в теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими, не сами вещи, а их общее понятие -универсалии;
[a][+]правление в теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия- универсалии, воспринимали как имена вещей:
[a] учение о Боге, главной причиной всего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог;
[a] оторванность от реальности, замкнутость, консерватизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, соотношение веры и знания;
[a] направление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который по их мнению единый раз сотворив мир, в дальнейшем не участвует в его существовании и не влияет на жизнь и поступки людей.
[q]3:1:это:
[a] направление в теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими, не сами вещи, а их общее понятие -универсалии;
[a] направление в теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия- универсалии, воспринимали как имена вещей:
[a] учение о Боге, главной причиной всего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог;
[a] оторванность от реальности, замкнутость, консерватизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, соотношение веры и знания;
[a][+]правление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который по их мнению единый раз сотворив мир, в дальнейшем не участвует в его существовании и не влияет на жизнь и поступки людей.
[q]3:1:о сотворении мира Богом за один день:
[a][+]еационизм;
[a] пантеизм;
[a]схоластика;
[a] эсхатология;
[a] эманация.
[q]3:1:о конце света:
[a] креационизм;
[a]пантеизм;
[a] схоластика;
[a][+]хатология;
[a] эманация.
[q]3:1:уя проблемы человеческой души, Аквинат исходил из того, что:
[a][+]ша есть чистая форма без материи, она бестелесна;
[a] душа является частью тела, выступая его формирующим принципом;
[a] душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом;
[a] душа есть проявление надындивидуального духа, потому она неуничтожима;
[a] душа материальна.
[q]3:1:ческий период, когда философию принято было считать «служанкой богословия»:
[a][+]едневековье;
[a]вое время;
[a] эпоха Возрождения;
[a]античность;
[a] апоха Просвещения.
[q]3:1:у зла Августин Блаженный видит:
[a] в несовершенстве мира;
[a][+]рочности человеческой воли;
[a] в сознании человека;
[a] в чувствах человека;
[a] в подсознании человека.
[q]3:1:тизатор ортодоксальной схоластики, отрабатывающий догматы христианского вероучения в формах здравого смысла:
[a][+]азм Роттердамский;
[a] Фома Аквинский;
[a] Боэций;
[a] Плотин;
[a] Августин Аврелий.
[q]3:1:е - это наша память, настоящее – миг, будущее – напряженное ожидание чего-то. Эта мысль принадлежит:
Ф.Аквинскому;
[a]А.Августину;
[a] У.Оккаму;
[a] Филону;
[a] Эразм Роттердамский.
[q]3:1: Этот мир порожден злым Богом. Это точка зрения:
[a] христианства;
[a][+]гностиков;
[a] манихейства;
[a] Плотина;
[a] Филона.
[q]3:1:“Фабрикация” в философии А.Августина означает:
[a] сотворение Богом природы;
[a]сотворение человеком какой-то вещи;
[a]ложный донос на человека;
[a] предательство;
[a] героизм.
[q]3:1:Как решал вопрос о соотношении истин веры и разума Ф.Аквинский:
[a][+]вера выше разума;
[a] разум выше веры;
[a] они равнозначны;
[a] веры – нет;
[a] истины - нет.
[q]3:1: Учение о граде земном и граде небесном создал:
[a][+]А.Августин;
[a] Боэций;
[a] Ф.Аквинский;
[a] Плотин;
[a] П.Абеляр.
[q]3:1: Вся полнота бытия в Боге. Мир имеет всего лишь причастность к бытию. Эта мысль принадлежит:
[a][+]Ф. Аквинскому;
[a] Иоанну Скотту;
[a] Альберту Великому;
[a] Филону;
[a]П.Абеляру.
[q]3:1:В том виде, в котором она обсуждалась в Средневековье, проблема универсалий впервые была поставлена:
[a] Платоном
[a] Порфирий
[a] Росцеллином
[a] Боэцием
[a] Августином
Философия Нового времени
[q]3:1:Наиболее характерная черта философии Нового времени:
[a] пантеизм;
[a] [+]наукоцентризм;
[a] космоцентризм;
[a] теоцентризм;
[a] гуманизм.
[q]3:1:Автор высказывания «Я мыслю, следовательно, существую»
[a] Ф. Ницше;
[a] А. Камю;
[a] Р. Декарт;
[a] Ж.Ж. Руссо;
[a] Т. Гоббс;
[q]3:1:"Во всем сомневатьс !" -девиз :
[a] И.Ньютона;
[a] Р.Декарта;
[a] Т.Гоббса;
[a] Дж.Локка;
[a] Ф.Бэкона .
4.Кто является автором учения об "идолах " разума:
а) И.Кант;
в) Р.Декарт;
с) Ф.Бэкон;
д) Д. Дидро;
е) Г. Гегель.
5.Автором «Нового Органона», «О достоинстве и приумножении наук» является:
а) Аристотель;
в) аль-Фараби;
с) Ф.Бэкон;
д) Дж.Локк;
е) Р.Декарт.
6.Трактат "Об общественном договоре " написан:
а) Дж. Локком;
в) Ф.Вольтером;
с) Т.Гоббсом;
д) Д.Дидро;
е) Н. Макиавелли.
7.Укажите, как называется направление в теории познания 17-18 вв., признающее чувственный опыт и эксперимент источником знаний:
а) номинализм;
в) реализм;
с) эмпиризм;
д) рационализм;
е) концептуализм.
8. Укажите, как называется направление в теории познания 17-18 вв., признающее разум основой процесса познания:
а) номинализм;
в) реализм;
с) эмпиризм;
д) рационализм;
е) концептуализм.
9.Назовите имя французского философа, математика, представителя классического реализма (17 в.), автора таких произведений, как «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начало философии»:
а) Дж. Локк;
в) Фр. Бэкон;
с) Б.Спиноза;
д) Г.Ф. Лейбниц;
Е) Р.Декарт.
10.Назовите имя немецкого философа – идеалиста (17 в.), автора произведений «Монадология», «Новые опыты о человеческом разуме»
а) Дж. Локк;
в) Фр. Бэкон;
с) Б.Спиноза;
д) Г.Ф. Лейбниц;
е) Р.Декарт.
11.Назовите имя нидерландского философа 17 в., автора произведений «Богословско-политический трактат», «Политический трактат» и «Этика»
а) Дж. Локк;
в) Фр. Бэкон;
с) Б.Спиноза;
д) Г.Ф. Лейбниц;
е) Р.Декарт.
12.Укажите, кто из нижеследующих представителей философии Нового времени отрицал существование врожденных идей:
а) Дж. Локк;
в) Фр. Бэкон;
с) Б.Спиноза;
д) Г.Ф. Лейбниц;
е) Р.Декарт.
13.Метод разработанный Фр. Бэконом:
а) индукция;
в) дедукция;
с) эклектика;
д) майевтика;
е) диалектика.
14.Метод разработанный Р.Декартом:
а) индукция;
в) дедукция;
с) эклектика;
д) майевтика;
е) диалектика.
15.Представитель Нового времени, признававший две субстанции – материю и сознание:
а) Дж. Локк;
в) Фр. Бэкон;
с) Б.Спиноза;
д) Г.Ф. Лейбниц;
Е) Р.Декарт.
16.Представитель Нового времени, признававший одну субстанцию – Бога или природу:
а) Дж. Локк;
в) Фр. Бэкон;
с) Б.Спиноза;
д) Г.Ф. Лейбниц;
е) Р.Декарт.
17.Автор изречения «Свобода есть осознанная необходимость»:
а) Дж. Локк;
в) Фр. Бэкон;
с) Б.Спиноза;
д) Г.Ф. Лейбниц;
е) Р.Декарт.
18.Автор изречения «Знание - сила»
а) Дж. Локк;
в) Фр. Бэкон;
с) Б.Спиноза;
д) Г.Ф. Лейбниц;
е) Р.Декарт.
19.Какое философское направление считает, что единственным источником познания являются ощущения?
а) Сенсуализм;
в) Позитивизм;
с) Томизм;
д) Номинализм;
е) Рационализм.
20. Человеческая душа – tabula raza (чистая доска). Так считал:
а) Дж.Локк;
в) Ф.Вольтер;
с) Г.Гельвеций;
д) Гольбах;
е) Шеллинг;
21.«Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Формула:
а) Сенсуализма;
в) Рационализма;
с) Конвенционализма,
д) Эмпиризма,
е) Априоризма.
22.Монада – понятие:
а) Б.Спинозы;
в) Р.Декарта;
с) В.Лейбница;
д) Дж. Локка;
е) Л. Фейербаха.
23.Автор, признающий две независимые субстанции - мыслящую и протяженную:
а) Р.Дeкapт;
в) Т.Гоббс;
с) Б.Спиноза;
д) Дж.Локк;
е) Ф.Бэкон.
25.Философ, характеризовавший человека как «мыслящий тростник»
а) Б.Спиноза;
в) Дж. Локк;
с) Платон;
д) Б. Паскаль;
е) Д.Юм.
26. Кто разделил опытное знание на “плодоносные” и “светоносные”?
а) И.Кант;
в) Дж.Локк;
с) Ф.Бэкон;
д) Декарт;
е) Спиноза.
27. Человек индивидуалист по своей природе. Эта мысль принадлежит:
а) Р.Декарту;
в) И.Фихте;
с) Т.Гоббсу;
д) Ф.Бэкону;
е) Локку.
28.Обнаружив в Библии сотни противоречий, он доказал человеческое, а не божественное ее происхождение. Кто он?
а) Б. Спиноза;
в) Г.Гегель;
с) Дж. Локк;
д) Фейербах;
е) Фихте.
29. Автор работы: «Трактат о началах знания»:
а) И.Кант;
в) Дж.Локк;
с) Дж.Беркли;
д) Декарт;
е) Спиноза.
30. Автор работы « Трактат о человеческой природе»:
а) И.Кант;
в) Дж.Локк;
с) Д. Юм;
д) Декарт;
е) Спиноза.