Предмет философии. Основные разделы

Предмет философии. Основные разделы

И функции философии. Специфика

Философского знания.

Фил-ия – это одна из старых областей знания. Возникла в 1 тыс до н э. одновременно в Китае, Индии, Египте, Греции. Возникновение фил-ии было подготовлено:1)накоплением знаний,2)неудовлетворенностью господствующих в обществе религиозным мировоззрением. Фил-ия – это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи, т е ее квинтэссенция. Фил-ия – это форма общественного сознания, это учение об общих принципах бытия и познания и об отношении человека к миру. Фил-ия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Предметом фил-ии явл-ся всеобщее в системе мир и человек. Антология-наука об общих принципах бытия. Гносеология-теория познания. Аксиология-наука о ценностях . Праксиология- наука о практике. Фил-ие проблемы охватывают мир в целом, жизнь человека в в целом и отношение человека к миру в целом. Специфика фил-ии категории и законы фил-ии носят всеобщий характер, они распространяются на познание природы, общества и мышления.Структура фил-ии включает след разделы:1)история фил-ии 2)онтология 3) гносеология 4)логика 5) соц фил-ия; Основные компоненты соц фил-ии: 1)фил-ия истории 2) фил-ская антропология 3) общая социология 4) этика 5) эстетика 6)аксиология 7)праксиология 8)фил-ия культуры 9) фил-ия науки и техники 10)фил-ия глобальных проблем современности

Функции: 1) мировоззренческая. Мировозрение –это система наиболее общих теоретических взглядов и представления человека о мирке, и осознание им своего места в этом мире.

2.Метадологическая – философия разрабатывает законы, которые являются основой для познания мира.

3.Гносеологическая( теоритическо – познавательная)–философия разрабатывает формы и методы научного познания, с целью его преобразования в соответствия с потребностями человека.

4.Ценностно – ориентационная- философия восстанавливает иерархию ценностей, способствуют их переоценки в меняющем мире.

5.Прогностическая- философия прогнозирует модели будущего развития

6.Интеграционная- философия позволяет обобщить все формы человеческого опыта

7.Критическая- философия призваны разрушать домены.

8.Идеалогическая –фил-ия разрабатывает идеологию общества.

В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания признается инстинкт, вера, откровение и тд, а само бытие рассматривается как иррациональное.

2. Мировозрение –это система наиболее общих теоретических взглядов и представления человека о мирке, и осознание им своего места в этом мире.

Основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы определяют жизненную позицию в жизни.

Мировоззрение есть у каждого человека, но его уровень, содержания и формы у различных людей не одинаковы. Это зависит, как от объективных факторов, под влиянием которых формируется личность, так и от субъективных особенностей личности.

Мировоззрение носит конкретно исторический характер, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения.

Существенную роль в формировании человека играет принадлежность человека к той или иной социальной группе.

Вместе с тем, в обществе формируются общие человеческие ценности, то есть едины для всех идеи гуманизма, нравственные ценности, эстетические и другие критерии.

Структура мировоззрения:

2 КОМПОНЕНТА: чувства и знания (в выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный).

2 СРЕДЫ: эмоциональная (представлена мироощущением и мировосприятием) и интеллектуальная ( представлена миропониманием, опирающиеся на знания)

2 УРОВНЯ: мироощущение и миропонимание (миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое).

типологии мировоззрения.2 ТИПА: жизненно-повседневная (складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности) и теоретическая (человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.)

Исторические формы мировоззрения:

1.мифологическое мировоззрение (миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства).

2.религиозное мировоззрение (основанное на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей.

3.научно-философское мировоззрение.

от других форм мировоззрения философия отличается тем, что относится к научной сфере общественного сознания, имеет свой специфический аппарат опирающийся в своем развитии ни на одну какую либо дисциплину , а как весь совокупный опыт развития человека.

Философия выступает в 2 направлениях:

1.как информацию о мире в целом и отношении человека к этому миру.

2.как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Формирования научного мировоззрения самая важная и самая трудная задача, она определяет ролью человека в современном обществе. Сегодня от мировоззрения человека зависит воплотит ли он в жизнь гениальные инженерные идеи или превратит этот мир в безжизненную пустыню.

Философские учения Сократа.

Сократ: Философия Сократа касается человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее само себя. Сущность человека сосредоточается в его душе, т.к. она есть то, чему служит тело. Ценность души состоит в познании. Добродетель необходима человеку для возрастания души. Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которой - установить истину. Истина - объективно независимое от мнения людей знание, получаемое в процессе диалога, беседы, когда уточняются понятия. Сократ первый указал, что знание носит понятийный характер. Широко использовал метод индукции (общее из частного). По отношению к материальному миру считал, что его познать невозможно (агностицизм), но душа доступна для познания - в этом суть, предмет философии. Познать самого себя - означает найти общие для всех людей нравственные качества. Человек с помощью души управляет страстями и приобретает счастье, т.к. душа становится добродетельной и гармоничной Человек является строителем счастья/несчастья. Он пытался систематизировать речь: люди порождают зло, т.к. в своих действиях следуют своим понятиям о благе, не знают универсального понятия добра, стремятся к благу для себя, а не к благу вообще. Т.о. Сократ начал искать единственные значения слов - отвлеченные понятия. Знание, по Сократу, есть мысль, понятия об общем, которые раскрываются через определения. Определению понятия предшествовала беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличался в противоречиях – сократический метод - Ирония (майевтика)– показать челу, думающему, что он знает, что на самом деле он ничего-то и не знает. Сократ сравнивал свои приемы с искусством повивальной бабки – он помогал рождению истины в людях. Философия по Сократу - учение о том как следует жить Главная задача познания - познание самого себя. Диалог – основной метод нахождения истины.

Понятие и специфика науки.

Научное познание выросло из познания обыденного, но в настоящее время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга. В чем их главные различия?

1. У науки свой, особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Наука ориентирована в конечном счете на познание сущности предметов и процессов, что вовсе не свойственно обыденному познанию.

2. Научное познание требует выработки особых языков науки.

3. В отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования.

4. Для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования.

5. Наконец, отличны в науке и обыденном познании и способы обоснования истинности знаний.

Можно сказать, что наука - это и итог познания мира. Система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.

Роль и место науки как социального института отчетливо видны в ее социальных функциях. Главные из них - культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальная.

Первая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир.

Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью.

Наконец, роль науки как социальной силы отчетливо проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития, его программирования и т. д. В настоящий период особое место науке принадлежит в решении глобальных проблем современности - экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, проблемы войны и мира и т. д.

Единичное, особенное, общее

. Отдельное - относительно обособленное образование - тело, вещь, явление, процесс, событие. Единичное - это индивидуальные, неповтори­мые черты, свойства, присущие отдельному. Общее - существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдель­ным явлениям определенной группы. Из сказанного становится ясной ошибоч­ность иногда встречающегося в учебной литературе отождествления единично­го и отдельного, рассмотрение единичного'как предмета, вещи, если она одна. Отдельное и единичное не одно и то же. Отдельное - это-вещь в целом, и имен­но ему принадлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единст­вом общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое.

Общее так же объективно, как и единичное.

Сущность и явление

Категории "сущность" и "явление" необходимы для выработки правиль­ного представления о процессе познания. Начинается познание с того, что в процессах и вещах доступно непосредственному чувственному восприятию. Эта внешняя и сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов называется яв­лением. У всех вещей и процессов есть и внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона, относительно скрытая за явлениями и недоступная непосредственному восприятию. Она представляет собой их сущность - основу объекта и главное в нем, единство внутренних, необходимых сторон и связей Сущность обычно выступает как общее, а явление - как единичное, индивиду­альное.

Сущность и явление - разные, даже противоположные стороны одного предмета, но они находятся в единстве и взаимосвязи. Нет явлений без сущно­сти, нет сущности без ее проявлений. Сущность является. Явление существен­но.

Статическая структура

Политическая сфера (власть)

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои, а также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения, которые и образуют социальную структуру общества.

К основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город-деревня, физический -умственный труд, сословия (соц группы, место которых в обществе определяется не их положением в системе соц-экономических отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц-демографические группы -молодежь, муж, женщ, тинэйджеры, пенсионеры, национальные общности - нации, этнические группы.

Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда.

Государство— особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом. Государство – это ядро политической системы, занимающая центральное место в ней. Теологическая теория происхождения государства получила своё распространение в средневековье, в трудах Фомы Аквинского

По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, а зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всём.

Материалисти́ческая (маркси́стская) тео́рия происхожде́ния госуда́рства связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля и др. Они обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства.

Признаки:

Формы гос. устройства

Виды государства по форме правления:

1. Монархия

-абсолютная (неограниченная) Бруней, Саудовская Аравия.

-конституционная (ограниченная, парламентская) Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия.

2. Республика

- президентская. США, Бразилия, Аргентина, Боливия, Сирия.

- парламентская. Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль.

- смешанная. Франция, Россия, Финляндия, Болгария, Австрия, Польша.

Тип республики определяется в зависимости от того, кто в государстве формирует правительство.

Демокра́тия или народовластие - форма правления государством или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия ) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия).

Виды государства по форме устройства . Унитарное государство. Наиболее распространенная ибо вся власть в центре, единое гражданство, единая система законов. Существует единое гражданство, свод законов, одинаковый статус за внешнюю политику отвечает центр. ( Португалия, Греция, Албания, Венгрия) Федерация. (20 государств) США, РФ, Австрия, Аргентина, Индия, Канада. Это равенство центра и регионов, равенство субъектов между собой, территория в виде синтезов субъектов. Есть 2 уровня власти: федеральный, республиканский двух палатный парламент. Субъекты не могут выйти из состава. Федерация строится по территориальному признаку, по национальному (Индия), по смешанному (РФ)

Конфедерация. Очень редка. Швейцарский союз, Ганзейская лига, США, Канада; Современные: союз России-Белоруссии, СНГ. Вся власть находится на местах, это не государства, а союз государств для решения вопросов; отсутствие гражданства и законодательства. Большинство таких государств стали федерациями.

Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание соответствовало объективным потребностям человеческого духа. Эти духовные потребности должны быть удовлетворены. Стремление отвергнуть религию должно было сопровождаться созданием такой системы общечеловеческих ценностей, которая могла бы заменить человеку соответствующие духовные, религиозныепотребности.

Социальная память.

Предмет философии. Основные разделы

Наши рекомендации