Свобода личности и ответственность
1. Существует несколько сот определений культуры: универсального определения культуры нет. Философское понимание культуры есть осмысление выраженного в ней стремления к безграничности и универсальности человеческого развития.
В философии выделяют два подхода к культуре: узкий и широкий. В узком смысле культура рассматривается как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Элементами культуры являются знания, ценности, идеалы, социальные нормы, обряды, обычаи, традиции. В широком смысле слова под культурой понимают совокупность материальных и духовных ценностей, а также способы их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавая от поколения к поколению. Деление культуры на материальную и духовную относительно. Они взаимодополняют друг друга. Культура выступает как средство самореализации и основание ценности человека.
Развитие культуры носит противоречивый характер, который включает прогрессивные и регрессивные моменты.
2. Понятие «цивилизация» входит в научный обиход около середины ХVII в. Общепринятого философского взгляда на понятие «цивилизация» еще не сформировалось. Можно выделить несколько определений цивилизации:
как определенной ступени развития культуры отдельных народов и мира в целом (А. Тойнби, П. Сорокин);
как этапа общественного развития, следующего за варварством и характеризующегося образованием государства (Л. Морган, Ф. Энгельс);
как характеристики целостности всех культур, подчеркивающей их общечеловеческое единство (К. Ясперс);
как конечного момента в развитии того или иного народа или региона (О. Шпенглер);
как материальной деятельности и ее результатов, в отличие от культуры как сферы только духовной деятельности (Н. Бердяев, С. Булгаков).
Во всех перечисленных вариантах понятия культуры и цивилизации тесно связаны друг с другом и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры.
В философии существуют цивилизационный и культурологические подходы к мировой истории.
Цивилизационный подход к мировой истории разработал английский историк А. Тойнби. Для А. Тойнби цивилизация – особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели.
Выделив в качестве основного критерия религию, он насчитал пять основных цивилизаций – китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущая сила развития цивилизации – творческое меньшинство. Прогресс человечества заключается в его духовном совершенствовании. Смысл истории для А. Тойнби состоит в реализации нравственного и творческого человеческих достоинств.
Культурологический подход к истории широко использовал О. Шпенглер, взгляды которого широко были распространены на Западе в первой половине ХХ в. Каждая культура, по его мнению, существует изолированно и замкнуто. Она рождается, зреет, живет и умирает подобно организму. Таких культур Шпенглер насчитал восемь: индийская, китайская, египетская, вавилонская, античная, арабская, русская и западноевропейская. Смерть культуры начинается с возникновением цивилизации, когда вся культура сосредоточивается в крупных городах. Городской житель, считает Шпенглер, лишен традиции и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованы, но не имеют культуры.
3. Особенности западной и восточной культур анализировались многими деятелями культуры, причем или в смысле конфронтации, или с приматом Запада или Востока. Современный подход, основываясь на признании неустранимости культурных различий, признает, что культуры Запада и Востока являются взаимодополняющими и представляют собой определенную целостность. Взаимостимуляцию Запада и Востока можно проследить в самых различных областях жизнедеятельности общества – от экономики до религии.
Под термином «Запад» в философии понимают особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе в ХV–ХVII вв. Характерные черты западной цивилизации – быстрое изменение техники и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных знаний.
Восточный тип культуры в философии получил название «традиционного общества». В культуре традиционного общества приоритет отдается традициям, стилям мышления, образцам и нормам, аккумулирующим опыт среды. Инновации, как в сфере производства, так и сфере регуляции социальных отношений допускаются в традиционном обществе только в рамках апробированных традиций.
Вопрос об отношении России к культурам Запада и Востока стал предметом теоретических дискуссий в ХIХ веке. В полемике западников и славянофилов сформировались две противоположные версии культурной принадлежности России. Западники связывали будущее России с ее самоидентификацией в русле европейской социокультурной традиции, а славянофилы – с развитием ее самобытно-культурной самодостаточности.
Евразийская историко-культурная концепция (Н. Трубецкой, Г. Флоренский, Г. Вернадский и др.) рассматривает Россию как Евразию – особый мир, занимающий срединное пространство Азии и Европы. Евразийцы настаивали на исключительности России. Они усматривали своеобразие русского национального самосознания в том, что громадные пространства России, расположившейся в двух частях света, накладывали отпечаток на своеобразие ее культурного мира. Евразийцы подчеркивали особое влияние на него «турансило» (тюркско-татарского) фактора. Темы, поднятые в дискуссиях западников, славянофилов и «евразийцев», продолжают обсуждаться в современной российской философии.
4. Под духовной жизнью общества понимают ту область бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной действительности, а в форме реальности, присутствующей в нас самих, являющейся неотъемлемой частью личности человека. Духовная жизнь включает в себя сознание общества, духовное производство и духовное общение человека. Общественное сознание – это отражение общественного бытия в разнообразных чувствах, представлениях, взглядах и теориях. Содержание общественного сознания раскрывается формами общественного сознания, которые различаются между собой по объекту и форме отражения, по социальным функциям. Результатом духовного производства являются идеи, теории, образы, духовные ценности. Духовное общение – это деятельность людей по обмену, распространению знаний, чувств, идеалов и т.д.
5. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. Искусство реально существует как система его видов. Искусство выполняет следующие функции: познавательную, мировоззренческую, воспитательную (воздействует на людей через эстетические идеалы), эстетическую (формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире), гедонистическую (доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника).
6. Моральное сознание представляет собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам общности в виде совокупности принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. В моральном сознании выражен некий стереотип, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Особенности морального сознания: всеобъемлющий характер, внеинституциональность, императивность.
Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой деятельности. Внеинституциональность морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества она не является сферой организованной деятельности людей. Императивность морали означает, что большинство требований апеллирует не к внешней целесообразности, а к моральному долгу, т.е. носит форму прямого повеления.
Следует различать понятия «мораль» и «нравственность». Под моралью понимают специфическую форму общественного сознания, концентрирующую в себе высокие идеалы и строгие императивы поведения. В понятие «нравственность» вкладывается другой смысл: это принципы реального, практического поведения людей, в которых строгость высокоморальных правил смягчена. Основными элементами морального сознания являются: система ценностных ориентаций, этические чувства, нравственные суждения и нравственные идеалы.
Мораль выполняет множество функций: регулятивную, оценочно-императивную, коммуникативную, воспитательную, познавательную.
7. Религия представляет сложное общественное образование. В ее структуре выделяется три основных момента: религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации.
Религиозное сознание представляет собой удвоение мира, поскольку наряду с реальным признается существование потустороннего. Главный признак религиозного сознания – вера в реальное существование сверхъестественных сил. Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию (совокупность пред-ставлений, чувств, настроений, привычек, традиций) и религиозную идеологию (систему идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации, богословы, служители культа). Неотъемлемой частью религии является религиозный культ, который представляет собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на сверхъестественное.
Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения.
Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования – социальные, гносеологические и психологические.
Основные функции религии: компенсаторная, регулятивная, мировоззренческая, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая.
8. Проблема личности в философии – это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково его место в мире и истории.
В философской литературе часто употребляются близкие по содержанию понятия: «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид – это всегда «один из многих». В понятии «индивид» не фиксируется каких-либо особенных свойств человека. Понятие «индивидуальность» обозначает уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств.
Личность – это социальная индивидуальность. Здесь человек рассматривается с двух сторон: специфических, социальных качеств и его индивидуальных свойств. Личность представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культур-ных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности). Личность рассматривается в философии как субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Деятельность человека является основой, на которой происходят развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей.
9. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, определенной системы знаний, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, школа, средства массовой информации и т.д. Поскольку социализация носит динамический характер, то личность – это всегда процесс, это постоянное становление. Социализация имеет три периода:
первичная или социализация ребенка;
промежуточная или социализация подростка;
устойчивая, целостная, т.е. социализация взрослого, в основном сложившегося человека.
Социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности, но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены также и внутренним, духовным миром человека. Личность, застывшая в своем формировании, в своих устремлениях – это уже деградирующая личность.
Каждая личность в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: студента, мужа, отца или матери и т.д. Ролевое обучение имеет два аспекта:
необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью;
не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.
10. Свобода – одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие принуждения. В истории философии свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Диалектический материализм исходит из определения свободы как процесса «познания необходимости», т.е. ее понимания и учета в деятельности.
В соответствии с этим определением свобода личности, социальной группы и общества в целом заключается не в независимости от объективных законов природы и общества, а в способности разумно выбирать свою линию поведения среди реальных возможностей. Эта относительная исторически, но вместе с тем вполне реальная практическая свобода личности выбирать и определять свою линию поведения возлагает на нее моральную и социальную ответственность, которая возрастает пропорционально ее свободе. Свобода и ответственность взаимосвязаны.
Свобода – это атрибут личности. Но свобода без ответственности – это произвол.
8. Современность и будущее человечества
Основные вопросы темы: